Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ день Пасхи [1].

Памятуете ли, возлюбленные, какъ мы срѣтали нынѣшній день въ прошедшемъ году? Срѣтали и тогда съ радостію, ибо, свѣтлый праздникъ во славу воскресшаго Господа не /с. 608/ могъ не быть радостенъ для христіанина, но это духовное веселіе сильно было возмущено тогда и помрачалось отъ страха всеобщихъ смертныхъ опасностей, потому что грозная туча, нашедшая на насъ въ самый Великій Пятокъ, продолжала еще висѣть тогда надъ нами, и никто не могъ думать, что она, вмѣстѣ съ постомъ, уже прошла совершенно и не возвратится болѣе.

При воспоминаніи о всемъ этомъ, какъ не возблагодарить Господа, Который попустилъ придти на насъ въ прошедшемъ году столь тяжкому искушенію, но вмѣстѣ съ тѣмъ даровалъ намъ и силы перенести его благодушно: наказуя, наказалъ насъ, яко Отецъ, за грѣхи наши, смерти же не предаде насъ (Псал. 117, 18).

Нынѣ другое! Надъ нами нѣтъ уже прежней грозы и страховъ; посему намъ можно бы вполнѣ предаться радости и веселію о торжествѣ воскресшаго Спасителя нашего. Но есть и нынѣ, какъ сами вѣдаете, причина, уменьшающая нашу радость и заставляющая растворять оную иногда слезами сокрушенія. Ибо тогда, какъ мы радостно возглашаемъ здѣсь: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ, — въ это самое время тысячи братій нашихъ полагаютъ въ нашей же странѣ души свои въ жестокихъ битвахъ со врагами. Вѣруемъ и надѣемся, что они, не воздыхая, а охотно приносятъ себя въ жертву для блага отечества, но намъ можно ли, среди радости нашей, забыть ихъ мученическое положеніе, ихъ раны и кровь?

Посему радость о воскресеніи Господнемъ должна принять у насъ нынѣ другой характеръ. Сообразно чрезвычайнымъ и горестнымъ обстоятельствамъ нашимъ, уже не прилично было бы сей радости сопровождаться у насъ какими-либо чувственными увеселеніями и разсѣяніемъ мірскимъ, какъ это было прежде. — Вмѣсто сего, должна взять верхъ сила благочестія христіанскаго, должно усугубиться посѣщенію храмовъ Божіихъ, увеличиться молитвамъ, открыться усердію къ вспоможенію бѣднымъ и къ прочимъ святымъ дѣламъ набожности христіанской.

Помолимся Воскресшему, да даруетъ, подвизавшимся за имя Его и за благо отечества, братіямъ нашимъ духа вѣры, терпѣнія и мужества; да благословляются подвиги ихъ и да вѣнчаются побѣдою надъ врагами; да усладятся благо/с. 609/датію Его послѣднія минуты тѣхъ, коимъ суждено пасть жертвою брани; да отпустятся имъ вольныя и невольныя грѣхопаденія ихъ, и да обрящутъ души ихъ успокоеніе въ царствіи небесномъ.

Помолимся и о западныхъ противникахъ нашихъ, кои торжествуютъ нынѣ свою пасху въ единъ день съ нами, да, озаренные свыше, узрятъ и познаютъ, за кого они постыдно ратуютъ, кому безразсудно приносятъ въ жертву свою жизнь, и, познавши все сіе, да престанутъ быть противу насъ союзниками враговъ креста Христова!

Помолимся, наконецъ, за сихъ самыхъ враговъ, то есть, злосчастныхъ поклонниковъ лжепророка, да вникнутъ и уразумѣютъ, что если временное спасеніе державы ихъ зависитъ уже не отъ Магомета и алкорана, а отъ силы и искусства народовъ христіанскихъ, то тѣмъ паче вѣчное спасеніе душъ ихъ не можетъ быть обрѣтено ими нигдѣ болѣе, какъ токмо подъ сѣнію креста Христова.

Простимъ всѣмъ и вся воскресеніемъ, и всѣхъ обымемъ желаніемъ имъ спасенія и молитвою, да прославится такимъ образомъ въ насъ благодать воскресшаго Господа, Который положилъ душу Свою для спасенія рода человѣческаго, и воскресъ для блага всѣхъ падшихъ сыновъ Адама. — Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесенное въ Одесскомъ каѳедральномъ соборѣ 27-го марта 1855 г.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 607-609.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.