Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ субботу Свѣтлыя Седмицы на литургіи.

Христосъ воскресе!

Бесѣдуя съ вами въ прошедшіе дни, мы искали, братіе, для васъ и для себя слова назиданія; нынѣ подъ конецъ свѣтлыхъ дней, въ заключеніе нашихъ собесѣдованій, мнѣ желалось обрѣсти и для васъ и для себя какое-либо слово утѣшенія. Ибо для христіанина нужно и назиданіе духовное, но еще нужнѣе иногда утѣшеніе. Въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 33), сказалъ нашъ Спаситель; и нѣтъ ничего вѣрнѣе словъ сихъ. Гдѣ же скорбящимъ обрѣтать утѣшеніе, какъ не у престола благодати? Когда и намъ преподавать утѣшеніе, какъ не въ сіи свѣтлые дни?

Ища, такимъ образомъ, слова утѣшенія въ словѣ Бо/с. 588/жіемъ (ибо мы богаты не своимъ, а Его богатствомъ), я преходилъ мыслію по разнымъ мѣстамъ его, въ коихъ содержатся обѣтованія утѣшительныя. Многія изъ нихъ останавливали меня, но одно удивило. Я изумился, какое великое и утѣшительное обѣтованіе содержится въ немъ, и какъ мало мы всѣ обращаемъ на него вниманія, какъ мало даже знаемъ Его.

Прежде, нежели объявлю вамъ эту драгоцѣнную находку, позвольте, братіе, узнать отъ васъ, чего бы вы пожелали испросить себѣ отъ воскресшаго Господа въ знакъ любви Его къ вамъ, если бы это было позволено вамъ, — испросить здѣсь, на землѣ, въ этой жизни, не тамъ на небѣ, гдѣ для всѣхъ любящихъ Его уготовано блаженство нескончаемое? Я думаю, что вмѣсто всѣхъ даровъ и знаковъ любви отъ Воскресшаго, вы пожелали бы имѣть возможность увидѣть, Его хотя разъ въ жизни, пасть къ стопамъ Его, облить ихъ слезами, принять отъ Него разрѣшеніе грѣховъ, услышать миръ и благословеніе. Многіе, думаю, готовы были бы за милость сію отдать самую жизнь.

Возрадуйтеся и возвеселитеся, души, любящія Господа и желающія насладиться лицезрѣніемъ Его! — Эту, столь драгоцѣнную для васъ милость, обѣщаетъ вамъ Онъ Самъ. Внемлите!

Имѣяй заповѣди Моя, и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя, а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ: и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21).

Чтобы точнѣе и лучше уразумѣть силу и смыслъ сего утѣшительнаго обѣтованія, разсмотримъ, братіе, пристальнѣе, — кому, когда и для чего дано оно Господомъ?

Слова сіи составляютъ часть послѣдней прощальной бесѣды Господа съ учениками предъ Его страданіемъ. Главною цѣлію сей бесѣды было преподать ученикамъ утѣшеніе на время разлуки съ ними. Для сего Спаситель употребляетъ разныя средства: увѣряетъ ихъ въ покровительствѣ Своего Отца (Іоан. 14, 1), обѣщаетъ имъ Духа Утѣшителя (14, 16), наконецъ, объявляетъ, что самая наступающая разлука продлится недолго, и они паки всѣ свидятся съ Нимъ. Не оставлю васъ сиры: пріиду къ вамъ. Еще мало, и міръ къ тому не увидитъ Мене, вы же увидите Мя: яко Азъ живу, и вы живи будете (Іоан. 14, 18. 19).

/с. 589/ На сихъ словахъ можно было бы остановиться, ибо о свиданіи съ учениками все сказано. Но, видно, взоръ Господа въ эту минуту отъ настоящаго простерся въ будущее; вѣрно, предстали Ему тутъ всѣ Его послѣдователи, страждущіе и обремененные; Онъ увидѣлъ всѣхъ насъ, всѣ наши печали, скорби и искушенія, увидѣлъ, что утѣшеніе нужно не для однихъ двѣнадцати, а для всѣхъ; — и уста Его паки разверзлись: имѣяй заповѣди Моя, продолжалъ Онъ, и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ: и Азъ возлюблю Его, и явлюся ему Самъ. То-есть, какъ бы такъ говорилъ Господь: Я сказалъ, что Моя разлука съ вами окончится свиданіемъ, и что вы всѣ паки увидите Меня; мало сего: Меня увидятъ, кромѣ васъ, и всѣ любящіе Меня, всѣхъ мѣстъ и временъ, Я буду являться каждому истинному послѣдователю Моему, когда найду то нужнымъ для него.

Въ такихъ обстоятельствахъ произнесено, братіе, драгоцѣнное обѣтованіе Господа, нами разсматриваемое. Если можетъ быть при семъ какое-либо недоумѣніе, то одно: не относится ли это обѣтованіе о благодатномъ явленіи Его къ тѣмъ же Апостоламъ, коимъ обѣщано свиданіе, или, по крайней мѣрѣ, къ ближайшимъ послѣдователямъ Христовымъ, а не къ намъ, столь отдаленнымъ отъ нихъ и по времени, тѣмъ паче, по скудости добродѣтелей христіанскихъ.

Подлинно, братіе, если бы намъ самимъ надлежало рѣшить это сомнѣніе, то мы не осмѣлились бы рѣшить его въ нашу пользу, и никогда не дерзнули бы такъ твердо обѣщать вамъ отъ лица Господа столь великую милость, каково Его явленіе. Ибо кто осмѣлится, скажемъ словами Апостола, свести Христа съ неба (Рим. 10, 6), коль скоро Ему не угодно оставить его? — Но теперь мы можемъ сказать другое: кто осмѣлится возвести Христа на небо, коль скоро Ему угодно продолжать являться на землѣ? Ибо теперь мы не можемъ, никакъ не можемъ, сомнѣваться въ томъ, чтобы обѣтованіе Господа о непосредственномъ явленіи Его не относилось ко всѣмъ истиннымъ послѣдователямъ Его, слѣдовательно, и къ намъ, если будемъ таковыми.

Эту драгоцѣнную невозможность сомнѣваться — доставилъ намъ одинъ изъ Апостоловъ Христовыхъ, Іуда не-Искаріот/с. 590/скій, и доставилъ, кажется, самъ не думая о томъ, по внезапному вдохновенію свыше. При слушаніи разсматриваемаго нами обѣтованія Господа, и ему показалось, что оно относится къ однимъ Апостоламъ. При такой мысли сердце любвеобильнаго ученика исполнилось сожалѣніемъ, что Учитель и Господь хочетъ ограничить свиданіе Свое одними ближайшими учениками Своими: и вотъ — по любви своей, онъ дерзнулъ предстательствовать за всѣхъ насъ: Господи, вопросилъ онъ, и что бысть, яко намъ хощеши явитися, а не мірови? (Іоан. 14, 22). То-есть, какъ бы такъ говорилъ онъ Учителю: «развѣ Ты перемѣнилъ намѣреніе быть Спасителемъ всѣхъ, и мы одни имѣемъ нужду въ Твоемъ явленіи?» Видите ли, братіе, что святый Апостолъ, хотя другими словами, говоритъ то же самое, что сказали бы мы сами, желая знать, можетъ ли относиться обѣтованіе и къ намъ. — Смотрите же теперь, что изречетъ Господь! О, Онъ теперь еще щедродательнѣе! Сомнѣніе ученика въ широтѣ любви Его, — объемлетъ ли она равно всѣхъ, — заставило еще болѣе расширить объятія любви. Прежде — Самъ обѣщалъ Онъ любящему заповѣди Его только Свое собственное явленіе. Теперь, вызванный вопросомъ, Онъ обѣщаетъ болѣе — явленіе вмѣстѣ съ Собою и Отца, и не только явленіе, а и пребываніе въ томъ, кто сего удостоится. Отвѣща Іисусъ и рече ему: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ Его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ. Не любяй Мя, словесъ Моихъ не соблюдаетъ: и слово, еже слышасте, нѣсть Мое, но пославшаго Мя Отца (Іоан. 14, 23. 24).

Послѣ сего отвѣта, братіе, нѣтъ мѣста сомнѣніямъ: обѣтованіе наше! — Каждый изъ насъ можетъ ожидать благодатнаго явленія себѣ Господа еще въ продолженіе своей жизни.

О, братіе, какъ не воскликнуть при семъ съ Апостоломъ: честная намъ и великая обѣтованія даровашася! (2 Петр. 1, 4). — И послѣ сего дерзаютъ еще говорить, что христіанство много требуетъ! Скажите лучше, что оно стократъ болѣе даетъ, не только на небѣ, даже на землѣ. Свиданіе съ Господомъ въ сей жизни не составляетъ необходимости для спасенія: блажени не видѣвшіи и вѣровавше (Іоан. 20, 29), сказалъ Самъ Онъ, но поелику лицезрѣніе Господа можетъ составить утѣшеніе для скорбящихъ, ободреніе для подвизающихся, то Господь благоволитъ обѣщать его, только бы доставить утѣше/с. 591/ніе душѣ, Его любящей и за Него страждущей. Свиданіе съ любящими Его составляетъ какъ бы нѣкую святую необходимость для Его собственнаго сердца.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, прислушайтесь, прошу васъ, еще къ словамъ Господа, и вы сами, конечно, увидите въ нихъ то же, что мнѣ представляется. Имѣяй заповѣди Моя, и соблюдаяй ихъ, говоритъ Онъ, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ: и Азъ возлюблю его и явлюся ему Самъ. Не явно ли, что здѣсь указуется какъ бы нѣкая лѣствица духовная, на которую когда вступишь и будешь идти прямо, то непремѣнно дойдешь до извѣстной цѣли; а сія цѣль: явленіе Господа! Не очевидно ли, что здѣсь подается какъ бы нѣкая живая цѣпь, у коей когда возмешься за первое кольцо, то приводишь въ движеніе самое послѣднее, и привлекаешь? «Кто соблюдаетъ заповѣди Мои, какъ бы такъ говоритъ Господь, тотъ не можетъ — за нихъ — не любить Меня, тотъ не можетъ, по любви ко Мнѣ, не соблюдать заповѣдей Моихъ; ибо одно безъ другаго быть не можетъ: ни любовь безъ добродѣтели, ни добродѣтель безъ любви. А кто любитъ Меня такимъ — дѣятельнымъ — образомъ, тотъ не можетъ не быть возлюбленъ Отцемъ Моимъ и Мною, ибо любовь и въ людяхъ производитъ любовь же, тѣмъ паче въ Богѣ. А искренно и сильно любящіе другъ друга не могутъ долго оставаться безъ свиданія: явлюся ему Самъ!

Послѣ сего, братіе, нѣкоторые изъ васъ, можетъ быть, пожелали бы знать предварительно, какимъ образомъ происходитъ явленіе Господа любящимъ Его. Но не нашей духовной скудости повѣдать намъ столь высокія тайны. Для насъ довольно быть искренними вѣстниками прихода Царева, а о свиданіи съ Царемъ воспрошайте друговъ и присныхъ дома Царева, кои удостоились уже сея благодати. Читайте между тѣмъ жизнеописанія святыхъ Божіихъ человѣковъ; тамъ можете найти, чего желаете. Впрочемъ для чего все чуждые опыты и свидѣтельства? Путь указанъ, средства у каждаго въ рукахъ: начни исполнять заповѣди и любить Господа, и получишь на самомъ дѣлѣ то, о чемъ теперь хочешь только знать. Только бы не стало дѣло за тобою, а за Нимъ не станетъ! Когда узришь Его, то, вѣрно, не будешь уже спрашивать: какъ видятъ Его? Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 587-591.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.