Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ среду Свѣтлыя Седмицы.

Сей нареченный и святый день, единъ субботъ царь и господь: праздниковъ праздникъ и торжество есть торжествъ: въ оньже благословимъ Христа во вѣки.

Законодатель ветхаго завѣта, учреждая для народа іудейскаго праздникъ пасхи, неоднократно внушалъ іудеямъ особенную важность сего праздника, и предписалъ совершать /с. 553/ его со всею торжественностію. Законно, говоритъ онъ, вѣчно празднуйте его. Душа, нарушившая святость сего праздника, погубится отъ сонма сыновъ израилевыхъ (Исход. 12, 14, 19).

Законодатель новаго завѣта, нашъ, братіе, Законодатель, не смотря на то, что Самъ содѣлался для насъ пасхою, Закланною на крестѣ, не повелѣлъ ученикамъ Своимъ начертать въ священныхъ книгахъ Евангелія закона о празднованіи Пасхи. Одинъ только изъ Апостоловъ Его замѣтилъ, что христіанамъ должно праздновать Пасху не въ квасѣ злобы и лукавства, а въ безквасіи чистоты и истины (1 Кор. 5, 8).

Между тѣмъ пасха іудейская, столько разъ предписанная закономъ, огражденная страхомъ казни смертной, не разъ была совершаема незаконно, даже вовсе оставляема и пренебрегаема іудеями. Напротивъ, Пасха христіанская всегда совершалась со всею торжественностію. Еще христіане не имѣли храмовъ, еще гонимые язычниками, сокрывали свое богослуженіе въ вертепахъ и пропастяхъ земныхъ, но воспоминаніе воскресенія Христова было уже виною торжества столь свѣтлаго и продолжительнаго, что одинъ изъ древнихъ защитниковъ христіанства (Тертулліанъ) вслухъ всѣхъ язычниковъ говорилъ: «ваши праздники, взятые всѣ вмѣстѣ, не могутъ сравниться продолженіемъ своимъ съ одною Пасхою христіанскою».

Отъ чего, братіе, столь несходная судьба пасхи іудейской и христіанской? — Отъ того, безъ сомнѣнія, что основаніемъ первой было благо временное — освобожденіе израильскаго народа отъ рабства египетскаго; а основаніе послѣдней есть благо вѣчное — освобожденіе всего рода человѣческаго отъ рабства грѣха и смерти. Помнить вѣчно благодѣяніе временное, давно прошедшее, трудно; не помнить благодѣянія вѣчнаго, всегда ощущаемаго, невозможно.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, для христіанина совершенно невозможно не исполниться нынѣ радостію. Воскресеніе Господа нашего, безъ всякаго закона, повелѣнія и учрежденія, само по себѣ есть торжество торжествъ и праздниковъ праздникъ. Раскроемъ сію утѣшительную истину.

Что служитъ основаніемъ всѣхъ празднествъ священныхъ? — Въ однихъ выражается преимущественно твердость и чистота вѣры; въ другихъ особенно открывается благодѣяніе любви и добродѣтели; въ иныхъ ощутитель/с. 554/нѣйшимъ образомъ просіяваетъ высота и святость упованія христіанскаго. — Но воскресеніе Іисуса Христа совмѣщаетъ въ себѣ всѣ сіи качества въ самой высшей степени. Оно есть высочайшее торжество вѣры, ибо имъ утверждена, возвышена, обожена вѣра наша; есть высочайшее торжество добродѣтели, ибо въ немъ самая чистѣйшая добродѣтель восторжествовала надъ величайшимъ искушеніемъ; есть высочайшее торжество надежды, ибо служитъ вѣрнѣйшимъ залогомъ обѣтованій самыхъ величественныхъ. Сей нареченный и святый день, праздниковъ праздникъ и торжество изъ торжествъ!

1. Воскресеніе Іисуса Христа есть высочайшее торжество вѣры.

Кто зналъ, братіе, болѣе всю сущность нашей вѣры, какъ не Апостолъ Павелъ, одинъ изъ первѣйшихъ проповѣдниковъ вѣры? — Но помните ли, что онъ однажды написалъ коринѳскимъ ученикамъ своимъ? Аще Христосъ не воста, писалъ онъ, тще убо проповѣданіе наше, тща же и вѣра ваша (1 Кор. 15, 14). То-есть, ежели Христосъ не воскресъ, то всѣ истины нашей вѣры теряютъ свою силу, Евангеліе и проповѣдь не имѣютъ болѣе достоинства, все христіанство есть — праздное имя.

Мысль разительная, но совершенно истинная, неоспоримая! — Ибо на чемъ основана вся вѣра наша? — Наздани бывше, отвѣчаетъ св. Павелъ, на основаніи Апостолъ и пророкъ, сущу краеугольну Самому Іисусу Христу (Ефес. 2, 20). Воскресшій Іисусъ есть краеугольный камень нашей вѣры; Онъ есть Посланникъ и Святитель нашего исповѣданія (Евр. 3, 1). Но почему, братіе, сей камень, пренебреженный зиждущими, содѣлался для насъ во главу угла и дивенъ во очію нашею (Матѳ. 21, 42)? Почему, когда цѣлый народъ іудейскій отвергъ и отвергаетъ Господа Іисуса, мы признаемъ въ Немъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 24)? — У насъ есть на сіе весьма много доказательствъ, но всѣ они были бы недостаточны безъ воскресенія Господа нашего.

Дабы скорѣе и яснѣе видѣть сію истину, вообразимъ, братіе, что мы принадлежимъ къ числу тѣхъ людей, кои слѣдовали за Господомъ отъ начала до конца Его земнаго /с. 555/ служенія, слышали всѣ бесѣды Его, видѣли всѣ дѣла, Имъ совершенныя. Доколѣ Онъ отверзалъ очи слѣпыхъ, воскрешалъ мертвыхъ, мы, конечно, спокойно слѣдовали бы за Нимъ, — восклицали бы вмѣстѣ съ Апостолами: Ты еси Христосъ Сынъ Бога живаго (Іоан. 6, 69)! Но вотъ наступаетъ ужасный часъ страданій: ученикъ предаетъ Его; безумная синагога отвергаетъ, яко льстеца; неразумный Пилатъ осуждаетъ, яко возмутителя; Іисусъ — чаяніе наше — возносится на крестъ вмѣстѣ съ злодѣями; Самъ Отецъ оставляетъ Его; Онъ умираетъ въ мукахъ, погребается; самый гробъ Его запечатанъ печатію Каіафы. Что было бы тогда съ нами, съ нашею вѣрою, если Онъ не воскресъ? Се мы надѣяхомся, яко Сей есть хотяй избавити Израиля; но и надъ всѣми сими Онъ остался во гробѣ (Лук. 24, 21): вотъ что сказалъ бы каждый изъ насъ, и пошелъ бы въ домъ свой ожидать другаго Мессію.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, никакъ нельзя думать, чтобы наша вѣра оказалась тогда тверже вѣры Апостоловъ. Но что случилось съ ними по смерти Господа? Не всѣ ли они поколебались было въ своемъ вѣрованіи въ Него? Не всѣ ли, какъ предрекъ Онъ, разсѣялись было, подобно овцамъ, неимущимъ пастыря (Матѳ. 26, 31). Какъ трудно было Самому Воскресшему увѣрить нѣкоторыхъ изъ учениковъ въ томъ, что Онъ дѣйствительно воскресъ! А безъ сей увѣренности вышли ли бы они на всемірную проповѣдь, и отдали ли бы за истину ея жизнь свою? А безъ ихъ проповѣди обратился ли бы міръ, погруженный во тьму язычества, къ вѣрѣ христіанской?

А что бы Апостолы начали проповѣдывать безъ воскресенія своего Учителя? Какъ бы они сказали: вѣруяй въ Сына Божія имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 36), когда Самъ Сынъ Божій, оставался бы мертвымъ? Какъ бы они сказали: Христосъ вчера и днесь, Той же и во вѣки (Евр. 13, 8), когда бы всякій зналъ, что Онъ прежде былъ живъ, а потомъ умеръ и не воскресъ? Какъ бы назвали Его путемъ, истиною и животомъ, когда бы всѣмъ извѣстно было, что Онъ обѣщался востать изъ гроба, и не восталъ?

Такимъ образомъ, безъ воскресенія Іисуса Христа, гробъ Его былъ бы вмѣстѣ и гробомъ вѣры христіанской, потому что всѣ, прежде вѣровавшіе въ Него, перестали бы вѣрить; потому что никто не принялъ бы на себя труда проповѣ/с. 556/дывать вѣру въ того, кто умеръ и не воскресъ, потому, наконецъ, что проповѣдь сія сама по себѣ не стоила бы довѣрія.

Но теперь гробъ Іисуса Христа есть святилище, въ коемъ совершилось торжество вѣры христіанской. Не напрасно Самъ Іисусъ Христосъ, когда іудеи требовали отъ Него новыхъ чудесъ въ удостовѣреніе, что онъ есть единородный Сынъ Божій, отвѣчалъ, что другаго знаменія не дастся имъ, кромѣ знаменія Іоны пророка (Матѳ. 12, 39, 40), то-есть воскресенія, не напрасно, отходя на страданія Свои, Онъ изрекъ, что наступаетъ время, когда прославится Сынъ Человѣческій (Іоан. 13, 31). Въ воскресеніи Своемъ Онъ подлинно прославился; — и прославился, по замѣчанію Апостола Павла (Рим. 1, 4), уже не яко пророкъ, ниже яко Сынъ Человѣческій или Мессія, но яко Сынъ Божій, въ Коемъ обитаетъ вся полнота Божества (Кол. 2, 9).

Кто не узнаетъ Сына Божія въ воскресшемъ Іисусѣ? Фарисеи и книжники не будутъ болѣе требовать знаменія съ неба: теперь предъ ними отверзлось цѣлое небо, да видятъ, что Сынъ Человѣческій паки восходитъ туда, откуда пришелъ (Іоан. 6, 62; 8, 14). И первосвященники не скажутъ: аще Царь Израилевъ есть, да снидетъ нынѣ со креста (Матѳ. 27, 42). Распятый, и не сходя со креста, показалъ, что Онъ есть Царь земли и неба. Самъ діаволъ не дерзнетъ теперь говорить: аще Сынъ еси Божій, верзися низу (Матѳ. 4, 6). Сынъ Божій вергнулся низу — на крестъ, и — чинъ природы измѣнился! Теперь явно для всѣхъ, что воскресшій Іисусъ, яко Господь жизни и смерти, имѣетъ область положить душу Свою, и опять пріять ее (Іоан. 10, 18). Онъ восхотѣлъ предать ее для спасенія міра, и предалъ, восхотѣлъ паки пріять, и пріялъ. Илія не пришелъ спасти Его; Онъ спасъ Самъ Себя. — Отверзаются ли тебѣ страхомъ врата смертная, — вопрошалъ нѣкогда Богъ Іова, дабы доказать ему его ничтожество и Свое всемогущество, — вратницы же адовы видѣвше тя, убояшася ли? (Іов. 38, 17). Отверзаются, можемъ теперь отвѣчать мы, отверзаются предъ нашимъ Искупителемъ, Который плѣнилъ и разрушилъ адъ.

Въ какомъ благолѣпіи является теперь самый крестъ Христовъ, на Которомъ вмѣстѣ съ Іисусомъ распята была, можно сказать, самая вѣра! Кто не видитъ, что это зна/с. 557/меніе проклятія для другихъ, для Іисуса было жертвенникомъ, на коемъ принесена всемірная жертва, — что Богъ принялъ сію жертву въ воню благоуханія, что Агнецъ закланный достоинъ пріяти честь и славу (Апок. 5, 12)!

Послѣ сего, что можетъ поколебать вѣру нашу, когда сама смерть и адъ не одолѣли ея въ лицѣ Начальника и Совершителя вѣры? — «Я знаю», восклицалъ нѣкогда Апостолъ Павелъ: «я знаю, въ Кого вѣрую (2 Тим. 1, 12), — знаю, что Спаситель мой есть Богъ, Который силенъ сохранить залогъ спасенія моего до Своего славнаго пришествія». Пусть теперь сыны погибельные возстаютъ съ своими сомнѣніями, возраженіями на Господа и на Христа Его, пусть поносятъ вѣру нашу: мы не будемъ спорить съ ними, — скажемъ только: «умрите и воскресните, какъ умеръ и воскресъ Спаситель нашъ, — и мы повѣримъ вамъ».

2. Воскресеніе Іисуса Христа есть высочайшее торжество добродѣтели.

Добродѣтель, гонимая на землѣ, никогда, братіе не оставляла совершенно лица земли, являясь въ избранныхъ Божіихъ, кои сіяли, яко свѣтила въ мірѣ (Фил. 2, 15). Но какая была участь добродѣтели? — Каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша, проидоша въ милотехъ, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр. 11, 37): вотъ исторія людей добродѣтельныхъ, начертанная Самимъ Духомъ Святымъ! — Святые Божіи человѣки трудились въ вертоградѣ Господнемъ не изъ платы земныхъ благословеній, но правосудіе небеснаго Домовладыки требуетъ, чтобы не одинъ конецъ былъ благому и злому, жрущему и нежрущему (Еккл. 9, 2). И сколько разъ слыпался гласъ жалобы и печали: «что яко путь нечестивыхъ спѣется (Іерем. 12, 1), праведники же пожинаются сами, яко класы»?

Промыслъ оправдывалъ иногда видимо пути свои; не разъ предъ лицемъ всего міра, вмѣняющаго житіе праведныхъ въ посмѣхъ (Прем. 5, 3), добродѣтель торжествовала надъ порокомъ; не разъ, повергаемые въ горнило искушеній, праведники выходили изъ него, яко злато чисто, не только предъ очами Божіими, но и предъ очами враговъ своихъ. Но торжество добродѣтели всегда оставалось неполно; на вѣнцѣ, /с. 558/ коимъ украшались праведники, всегда примѣтны были терны, поелику и добродѣтель сыновъ человѣческихъ всегда несовершенна, нечиста. Между тѣмъ для посрамленія торжествъ міра суетнаго надлежало явить полное торжество добродѣтели. Для сего требовалась чистѣйшая добродѣтель, величайшее искушеніе и всесовершенная слава.

Таково воскресеніе Іисуса Христа! — Что была вся жизнь Его, какъ не единое непрерывное служеніе Богу и ближнимъ? Іудеи, почитая Его воскресшимъ пророкомъ, не напрасно недоумѣвали, какой пророкъ воскресъ въ Іисусѣ. Ибо въ Немъ, можно сказать, воскресли всѣ пророки и праведники. Въ Немъ вѣра Авраама сочеталась съ подвижническою жизнію Іереміи, ревность Иліи облеклась кротостію Моисея, чистота Іосифа совокупилась съ терпѣніемъ Іова. Между тѣмъ, что было удѣломъ сихъ добродѣтелей? — Какой праведникъ былъ посрамленъ, презрѣнъ, умученъ болѣе Іисуса Христа? На одной Голгоѳѣ, въ лицѣ Его, были поруганы всѣ добродѣтели. Поругана святая преданность въ волю Божію: упова на Бога: да избавитъ нынѣ Его (Матѳ. 27, 43). Поругана любовь къ ближнимъ: иныя спасе, Себе ли не можешь спасти (27, 24). Поругано смиреніе: аще Царь Израилевъ есть, да снидетъ нынѣ со креста. Поругана истинность: помянухомъ, яко льстецъ онъ рече (27, 63).

Но зрите торжество благочестія! Какая изъ добродѣтелей не увѣнчана въ лицѣ Воскресшаго? — Онъ смирилъ Себе, послушливъ бывъ до смерти крестныя: и вотъ Богъ превознесъ Его, и даровалъ Ему имя паче всякаго имени, до о имени Іисуса всякое колѣно поклонится, небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ (Филип. 2, 8-10)! Онъ, богатъ сый, обнищалъ для насъ (2 Кор. 8, 9), не имѣлъ гдѣ главы подклонить (Матѳ. 8, 2): и вотъ предана Ему всякая власть на небеси и на земли (Матѳ. 28, 18)! Онъ изъ любви къ ближнимъ отдалъ душу Свою: и вотъ души всѣхъ сыновъ человѣческихъ предаются Ему во власть, яко Искупителю и Судіи!

И это еще только видные для насъ слѣды торжества невидимаго. Если бы мы, по обѣщанію Спасителя, узрѣли небо отверстымъ (Іоан. 1, 51): какое бы торжество добродѣтелей открылось въ лицѣ Его предъ очами нашими! Тамъ увидѣли бы мы Сына Человѣческаго за пріятіе смерти вѣнчаннаго славою и честію (Евр. 2, 9), сидящаго одесную /с. 559/ силы Божіей (Лук. 22, 69); увидѣли бы двадцать четыре старца, повергающихъ вѣнцы свои предъ Агнцемъ закланнымъ (Апок. 4, 10); увидѣли бы сонмы Ангеловъ, не восходящихъ уже и нисходящихъ надъ Сына Человѣческаго (Іоан. 1, 51), а закрывающихъ лица свои отъ неприступной славы Его лица.

Какое же сердце, любящее добродѣтель можетъ не радоваться при такомъ торжествѣ Сына Человѣческаго? Это торжество истинно всемірное, въ коемъ можетъ участвовать самый язычникъ. Пусть онъ не вѣритъ въ Божество Іисуса Христа; довольно, если онъ вѣритъ въ Бога и добродѣтель, дабы радоваться о томъ, что святѣйшій изъ сыновъ человѣческихъ столь величественно награжденъ нынѣ самимъ небомъ. Правосудный Богъ показалъ въ воскресеніи Іисуса Христа, какъ Онъ прославляетъ любящихъ Его, показалъ предъ всѣмъ родомъ человѣческимъ, что Онъ никогда не забываетъ труда любве, подъятаго во имя Его (Евр. 6, 10), и что всѣ торжества міра суть ничто предъ торжествомъ Праведника.

Итакъ, христіанинъ, теперь смѣло проходи путь искушенія и не уклоняйся Голгоѳы: она есть лѣствица къ небесной славѣ. Если Промыслъ еще на землѣ не увѣнчаваетъ твоего терпѣнія такъ, какъ увѣнчаваются нынѣ страданія воскресшаго Іисуса, то потому, что ты предназначенъ для неба, гдѣ сокрыты всѣ награды. И Его торжество только началось видимо на землѣ — въ утѣшеніе всѣхъ страдальцевъ, — а продолжается всецѣло на небѣ.

3. Воскресеніе Іисуса Христа есть высочайшее торжество упованія.

Для угнетеннаго всякаго рода бѣдствіями, смертнаго рода человѣческаго ничего не межетъ быть нужнѣе, какъ прозрѣніе окомъ упованія въ ту сторону, гдѣ нѣтъ ни болѣзней, ни печали, ни воздыханія! — И дѣйствительно, мысли и желанія человѣческія во всѣ времена и у всѣхъ народовъ устремлялись за предѣлы сей жизни.

Но кто могъ разсѣять мракъ гроба? — ниспровергнуть сію преграду? — Являлись мудрецы; но, приходя отъ земли (Іоан. 3, 31), о землѣ и говорили; хвалились, что свели философію съ неба, а на небо не возвели ни одного чело/с. 560/вѣка. Приходили пророки, наставляли, обличали, утѣшали; но потомъ сами умирали, пріявъ обѣтованія (Евр. 11, 39), и надъ ихъ гробами лились слезы, слышались вздохи. Только Энохъ и Илія воспарили надъ бездною тлѣнія; но воспарили подобно уединеннымъ орламъ, коихъ слѣдъ незримъ окомъ человѣческимъ. Надъ всѣмъ прочимъ родомъ человѣческимъ царствовала смерть съ такою свирѣпостію, что во время Іисуса Христа не только многіе изъ мудрецовъ языческихъ, даже великая часть народа Божія отвергла всякую надежду на безсмертіе, глаголя не быти воскресенію (Матѳ. 22, 23).

Надлежало возставить падшую надежду и явить предъ лицемъ всего міра, что тѣло только человѣка возвращается въ землю, а духъ возвращается къ Богу, Иже даде его (Еккл. 12, 7). И вотъ, въ воскресеніи Спасителя совершается торжество надежды!

Торжество чудное. Всемогущество Божіе могло бы въ слухъ всѣхъ людей возвѣстить обѣтованіе живота вѣчнаго, какъ возвѣщенъ нѣкогда законъ въ слухъ всѣхъ израильтянъ: оно могло бы сотворить ангелами своими вѣтры и слугами своими огнь палящь (Псал. 103, 4), да вразумятъ смертныхъ, что послѣ отечества земнаго, временнаго, ихъ ожидаетъ отечество небесное, вѣчное. — Но что дѣлаетъ премудрость Божія? — Гробъ и смерть были виною страха и отчаянія человѣческаго: она гробъ обращаетъ въ источникъ надежды, смерть принуждаетъ быть проповѣдницею безсмертія. Ибо, для чего другаго теперь служитъ гробъ Іисуса Христа, который одинъ только въ воскресеніе мертвыхъ не отдастъ мертвеца своего, какъ не въ доказательство того, что и всѣ гробы нѣкогда опустѣютъ и отдадутъ мертвецовъ своихъ? — Къ чему послужила смерть Іисуса Христа, какъ не къ увѣренію, что смерть есть только стражъ, который хранитъ то, что ему предано, хранитъ дотолѣ, доколѣ угодно Господу жизни, и что во власти сего стража находится только бренный составъ нашъ, а не духъ, совершенно не знающій гроба и смерти?

Торжество трогательное. Если бы Богъ для освобожденія насъ отъ страха смерти повелѣлъ умереть и воскреснуть какому-либо великому праведнику, то и мы тогда не имѣли бы причины страшиться мрака смертнаго: ибо не/с. 561/возможно, чтобы правосудный Богъ подвергъ праведника смерти, если бы она была зло дѣйствительное. Но теперь Самъ Сынъ Божій благоволилъ вкусить за насъ смерть самую мучительную: послѣ Его вкушенія можетъ ли быть чрезъ мѣру горька для насъ чаша смерти? И могла ли любовь Отца небеснаго трогательнѣе утѣшить нашу надежду?

Торжество самое вѣрное. Рѣшительно должно сказать, что всѣ доказательства безсмертія, употребляемыя разумомъ, не имѣютъ столько силы, сколько заключаетъ оной въ себѣ одно воскресеніе Іисуса Христа. Вѣрить сему воскресенію и сомнѣваться въ нашемъ воскресеніи, есть совершенное противорѣчіе. Аще Христосъ воста, писалъ нѣкогда Апостолъ Павелъ къ коринѳянамъ, како глаголютъ нѣцыи, яко воскресенія мертвыхъ нѣсть? — Аще воскресенія мертвыхъ нѣсть, то ни Христосъ воста (1 Кор. 15, 12. 13). Въ самомъ дѣлѣ, Христосъ есть Глава вѣрующихъ: когда воскресла Глава, то какъ могутъ остаться мертвыми прочіе члены? Христосъ есть Царь; надъ кѣмъ же Онъ будетъ царствовать, если подданные останутся въ гробахъ?

Торжество полное. Надежда на безсмертіе духа человѣческаго, хотя слабая, и прежде была въ родѣ человѣческомъ. Воскресеніе Іисуса Христа, утверждая сію надежду, расширило ея область, показавъ, что не только духъ человѣческій не умираетъ, но и тѣло содѣлается нѣкогда безсмертнымъ, — что наступитъ день, когда и сіе тлѣнное облечется нетлѣніемъ и сіе мертвенное пожерто будетъ животомъ (1 Кор. 15, 53; 2 Кор. 5, 4).

Торжество, наконецъ, величественное. Что величественнѣе прославленнаго человѣчества Іисуса Христа? Но, по увѣренію Апостола, настанетъ время, когда Онъ преобразитъ тѣло смиренія нашего, яко быти сему сообразну тѣлу славы Его (Филип. 3, 21). О, братіе, какое хладное сердце не возрадуется при семъ и не проникнется огнемъ любви къ Воскресшему! Много было обѣщано, когда Онъ сказалъ, что въ воскресеніи вѣрующіе въ Него будутъ, яко Ангели Божіи на небеси (Матѳ. 22, 30). Ибо человѣку ли быть ангеломъ? Но вотъ, по воскресеніи Своемъ, Господь еще щедродательнѣе: Онъ Самъ не хочетъ имѣть ничего, кромѣ божества, чего бы не раздѣлилъ съ нами. Его пречистое тѣло страданіями заслужило славу. Наше тѣло будетъ подобно /с. 562/ Его тѣлу: не будетъ имѣть только язвъ, кои остались на пречистой плоти Его; одно это преимущество остается за Нимъ.

Да будетъ же благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, по мнозѣй Своей милости порождей насъ во упованіе живо воскресеніемъ Іисусъ Христовымъ отъ мертвыхъ (1 Петр. 1, 3). Господь, Самъ Господь сотворилъ день сей, да возрадуемся, и возвеселимся въ онь! Воистину онъ есть праздниковъ праздникъ и торжество изъ торжествъ: торжество вѣры, добродѣтели и упованія. Всѣ убо да торжествуемъ предъ лицемъ воскресшаго Господа!

Но, братіе, торжествуя, мы должны, по слову Апостола памятовать, что Пасха наша, за насъ закланная, есть Самъ Христосъ; а посему должны и праздновать не въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіи чистоты и истины (1 Кор. 5, 7. 8).

О пасхѣ ветхозавѣтной сказано было въ законѣ, что необрѣзанный не долженъ вкушать ея (Исход. 12, 48). И истинной Пасхи христіанской не вкуситъ тотъ, кто не обрѣзанъ сердцемъ, преданъ порокамъ. Напрасно таковый будетъ повторять: Христосъ воскресе! «Такъ», скажетъ ему Господь, «Я воскресъ, но не въ тебѣ; въ твоемъ сердцѣ Я мертвъ и доселѣ; камень ожесточенія твоего подавляетъ Меня; стражи — злые навыки и страсти, окружаютъ и блюдутъ Меня». Напрасно таковый будетъ давать и принимать лобзанія любви и мира: воскресшій Спаситель и ему скажетъ: лобзаніемъ ли предаеши Сына Человѣческаго (Лук. 22, 48)? О, братіе, не измѣнимъ нашими грѣхами и пороками воскресшему Спасителю: Онъ и безъ того очень много страдалъ за насъ! Если бы Онъ явился теперь, и вопросилъ каждаго изъ насъ, какъ Петра: «любиши ли Мя?» безъ сомнѣнія, каждый отвѣчалъ бы: ей, Господи, люблю Тя (Іоан. 21, 16). Но аще любите Мя, сказалъ Онъ ученикамъ Своимъ, отходя на страданія, — заповѣди Моя соблюдите. Соблюдаяй заповѣди Моя, той есть любяй Мя (Іоан. 14, 15-21). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 552-562.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.