Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ пятокъ Свѣтлыя Седмицы.

Іисусъ же, паки возопивъ гласомъ веліимъ, испусти духъ. И се завѣса церковная раздрася на двое, съ вышняго края до нижняго; и земля потрясеся, и каменіе распадеся; и гроби отверзошася, и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, и исшедше изъ гробъ, по воскресеніи Его, внидоша во святый градъ, и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 50-57).

Когда какой-либо побѣдоносный царь, по совершеніи великаго и общеполезнаго подвига, входитъ съ торжествомъ въ городъ, имъ освобожденный, то обыкновенно взоры всѣхъ бываютъ устремлены сначала на него одного, хотя бы онъ былъ окруженъ многими и значительными лицами: его одного видятъ, объ немъ одномъ говорятъ, онъ одинъ все для всѣхъ. — Но когда взоръ насытится зрѣніемъ лица, всѣми любимаго и для всѣхъ священнаго, то начинаютъ замѣчать и другія лица, окружающія побѣдителя, кои участвовали въ его подвигѣ, или служатъ знакомъ и плодомъ его побѣды. Подобное сему можно сказать и о насъ. Мы торжествуемъ величайшую побѣду, величайшій подвигъ, болѣе коего не было и и не будетъ, благотворныя слѣдствія коего неисчислимы и простираются не только на весь родъ человѣческій, но и на весь міръ, — не на годы и вѣки, а на всю вѣчность. — Удиви/с. 571/тельно ли, что мысль наша вся останавливалась на великомъ Виновникѣ нашего торжества и нашего блаженства; — что мы Его единаго созерцали, Его единаго воспѣвали и славили, о Немъ единомъ радовались и бесѣдовали? — Такого лица, такого предмета станетъ не на одну седмицу, а на всю жизнь, на всю вѣчность.

Но сія же слава и торжество Сего же Побѣдителя ада и смерти, требуютъ обратить нѣкоторое вниманіе и на прочія необыкновенныя лица, окружающія Его во время воскресенія, какъ на соучастниковъ Его торжества, и какъ на плодъ Его побѣды. Вниманіе къ нимъ не только не уменьшитъ вниманія къ Виновнику торжества, но еще болѣе усугубитъ и возвыситъ оное, ибо все, что въ сихъ лицахъ есть радостнаго, великаго и славнаго, все отъ Него проистекаетъ и къ Нему обращено всецѣло.

Итакъ, приблизимся благоговѣйно мыслію къ свѣтлому сонму праведниковъ, воскресшихъ съ Господомъ, и разсмотримъ: 1) кто они и когда воскресли? 2) кому являлися и для чего? 3) куда отошли, по явленіи своемъ, и что произошло съ ними послѣ? 4) въ какой связи ихъ воскресеніе съ воскресеніемъ Господа — и со всеобщимъ будущимъ воскресеніемъ мертвыхъ?

Кто воскресшіе? — Святые, отвѣтствуетъ Евангелистъ, а какіе именно — не сказываетъ. Между прочимъ, конечно, и потому, что имена ихъ не могли придать ничего къ ихъ воскресенію. Воскресъ тотъ или другой праведникъ — все равно: сила не въ имени воскресшаго, а въ воскресеніи, въ чудѣ. Если впрочемъ судить по приличію, коего не чуждаются и чудеса, то всего ближе было воскреснуть тѣмъ, кои преимущественно соединены по плоти съ воскресшимъ Господомъ, какъ Авраамъ, Давидъ; или яснѣе другихъ предсказали Его смерть и воскресеніе, какъ Исаія, Іезекіиль, Даніилъ; или явственѣе предъизобразили сіи событія своею жизнію, какъ Іовъ и Іона. Если судить по нуждѣ — быть скорѣе узнанными отъ тѣхъ, кому воскресшіе являлись по воскресеніи, то, кажется, надлежало воскреснуть недавно почившимъ, каковы были Іоаннъ Креститель, Симеонъ, Анна, Іосифъ и прочіе. А можетъ быть, всѣ сіи соображенія, какъ низшаго порядка, не имѣли въ семъ случаѣ силы, а воздѣйствовало одно высшее соображеніе: — воскресли тѣ, въ коихъ, /с. 572/ по внутреннему ихъ человѣку, наиболѣе отразилась сила смерти и воскресенія Господа, то-есть праведники совершеннѣйшіе, хотя къ числу ихъ могли принадлежать и тѣ, коимъ приличествовало воскреснуть по другимъ отношеніямъ, нами указаннымъ. — Какъ бы то ни было, только сонмъ воскресшихъ былъ не малъ: многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа! — Торжественная свита такого Побѣдителя и Царя, Каковъ Сынъ Божій, не могла быть скудна и малочисленна.

Но моя мысль при семъ невольно останавливается на одномъ выраженіи Евангелиста о воскресеніи святыхъ: тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, говоритъ онъ. Почему не говоритъ: святые востали, или воскресли; а тѣлеса ихъ восташа и изыдоша изъ гробовъ; какъ бы сіи тѣлеса уже давно лежали во гробахъ, готовыя къ востанію и исшествію? — Такія выраженія весьма прилично можно бы употребить о воскресеніи тѣлесъ угодниковъ Божіихъ, нетлѣнно въ нашемъ градѣ почивающихъ. Но мы нисколько не видимъ изъ исторіи Церкви ветхозавѣтной, чтобы въ ней были какія-либо нетлѣнныя тѣлеса усопшихъ святыхъ. Откуда же взялись въ Іерусалимѣ тѣлеса, кои, по свидѣтельству Евангелиста, восташа и изыдоша изъ гробовъ въ часъ смерти Господа? — Можно отвѣчать различно; а мнѣ кажется это знакомъ, что въ гробахъ усопшихъ уже находятся таинственнымъ образомъ начатки тѣхъ нетлѣнныхъ тѣлесъ, въ кои имѣютъ облещися души въ послѣдній день; подобно какъ въ продолженіе зимы уже находятся въ сѣменахъ, посѣянныхъ осенью, тѣлеса будущихъ лѣтнихъ растеній, такъ что, еслибы какимъ-либо чудомъ, возсіяло среди зимы лѣтнее солнце, то они вышли бы изъ своихъ гробницъ и явились взору всѣхъ.

Когда именно восташа тѣлеса усопшихъ святыхъ, и когда внидоша во святый градъ, и явишася мнозѣмъ? — Востали тотчасъ по смерти Господа на крестѣ. Ибо когда Іисусъ возопи гласомъ веліимъ, испусти духъ; и когда вслѣдствіе сего — завѣса церковная раздрася, земля потрясеся, каменіе растадеся: — въ то же время, по свидѣтельству Евангелиста, и гроби отверзошася, и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа. Но исшествіе изъ гробовъ, вшествіе во святый градъ и явленіе многимъ, по указанію Евангелиста, послѣдовало не вдругъ по смерти Господа, а послѣ, — по Его преславномъ воскресеніи. Здѣсь опять не безъ тайны. Смерть Господа /с. 573/ представляется какъ бы великимъ ударомъ громовымъ, который раздался по всему міру, привелъ въ сотрясеніе всю землю, сокрушилъ твердыни адовы и пробудилъ почивавшія въ сердцѣ земли тѣлеса святыхъ; — и вотъ они востали, разрѣшились отъ узъ смерти; но всю полноту обновленной жизни воспріяли не прежде, какъ по воскресеніи и отъ воскресенія Господа, да будетъ Онъ, по выраженію Апостола, во всемъ первенствуя (Кол. 1, 18).

Кому явились воскресшіе святые? Мнозѣмъ, отвѣтствуетъ Евангелистъ; а кому именно, — опять не указываетъ: можетъ быть, именно потому, что число удостоившихся явленія было очень велико, и имена ихъ — не примѣчательны. Въ самомъ дѣлѣ, не видно, что воставшіе святые являлись, напримѣръ, Апостоламъ. Много ли бы для нихъ значило сіе явленіе, когда они нѣсколько разъ имѣли счастіе видѣть Самого воскресшаго Учителя своего? — Подобное, кажется, должно сказать и о всѣхъ прочихъ удостоившихся видѣть Самого Господа по Его воскресеніи. Воскресшіе святые, вѣроятно, должны были явленіемъ своимъ замѣнить Его явленіе, посему, кому являлся Онъ Самъ, тому не являлись уже они. И Онъ Самъ являлся многимъ; ибо въ послѣдній разъ явился, по свидѣтельству Павла, болѣе пятисотъ братіямъ (1 Кор. 15, 6); но воскресшіе праведники, можетъ быть, являлись еще множайшимъ изъ послѣдователей Господа, такъ что всѣ, имѣвшіе нужду въ скорѣйшемъ свидѣтельствѣ о воскресеніи Его, пріяли оное отъ воскресшихъ съ Нимъ. А можетъ быть, удостоились сего свидѣтельства и нѣкоторые изъ невѣровавшихъ дотолѣ въ Господа, но имѣвшихъ въ душѣ расположенность къ вѣрѣ; подобно тому, какъ еще высшая милость оказана потомъ, — въ особенномъ, чрезвычайномъ видѣ, — Савлу.

Явленіе воскресшихъ праведниковъ, по самому существу своему, было самымъ сильнымъ свидѣтельствомъ истины воскресенія Іисуса Христа и Его божественнаго достоинства. Когда воскресшій, явясь кому-либо, говорилъ: «я воскресъ силою Іисуса распятаго и воскресшаго; вѣруй въ Него такъ же несомнѣнно, какъ несомнѣнно видишь теперь меня», — то всѣмъ сомнѣніямъ надлежало исчезнуть, всѣмъ возраженіямъ пасть самимъ собою.

«Что послѣдовало съ воскресшими праведниками, по окончаніи ихъ явленія многимъ?» Въ разрѣшеніе сего во/с. 574/проса ни Евангелистъ, ни церковная исторія — не говорятъ ни слова. Но самое молчаніе дѣеписаній даетъ знать, что явившіеся праведники не остались на пребываніе въ Іерусалимѣ не только между невѣрующими, но и между тѣми, коимъ являлись. Какъ бы они начали жить на землѣ? Земля, явно, была не по нихъ; равно какъ и они не по землѣ. Куда же отошли они? — Ужели во гробы, изъ коихъ вышли? — Это было бы несообразно съ ихъ воскресеніемъ. Если Лазарь, воскрешенный, умеръ паки, по прошествіи извѣстнаго времени, то должно помнить, что Лазарь воскресъ съ прежнимъ тѣломъ, то-есть, съ обыкновеннымъ человѣческимъ тѣломъ; а святые, воскрешенные смертію Господа, воскресли въ тѣлѣ обновленномъ, такомъ, каковы будутъ тѣлеса всѣхъ святыхъ по всеобщемъ воскресеніи, или близкомъ къ тому. Съ такимъ тѣломъ какъ опять разлучаться душѣ? Такому тѣлу какъ входить паки во гробъ? — и для чего? — Посему-то святые отцы издревле полагали благочестно, что воскресшіе святые не умирали уже паки, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесеніи, составивъ изъ себя вокругъ Его начатки обновленнаго человѣчества, къ коему потомъ присоединилась въ свое время Матерь Божія, взятая съ тѣломъ на небо, и, можетъ быть, присоединяются по временамъ другіе святые.

Обратимся къ послѣднему вопросу: въ какой связи это воскресеніе святыхъ съ воскресеніемъ Самого Господа? — во внѣшней ли только, по дѣйствію всемогущества Божія, которое воззвало къ жизни святыхъ въ минуту смерти Всесвятаго, дабы дать свидѣтельство о Его Невинности и божественномъ достоинствѣ? Или и въ связи внутренней, какъ дѣйствіе, выходящее изъ своей причины непосредственно, какъ эхо послѣ звука громоваго? Если бы не было внутренней, непосредственной связи смерти Господа съ возстаніемъ святыхъ, то ему не надлежало бы, кажется, и происходить въ это время, дабы не быть преждевременнымъ, ибо явленіе ихъ многимъ во святомъ градѣ имѣло послѣдовать не прежде воскресенія Господня; посему тогда же, а не прежде, надлежало бы произойти ихъ воскресенію. дабы, такимъ образомъ, избѣжать промежутка времени, въ противномъ случаѣ вовсе ненужнаго. Между тѣмъ, хотя время свидѣтельствовать о Воскресшемъ еще не наступило, а свя/с. 575/тые воскресаютъ, и это происходитъ именно въ ту самую именно минуту, когда Господь предаетъ на крестѣ Свой духъ Отцу. Какъ послѣ сего не подумать, что они возстаютъ отъ всесильнаго дуновенія сего животворящаго духа? Посему-то мы и уподобили смерть Господа такому великому удару, который сотрясъ весь міръ и возбудилъ, по выраженію Церкви, мертвыя отъ вѣка. Возбуждены всѣ, но дѣйствіе не во всѣхъ произошло равное, — смотря по различію почивавшихъ. Для большей части оно ограничилось тѣмъ, что почившіе, пробудясь отъ сна смертнаго, могли за Побѣдителемъ смерти, по Его сошествіи во адъ, выйти въ слѣдъ Его своими душами изъ ада, а другіе, кои спали тонѣе и легче, по возбужденіи своемъ, столько пріяли въ себя живоносной силы отъ воскресшаго Господа, что не только вышли душею изъ ада, но восхитили съ собою и самыя свои тѣлеса изъ гробовъ, и, облекшись ими, могли, въ благодарность, послужить своимъ явленіемъ для многихъ, Воскресшему, а потомъ, въ награду, вознестись въ слѣдъ Его на небо. — Въ семъ смыслѣ еще святый Игнатій Богоносецъ называлъ настоящее воскресеніе святыхъ продолженіемъ и дополненіемъ воскресенія Господня.

Судите теперь сами, уменьшается ли отъ взора, обращеннаго на воскресшихъ святыхъ, вниманіе къ воскресшему Господу? Напротивъ! Все, что есть свѣтлаго и радостнаго въ ихъ лицѣ, — все это отъ лица Его — Побѣдителя смерти и ада! Не преставайте же, братіе, углубляться благоговѣйною мыслію и во всѣ обстоятельства воскресенія Господня: въ нихъ неисчерпаемое сокровище поучительныхъ мыслей и святыхъ чувствованій. Для того святая Церковь и продолжила празднованіе воскресенія Христова на четыредесять дней, дабы дать намъ время обозрѣть въ семъ преславномъ событіи все. Для сего и мы избрали предметомъ настоящаго собесѣдованія такое событіе въ исторіи воскресенія Господня, которое рѣдко и мало обращаетъ на себя вниманіе, — дабы дать намъ нѣкій примѣръ того, какъ всякое обстоятельство въ воскресеніи Господа можетъ быть источникомъ благоговѣйнаго размышленія и занимать васъ въ свободные часы дома.

Для сего обратимся еще разъ къ лику воскресшихъ святыхъ. — Чему поучаетъ онъ насъ воскресеніемъ своимъ? /с. 576/ Тому, во-первыхъ, что источникъ жизни для всѣхъ насъ смертныхъ и подверженныхъ тлѣнію, одинъ — Господь нашъ Іисусъ Христосъ; — тому, во-вторыхъ, что источникъ сей, хотя равно открытъ для всѣхъ, но почерпаютъ изъ него, болѣе или менѣе, смотря по тому, какъ содѣлываютъ себя способными къ тому чистотою своей вѣры и жизни, своей души и сердца. Въ самомъ дѣлѣ, въ часъ смерти Господа отверзлись, по свидѣтельству Евангелиста, гробы не однихъ праведниковъ, но почему въ это время вышли изъ гробовъ тѣлеса токмо однихъ святыхъ? Потому, что они одни въ это время были способны къ тому. При семъ случаѣ произошло нѣчто подобное тому, что бываетъ иногда въ видимой природѣ, когда теплота разогрѣетъ воздухъ и проникнетъ землю, особенно богатыя жизненностію растенія, даже среди зимы, возбуждаются отъ бездѣйствія, даютъ отпрыски и листья.

Имѣя въ виду все сіе и любя всѣмъ сердцемъ жизнь, будемъ любить всѣмъ же сердцемъ и единственнаго Источника жизни, Господа Іисуса, — любить не словомъ и языкомъ, а дѣломъ и истиною, — слушая слово Его, исполняя заповѣди Его, подражая примѣру Его, соединяясь съ Нимъ духомъ и тѣломъ посредствомъ святыхъ таинствъ. Если будемъ стараться жить и дѣйствовать такимъ образомъ, — очищая и истребляя въ себѣ чрезъ покаяніе все, что можетъ привходить въ нашу жизнь и наше сердце нечистаго отъ міра и плоти, то, когда и наши гробы отверзутся, наши тѣлеса изъ нихъ изыдутъ прославленныя, и внидутъ во святый градъ, Іерусалимъ небесный, и явятся мнозѣмъ, — станутъ предъ лицемъ всѣхъ ангеловъ и святыхъ, и мы сподобимся жизни вѣчной на небесахъ, — еже буди со всѣми нами, благодатію Воскресшаго! — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 570-576.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.