Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ понедѣльникъ Св. Пасхи.

Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка.

Такъ говоримъ мы ежедневно въ Символѣ Вѣры. Всѣмъ и каждому даемъ знать, что мы не принадлежимъ къ числу тѣхъ жалкихъ людей, кои думаютъ, что смертію все оканчивается для человѣка и самъ человѣкъ.

Мы, напротивъ, вѣруемъ и исповѣдуемъ, что смертію прекращается только жизнь временная, земная, тлѣнная; а жизнь вѣчная, безсмертная, безболѣзненная, совершенная, смертію только-что начинается. Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка.

Чаяніе великое и славное! Исповѣданіе самое свѣтлое и утѣшительное! — Что же они производятъ въ насъ? Свойство всякаго ожиданія таково, что оно сильно дѣйствуетъ на ожидающаго и заставляетъ его самого дѣйствовать. По/с. 610/смотрите на земледѣльца, онъ ожидаетъ всхода посѣянныхъ сѣмянъ и будущей жатвы; — и это ожиданіе занимаетъ его всего; онъ ложится спать и встаетъ съ мыслію о томъ, что-то будетъ съ его полемъ и нивою. Уже не разъ онъ былъ на ней, и смотрѣлъ: начинаетъ ли всходить зелень, и какова она? Объ этомъ, о будущемъ урожаѣ, разсуждалъ онъ при всякомъ случаѣ цѣлую зиму. Къ этому все готовятъ. Вотъ что производитъ чаяніе въ земледѣльцѣ!

Посмотрите на человѣка, дѣющаго куплю: онъ отпустилъ товары въ извѣстное мѣсто, и ожидаетъ — что будетъ на торжищѣ, какъ занятъ онъ ожиданіемъ! — Всякая вѣсть изъ того мѣста его трогаетъ, всякая перемѣна погоды на него дѣйствуетъ: то печалитъ, то веселитъ, такъ что на лицѣ его можно читать, что на дворѣ и что дѣлается съ природою. Такъ дѣйствуетъ чаяніе на купца!

Посмотрите на человѣка, преданнаго наукѣ, который чаетъ достиженія ученой степени или отличія: чего не приноситъ онъ въ жертву осуществленію сего чаянія? Жертвуетъ нерѣдко самою жизнію. А сколько ночей, проведенныхъ безъ сна надъ книгами! Сколько трудовъ перенесено!

Вотъ чѣмъ сопровождается всякое чаяніе въ земныхъ дѣлахъ! Оно заставляетъ человѣка трудиться, не жалѣть, такъ сказать, убивать себя.

Мы чаемъ жизни вѣчной: такое чаяніе, предъ коимъ всѣ прочія земныя чаянія весьма малы и, можно сказать, ничтожны. Судя по великости сего чаянія, какому бы великому долженствовало быть его дѣйствію! Не должно ли бы оно занять всю нашу душу, распространиться на всю нашу жизнь, проникнуть собою и оживить всю нашу дѣятельность? — Такъ и было съ тѣми, у коихъ упованіе жизни вѣчной было не на языкѣ, а въ сердцѣ, у коихъ вся жизнь была распоряжена по сему упованію — была, такъ сказать, прямымъ и непрестаннымъ отголоскомъ его.

Что производитъ упованіе жизни вѣчной въ насъ? Что дѣлаемъ для него мы? — И во-первыхъ, сообразна ли вся жизнь наша съ симъ ожиданіемъ, какъ того требуетъ великость и важность самаго ожиданія? То-есть, живемъ ли мы такъ, какъ должно жить людямъ, ожидающимъ блаженнаго безсмертія и жизни въ Богѣ? — Можемъ ли указать въ жизни нашей и сказать: это предпринято мною именно потому, что /с. 611/ я ожидаю жизни вѣчной; а это по тому самому оставлено мною? — И много ли такого? Можетъ ли каждый сказать: ради жизни вѣчной я примирился съ такимъ-то и оставилъ вражду, — ибо въ жизни вѣчной одна любовь, а вражды нѣтъ? Можетъ ли кто сказать: ради жизни вѣчной, а отказался отъ такого великаго, но неправеднаго прибытка, — ибо въ жизни вѣчной не терпимо сіе: она требуетъ одной правды? Можетъ ли кто сказать: я, ради жизни вѣчной, терпѣливо переношу лишеніе моихъ дѣтей, смерть сродниковъ, ибо что же, если они взяты скоро? Не туда ли они пошли, куда всѣмъ идти должно? И не лучше ли имъ тамъ, у Господа, нежели здѣсь, съ нами, среди моря соблазновъ и искушеній? — Много бы можно предложить подобныхъ вопросовъ; но довольно и предложенныхъ, дабы внимательный слушатель вопросилъ потомъ самъ себя: дѣйствуетъ ли на него, на его нравъ и жизнь ожиданіе жизни вѣчной?

Мы, вмѣсто дальнѣйшихъ вопросовъ, предложимъ одно замѣчаніе, и скажемъ, что изъ всѣхъ ожиданій и чаяній нашихъ, чаяніе жизни вѣчной остается празднымъ, почти безъ всякаго дѣйствія. На словахъ говорятъ: чаю жизни вѣчной, а на дѣлѣ дѣйствуютъ всѣ такъ, какъ бы была одна только жизнь временная, а вѣчной не было.

Кто теряетъ отъ сего: жизнь вѣчная, или мы? Жизнь вѣчная не теряетъ ничего: она придетъ въ свое время и посрамитъ собою худыхъ ожидателей. Но съ нашей стороны — потеря великая, невознаградимая. Ибо, если бы мы были проникнуты упованіемъ жизни вѣчной: то, во-первыхъ, были бы стократъ лучше — и въ мысляхъ, и въ чувствахъ, и въ нравахъ, и въ поступкахъ, а это самое уже было бы великою наградою. А кромѣ того, во-вторыхъ, худое ожиданіе жизни вѣчной дѣлаетъ настоящую жизнь мрачною, тягостною, горькою. Въ жизни много неизбѣжныхъ лишеній, страданій, потерь. Живое ожиданіе жизни вѣчной могло бы все это облегчать и услаждать, а теперь этого нѣтъ. Особенно блаженное упованіе безсмертія могло бы услаждать наши горестныя минуты жизни, напр., во время болѣзни, предъ смертію. А теперь какъ мы умираемъ? Смерть есть величайшее для насъ бѣдствіе.

Здѣсь-то познается, какъ ожидаемъ мы вѣчной жизни, и какъ любимъ ожидать? — Показываемъ себя сами. Ибо если /с. 612/ бы твердо чаяли, то какъ бы страшились того, чего чаемъ? Это — явное противорѣчіе! — Посмотрите на чающихъ воистину: для нихъ ангелъ смерти былъ любимѣйшій вѣстчій возврата въ отечество.

Перестанемъ же, возлюбленные, лишать сами себя величайшаго блага! Постараемся оживить въ себѣ надежду безсмертія, а она, оживленная, оживитъ насъ всецѣло и сдѣлаетъ мужественными среди самыхъ тяжкихъ искушеній, веселыми на одрѣ смерти. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 609-612.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.