Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово на отданіе Пасхи.

Христосъ воскресе!

Преходя отъ празднества къ празднеству, мы непримѣтно пришли уже къ подножію Елеона, и въ послѣдній разъ воз/с. 602/глашаемъ: Христосъ воскресе! — Многіе изъ насъ, безъ сомнѣнія, паки удостоятся видѣть и воспѣвать воскресенія день; а нѣкоторые, и это также не подлежитъ сомнѣнію, — будутъ праздновать, если окажутся достойны, слѣдующую Пасху уже въ невечернемъ дни царствія Христова. Кто первые и кто послѣдніе? — не знаемъ; извѣстно только, что каждый изъ насъ можетъ принадлежать къ числу послѣднихъ. И вотъ причина, почему многіе проводятъ настоящій день съ нѣкоторымъ какъ бы уныніемъ. Желалось бы никогда не оканчивать радостныхъ пѣснопѣній, никогда не разставаться съ свѣтлымъ торжествомъ!

Но, братіе, развѣ это невозможно? — Развѣ нѣтъ средствъ продлить во всей силѣ — не день, а радость воскресенія Христова? — Къ сему самому направлено все въ христіанствѣ; въ семъ состоитъ самое истинное христіанство. Ибо въ чемъ состоитъ оно? Не въ обновленіи ли духа, не въ пріятіи ли свыше новаго сердца; не въ воскресеніи ли со Христомъ? Но, кто разъ истинно воскресъ духомъ, для того вся послѣдующая жизнь есть торжество воскресенія, у того каждый день свѣтелъ, тотъ всѣми дѣлами своими непрестанно говоритъ: воистину воскресе Христосъ! Посему, кто не хочетъ разставаться съ торжествомъ воскресенія, да вѣдаетъ, что онъ и не долженъ разставаться, что внутрь его должно быть всегдашнее воскресеніе! Для сей-то цѣли, святая Церковь и обновляетъ, чрезъ каждые шесть дней, память воскресенія Христова, — давая разумѣть каждому, что торжество сіе, рано или поздно, должно сдѣлаться у христіанина непрерывнымъ.

«Но средство къ сему», помыслитъ кто-либо, «такъ велико и многосложно, что дѣятельное употребленіе его можетъ быть только удѣломъ весьма немногихъ. Многіе ли могутъ похвалиться своимъ духовнымъ совоскресеніемъ Христу?» — Подлинно, братіе, немногіе. Но это — наша вина, и вина самая великая, ибо воскресеніе сіе непремѣнно должно принадлежать всѣмъ и каждому; въ немъ состоитъ, какъ мы сказали, самая сущность христіанства, безъ него нѣтъ и не можетъ быть истиннаго христіанства.

Это, братіе, не мои мысли и заключенія. Разгните Писанія Апостоловъ Христовыхъ: тамъ, на каждой страницѣ, вы увидите, что христіанинъ есть человѣкъ обновленный, /с. 603/ воскресшій, вновь созданный. Посему, когда кому-либо предложенное нами средство, продлить себѣ радость воскресенія чрезъ обновленіе своего духа во Христѣ, покажется средствомъ не такъ близкимъ и всеобщимъ, то это явный знакъ, что таковой не только не есть истинный послѣдователь Христовъ, но и не вѣдаетъ, что требуется непремѣнно для сего послѣдованія, и что оно совершенно невозможно безъ обновленія духа. Таковому надобно посему стараться не о продолженіи для себя радости, какой бы то ни было, а о произведеніи въ себѣ духа сокрушенія о томъ, что онъ доселѣ носилъ имя христіанина, не заботясь о томъ, чтобы на самомъ дѣлѣ быть имъ, то-есть, стяжать сердце новое и духъ новый, — сердце Божіе, духъ Христовъ.

Обратимся къ празднику. Итакъ, мы должны нынѣ совершить, по выраженію Церкви, отданіе воскресенія нашего Господа. Въ чемъ же должно состоять сіе отданіе? — Явно не въ одномъ сокращенномъ повтореніи праздничнаго богослуженія и не въ одномъ окончаніи радостныхъ пѣснопѣній: это составило бы отданіе устъ, а Господь хощетъ нашего сердца. Не то отдалъ Онъ за насъ, не то и мы должны отдавать Ему. Предадимъ Ему свой умъ, да будетъ онъ Христовъ, да не является въ немъ ни единаго возношенія, взимающагося на разумъ Божій (2 Кор. 10, 5), ни единой тьмы подъ видомъ свѣта; — предадимъ Ему сердце, да будетъ оно Христовымъ, свободнымъ отъ пристрастія къ міру и его благамъ, постоянно устремленнымъ туда, гдѣ Его вѣчное сокровище (Матѳ. 6, 21); — предадимъ волю, да будетъ Христовою, заключенною въ святомъ Его Евангеліи, скорою на всякое дѣло благое, и недвижною къ злу; — предадимъ душу и тѣло и весь животъ нашъ, да будетъ и онъ заключенъ со Христомъ въ Богѣ (Кол. 3, 3); да живемъ не столько мы сами въ себѣ, сколько Христосъ въ насъ. Предадимъ, ибо сколько бы мы ни предавали себя Христу, Царю и Богу нашему, никогда не возможемъ предать себя Ему такъ, какъ Онъ предалъ Себя за насъ, и предаетъ Себя доселѣ всѣмъ намъ въ таинствѣ Евхаристіи.

Таковое преданіе себя Христу будетъ самымъ лучшимъ для насъ пріуготовленіемъ и къ празднованію вознесенія Христова. Если нашъ умъ и мысли будутъ принадлежать /с. 604/ Христу, то они не останутся на землѣ, мы будемъ смотрѣть не на видимое, а на невидимое (2 Кор. 4, 18), — мудрствовать горняя (Кол. 3, 2). Если наше сердце и воля будутъ принадлежать Христу, то не станутъ блуждать по землѣ, а будутъ искать вышнихъ, идѣже есть Христосъ, одесную Бога сѣдя (Кол. 3, 1). Самая плоть наша, принадлежа Христу, начнетъ забывать свою бренность, утренневать къ горнему Іерусалиму, воздыхать о жилищѣ небесномъ.

А Христосъ премилосердый не оставитъ навсегда Своихъ на землѣ, пріидетъ къ нимъ, по непреложному обѣщанію Своему Самъ, и возметъ туда, гдѣ теперь Онъ (Іоан. 14, 3): — еже буди всѣмъ намъ по благодати и человѣколюбію Его! — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 601-604.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.