Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ субботу Свѣтлыя Седмицы, предъ раздаваніемъ артоса.

Христосъ воскресе!

Питавъ насъ со всѣмъ изобиліемъ въ продолженіе настоящей седмицы невещественнымъ хлѣбомъ слова Божія и сладкихъ пѣснопѣній, св. Церковь, изъ снисхожденія къ слабости нашей, собрала насъ нынѣ для преломленія намъ и хлѣба вещественнаго. Но, какъ міръ самыя духовныя вещи привыкъ унижать до плоти и крови, такъ Церковь самое чувственное возводить до духа. Не напрасно на раздробляемомъ хлѣбѣ видны изображенія священныхъ предметовъ: это самымъ близорукимъ въ духовномъ разумѣніи указываетъ на его духовное значеніе и важность.

Для чего же онъ раздробляется нынѣ? — Раздробленіе св. хлѣба, по ясному указанію самой Церкви въ молитвѣ, читаемой при его освященіи, совершается нынѣ въ память воскресенія Христова. Почему съ памятію воскресенія соединилось понятіе о хлѣбѣ, когда при самомъ воскресеніи не было и не могло быть никакого хлѣба, — на это есть многія причины. И во-первыхъ, ветхозавѣтная пасха іудейская, учрежденная при исходѣ израильтянъ изъ Египта, и служившая прообразованіемъ нашей Пасхи, соединена была съ семидневнымъ вкушеніемъ особеннаго, священнаго хлѣба, называемаго опрѣсноками. Надлежало напомнить и христіанамъ, среди Пасхи, о семъ вкушеніи, которое у израильтянъ заключало много поучительнаго. Наиболѣе же благословляется нынѣ хлѣбъ въ память воскресенія Христова потому, что въ сказаніяхъ евангелистовъ не разъ видимъ воскресшаго Господа или вкушающимъ, или благословляющимъ вкушеніе. Такъ подъ вечеръ того самаго дня, въ который Онъ воскресъ, Онъ преломляетъ хлѣбъ въ Эммаусѣ, и познается въ семъ преломленіи двумя учениками Своими, не узнавшими Его во все продолженіе пути съ Нимъ. Въ вечеру сего же дня, въ Іерусалимѣ, среди учениковъ Своихъ, Господь Самъ благоволитъ вкушать рыбу и медъ въ доказательство того, что они видятъ предъ собою не призракъ, а истиннаго своего Учителя, дѣйствительно воскресшаго изъ мертвыхъ. Потомъ въ Галилеи, при морѣ /с. 593/ Тиверіадскомъ, воскресшій Господь уготовляетъ чудесно цѣлую трапезу для утружденныхъ всенощнымъ, напраснымъ ловленіемъ рыбы учениковъ Своихъ, и за сею трапезою троекратно дружески истязуетъ любовь Петра вопросомъ: любиши ли Мя?

Вотъ сколько событій напоминается святымъ хлѣбомъ, нынѣ раздробляемымъ. Много въ немъ таинъ! Много совершено надъ нимъ молитвъ! Много заключено въ немъ благословеній!

Итакъ, христіанинъ, вкушая хлѣбъ сей, приведи себѣ на память, во-первыхъ, исходъ израильтянъ изъ Египта, и смотри, гдѣ ты самъ, не въ Египтѣ ли доселѣ, не фараону ли — богу вѣка сего, работаешь? Токмо идѣже Духъ Господень, ту истинная свобода (2 Кор. 3, 17). Если въ тебѣ нѣтъ Сего Духа, то ты рабъ страстей. Если тебя не освободитъ отъ рабства грѣха Сынъ Божій, то ты вѣчно останешься рабомъ. Обратись же къ Нему съ желаніемъ творить волю Его. Начни поражать, при помощи Божіей, враговъ своего спасенія, какъ десятью казнями, исполненіемъ десяти заповѣдей. Когда послѣднею изъ нихъ: не пожелай (Исх. 20, 16. 17), поразятся самые первенцы Египта — нечистыя мысли и желанія, то узы грѣха, тебя гнетущія, разрѣшатся сами собою, и ты изыдешь въ свободу Духа. Но исшедъ въ пустыню самоотверженія, не обращай лица къ Египту, подавляй, если бы и открылась, алчбу къ мясамъ египетскимъ — плотскимъ наслажденіямъ. Довольно съ тебя хлѣба ангельскаго, манны небесной — тѣхъ наслажденій духа, коими питаетъ Господь вѣрныхъ рабовъ Своихъ. — Иначе и на предѣлахъ небеснаго Ханаана могутъ воздвигнуться гробы похотѣнія — за крастели (Исх. 16, 13; Числ. 11, 33. 34) — земныхъ и грѣховныхъ радостей.

Отъ пасхи іудейской, христіанинъ, обратись мыслію, при вкушеніи нынѣ хлѣба, къ Пасхѣ христіанской, — размысли, для чего и какъ былъ вкушаемъ, или благословляемъ воскресшимъ Господомъ хлѣбъ, и поучайся самъ вкушать его такимъ образомъ.

Двое изъ учениковъ Іисусовыхъ не познаютъ своего Господа во все продолженіе пути съ Нимъ. Не происходитъ ли того же, возлюбленный слушатель, и съ нами, на пути нашей жизни? — Богъ не можетъ, чтобы на семъ пути не /с. 594/ было съ каждымъ изъ насъ Іисуса, ибо Онъ обѣщался пребывать съ вѣрующими въ Него во вся дни. Но познался ли Онъ каждому изъ насъ, какъ должно? Узнали ли мы въ Немъ своего Спасителя и Господа? Убѣдились ли совершенно, что нѣтъ, ни на землѣ, ни на небѣ, другаго имени, о коемъ можно было бы спастися, кромѣ имени Іисусова (Дѣян. 4, 12)? Что безъ Него всякій человѣкъ есть врагъ Божій, есть мертвая розга, годная только на сожженіе? — И твой день жизни, возлюбленный братъ, или уже преклонился, или преклонится: худо будетъ достигать запада жизни безъ небеснаго Спутника; ужасно проходить сѣнь смертную одному — безъ Спасителя! Спѣши же познать Его, хотя въ преломленіи хлѣба, — по тѣмъ чувственнымъ знаменіямъ, въ коихъ Онъ благоволилъ являть Свое присутствіе въ Церкви Своей; — старайся чаще причащаться трапезы Господней, которая предлагается всѣмъ вѣрующимъ: преизбытокъ любви Христовой, въ ней открывающійся, согрѣетъ твое хладное сердце, и ты начнешь мало-по-малу, вкушая, познавать, коль благъ Господь (Псал. 33, 9), и сколь близокъ всѣмъ, призывающимъ Его во истинѣ (Псал. 144, 18).

Предъ учениками, въ Іерусалимѣ, вкушаетъ Господь пищу въ удостовѣреніе, что они видятъ предъ собою не призракъ, а дѣйствительное тѣло своего Учителя. Смотри, возлюбленный, и ты, не призракъ ли вся вѣра твоя, не состоитъ ли она изъ однихъ праздныхъ понятій, не имѣющихъ вліянія на твою жизнь; не ограничиваешься ли ты однимъ образомъ благочестія, не радя о силѣ его, о томъ, чтобы не казаться токмо честнымъ предъ людьми, но и быть на самомъ дѣлѣ таковымъ предъ Богомъ, въ своей совѣсти? Признакъ и доказательство истиннаго христіанства, — не созерцанія и обиліе познаній, не многоглаголаніе и совопросничество, не очищеніе внѣшнихъ сткляницъ и блюдъ, а совлеченіе ветхаго человѣка съ его страстями и похотями, возрожденіе въ духѣ, хожденіе по образу Христа и внутренній крестъ. Если въ тебѣ есть сіе, то Христосъ воскресъ въ тебѣ дѣйствительно, и ты можешь предаться всей радости о воскресеніи Его: въ противномъ случаѣ, тебѣ и теперь еще нужны Петровы слезы и мытарево сокрушеніе.

Есть чему поучиться и на вечери, бывшей на берегу моря Тиверіадскаго. Верховные изъ Апостоловъ всю ночь /с. 595/ трудятся безъ успѣха въ ловленіи рыбъ, доколѣ Самъ Спаситель, внезапно явившись, не повелѣлъ имъ снова бросить мрежи. Не думай и ты, кто бы ты ни былъ, безъ благословенія Божія успѣть въ дѣлѣ духовнаго совершенства. Ты можешь стяжать всѣ блага міра, но безъ Него не можешь пріобрѣсти той драгоцѣнной жемчужины (Матѳ. 13, 46), которая дороже всего міра. Можешь украсить себя нѣсколькими добродѣтелями, каковыми и украшались многіе изъ язычниковъ, но не можешь, никакъ не можешь перемѣнить своего злаго сердца, исторгнуть изъ него корень грѣха. Это выше твоихъ силъ, выше силъ всѣхъ ангеловъ; это дѣло Его, Его единаго. Къ Нему обращайся за симъ, Ему молись о семъ. Когда Онъ затворитъ въ тебѣ источники бездны (Быт. 8, 2), хлябіи природнаго зла, тогда ничто не разверзетъ ихъ. Когда Онъ отверзетъ въ тебѣ источникъ добра — любви къ Богу и ближнему, то уже никакая сила ада не заключитъ его: онъ будетъ течь въ животъ вѣчный.

Но слышишь ли, возлюбленный братъ, какой вопросъ предлагается на богоучрежденной вечери тиверіадской? — Любиши ли Мя? Любиши ли Мя? говоритъ Господь. Если Петръ, разъ измѣнившій, троекратно слышалъ сей вопросъ, то сколько разъ Онъ долженъ оглашать нашъ съ тобою слухъ? Не будемъ спѣшить однако отвѣчать на него языкомъ Петровымъ; возъимѣемъ прежде сердце Петрово: требуется не слова, а дѣло. Аще кто любитъ Мя, говоритъ Самъ Вопрошающій, слово Мое соблюдетъ (Іоан. 14, 23). Вотъ признакъ любви! Имѣешь ли его? — Благо тебѣ, если имѣешь, ибо въ такомъ случаѣ ты можешь, еще до смерти, видѣть Господа и вечерять съ Нимъ. Аще кто любитъ Мя, говоритъ Онъ, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23).

Воспоминая такимъ образомъ, при нынѣшнемъ вкушеніи св. хлѣба, всѣ сіи евангельскія вечери, можно ли, братіе, наконецъ забыть и ту блаженную вечерю, которая, хотя не была учреждена воскресшимъ Спасителемъ, поелику и не могла бы учреждена на землѣ, но тѣмъ не менѣе Имъ обѣщана послѣдователямъ Его въ царствіи небесномъ (Матѳ. 26, 29)? А воспоминая о вечери, ожидающей насъ въ семъ царствіи, можемъ ли не привести себѣ на память и оную брачную одежду, которая тамъ потребуется отъ всякаго? — /с. 596/ Ужасна участь раба, изверженнаго, по причинѣ недостатка сей одежды, во тьму кромѣшнюю! — Поспѣшимъ же, братіе, заранѣе пріобрѣсти драгоцѣнную одежду благихъ дѣлъ, и заранѣе покрыть и украсить ее заслугами Христовыми, дабы, при первомъ зовѣ, быть готовыми на бракъ Агнчій. Поспѣшимъ, ибо какъ на землѣ, такъ и на небѣ, царскія двери не всегда отвереты: будетъ время, когда онѣ затворятся навсегда, и толкущимъ въ нихъ скажется: не вѣмъ васъ (Матѳ. 25, 12)! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 592-596.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.