Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово на отданіе Пасхи.

Христосъ воскресе!

Святый Псалмопѣвецъ, изображая въ псалмахъ различныя состоянія души благочестивой, замѣтилъ между ними одно такое, въ коемъ самый остатокъ побуждаетъ человѣка радоваться и прославлять торжественно имя Господне. И останокъ помышленія, говоритъ онъ, обращаясь отъ лица благочестивой души къ Богу, празднуетъ Ти! (Псал. 75, 11). Едва ли, братіе, мы нынѣ не находимся въ подобномъ состояніи. Въ продолженіе четыредесяти дней празднества воскресенія Христова, всякъ изъ насъ имѣлъ столько времени, побужденій и случаевъ къ размышленію о всѣхъ обстоятельствахъ сего преславнаго событія, что нынѣ у каждаго, вѣроятно, есть какой-либо останокъ благочестивыхъ помышленій, и притомъ такой, что исполняетъ душу радостію и побуждаетъ снова торжествовать въ честь Воскресшаго.

Безъ сомнѣнія, останокъ сей различенъ, смотря по состоянію каждаго, ибо одинъ болѣе способенъ размышлять о предметахъ духовныхъ, другой — менѣе; тотъ прилежнѣе размышлялъ въ прошедшіе дни о празднествѣ, другой проводилъ ихъ безъ особеннаго размышленія; обращавшійся съ молитвою въ духѣ къ Воскресшему принималъ отъ Него Самого тайны созерцанія, а необращавшійся, по тому самому, лишенъ сея благодати. Я могу сказать только о томъ, что нынѣ /с. 605/ осталось въ умѣ моемъ отъ собственныхъ моихъ размышленій о праздникѣ. Можетъ быть, въ семъ случаѣ я сойдусь въ мысляхъ съ нѣкоторыми изъ васъ: въ такомъ случаѣ отъ общаго останка будетъ общее, и потому большее, празднество. А если и не сойдемся въ однѣхъ мысляхъ, то не будетъ вреда, ибо, во-первыхъ, чувство благоговѣнія и любви къ Воскресшему останется у всѣхъ одно; а во-вторыхъ, разнообразіе мыслей благочестивыхъ подастъ новую пищу душамъ благочестивымъ.

При обращеніи послѣдняго взора на празднество воскресенія Христова, мысль моя, братіе, остановилась на времени, до коего продолжается у насъ это празднованіе. Не прежде, какъ по прошествіи четыредесяти дней, мы престаемъ праздновать воскресеніе Господне, и это потому, что Воскресшій пробылъ на землѣ, по воскресеніи, четыредесять дней. Почему же и для чего пробылъ Онъ на землѣ именно столько дней, не болѣе и не менѣе? — Въ такой жизни, какова жизнь Господа нашего, должно быть все строго расчислено и не можетъ быть ничего случайнаго. Кромѣ того, поелику земная жизнь Господа есть образецъ нашей жизни, такъ что, по Апостолу, въ насъ то же должно мудрствоваться, что и во Христѣ Іисусѣ (Филип. 2, 5), — то причина, почему Господь оставался, по воскресеніи, на землѣ, сорокъ дней, должна имѣть отношеніе и къ нашей жизни. Гдѣ же она и въ чемъ?

Въ отвѣтъ на сіе, должно сказать, во-первыхъ, что четыредесятидневное продолженіе времени издревле было важно, и встрѣчается въ Священномъ Писаніи токмо при особенныхъ случаяхъ. Такъ израильтяне, по исходѣ изъ Египта, до вступленія въ Ханаанъ, странствуютъ въ пустынѣ четыредесятъ лѣтъ; и Моисей пріуготовляется на Синаѣ къ принятію закона четыредесять дней; столько же дней Илія идетъ въ Хоривъ, гдѣ ожидало его явленіе славы Божіей; столько же дней Самъ Господь проводитъ въ пустынѣ предъ вступленіемъ въ должность всемірнаго Ходатая и Учителя. Такимъ образомъ, число четыредесять можно назвать числомъ пріуготовленія къ чему-либо великому. — Господу, по воскресеніи, предстояла величайшая высота — престолъ славы, сѣдѣніе одѣсную Бога Отца, управленіе Церковію и всѣмъ міромъ. Посему не составляло ли четыредесятидневное пребываніе Его по воскресеніи на землѣ и для Него, то-есть /с. 606/ для Его человѣчества, нѣкоего пріуготовленія ко вмѣщенію полноты божественной славы? — Правда, что Божество въ Немъ соединено ѵпостасно съ человѣчествомъ, но оно соединено и дѣйствуетъ безъ нарушенія законовъ человѣчества; посему и обнаруживало себя на землѣ постепенно, а иногда и вовсе закрывалось: такъ говорится о Немъ, что Онъ возрасталъ премудростію и благодатію у Бога и человѣковъ (Лук. 2, 52); — такъ, Онъ Самъ говорилъ во время земной жизни Своей, что о дни и часѣ послѣднемъ никтоже вѣсть, ни ангели, ни Сынъ, токмо Отецъ (Марк. 13, 32). Посему нѣтъ ничего несообразнаго съ достоинствомъ Богочеловѣка, если Онъ, по человѣчеству Своему, въ продолженіе четыредесяти дней по воскресеніи, постепенно приближался къ той высотѣ божественной славы, на которую долженъ Онъ былъ взойти, по вознесеніи Своемъ на небо.

Но какое же, спросишь, отношеніе сего событія въ жизни Господа въ нашей жизни? — Весьма не малое: вспомни о сороковомъ днѣ по смерти! Святая Церковь издревле обыкла продолжать поминовеніе усопшихъ особенно до сего дня, почему? Не потому ли, что и съ нашими душами, въ продолженіе сего времени, происходитъ нѣчто подобное тому, что было съ Господомъ, до Его вознесенія на небо; т. е. что онѣ, хотя отрѣшенныя отъ земли, но еще не восходятъ на небо, и находятся въ состояніи нѣкоего пріуготовленія? Ему, яко безгрѣшному, не отъ чего было очищаться въ продолженіе сего времени, а надлежало только, если можно такъ сказать, постепенно возвыситься человѣчествомъ до безпредѣльнаго величія Божества, въ Немъ обитающаго тѣлеснѣ; а намъ, безъ сомнѣнія, отъ многаго надобно будетъ очиститься, оставляя міръ сей, ибо какъ бы мы ни старались быть свободными отъ того, что въ мірѣ, но прахъ суетъ земныхъ непримѣтно налегаетъ здѣсь на самую чистую душу. Имѣя въ виду сей великій и трудный подвигъ, предлежащій душѣ по смерти, и желая оказать ей помощь въ толь важное время, когда рѣшается, куда идти ей, — горѣ́ ли, къ престолу Божію подобно своему Спасителю, или долу, во глубины ада, подобно врагу-искусителю, — святая Церковъ молится за умершихъ особенно въ продолженіе четыредесяти дней по смерти; и многія явленія изъ другаго міра свидѣтельствуютъ, какъ нужны молитвы сіи для усопшихъ, и какъ /с. 607/ дѣйствительны онѣ, когда совершаются въ духѣ живой вѣры въ Искупителя, и живой христіанской любви къ усопшимъ.

А мы, возлюбленные братіе, зная сіе, должны, во-первыхъ, прилагать все стараніе о томъ, чтобы въ продолженіе жизни, какъ можно болѣе, освобождать свою душу отъ всего земнаго, нечистаго и грѣховнаго, ибо все сіе, какъ тяжесть, будетъ лежать на ней по смерти и не попускать ей возноситься горѣ́. Во-вторыхъ должны, какъ можно прилежнѣе, совершать молитвы за умершихъ братій нашихъ: это самая лучшая жертва любви, какую мы можемъ приносить другъ другу.

Таковъ, братіе, остатокъ моихъ помышленій у гроба Спасителя. Вѣроятно, у нѣкоторыхъ изъ васъ осталось болѣе: да возблагодарятъ таковые Господа и да поспѣшатъ обратить оставшееся въ назиданіе свое и другихъ! Ибо мы всѣ, по слову Апостола, должны назидать другъ друга. Съ нашей стороны довольно и того, что малый останокъ мыслей, переданный вамъ теперь, по выраженію Псалмопѣвца, празднуетъ, — располагаетъ душу къ радости и прославленію воскресшаго Господа. Ибо какъ не возрадоваться, представляя, что въ нашей жизни повторяются событія Его божественной жизни, и что съ нами, по смерти, бываетъ нѣчто подобное тому, что было съ Нимъ по воскресеніи? — Какъ не возблагодарить нашего Спасителя и Господа, помышляя, что Онъ во всѣхъ отношеніяхъ оставилъ намъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его? (Іоан. 13, 15; 1 Петр. 2, 21). — Во всѣхъ, говорю, отношеніяхъ, ибо какъ ни велика слава, въ коей мы узримъ Его завтра, на Елеонѣ, но и она принадлежитъ не Ему одному, а всѣмъ истинно любящимъ Его.

О, братіе, величественная, неизглаголанная участь ожидаетъ насъ! Поемъ убо и не престанемъ пѣть воскресшему Господу: славно бо, славно прославися! (Исх. 15, 1). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 604-607.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.