Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ понедѣльникъ Свѣтлыя Седмицы.

Христосъ воскресе!

Когда хотятъ праздновать въ честь какого-либо высокаго и важнаго лица, то обыкновенно стараются узнать, что ему особенно нравится, и что для него противно. — Мы, братіе, предначали вчера празднество въ честь лица самаго великаго и важнаго, — въ честь Господа и Спасителя нашего, за насъ пострадавшаго и для насъ воскресшаго. Посему тѣмъ нужнѣе для насъ знать вѣрно, что Ему въ нашемъ празднованіи можетъ быть благоугодно, и что противно.

Кто же намъ откроетъ сіе? О привычкахъ и наклонностяхъ сильныхъ земли узнаютъ отъ ихъ приближенныхъ. Къ нашему Господу ближе всѣхъ тѣ, кои всегда творятъ волю Отца Его. Одинъ изъ таковыхъ былъ св. Павелъ, который пользовался за сіе еще на землѣ такою постоянною и великою близостію къ Воскресшему, что могъ сказать о себѣ: живу не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 20).

Скажи же намъ, божественный Апостоле, какъ лучше праздновать Пасху, — праздновать такъ, чтобы симъ празднованіемъ угодить воскресшему Господу. Онъ такъ много страдалъ за насъ, что для насъ было бы величайшимъ несчастіемъ, если бы еще и наше празднованіе послужило для Него въ огорченіе.

Когда дѣйствительно хотите, отвѣчаетъ Апостолъ, праздновать достойнымъ образомъ Пасху, то празднуйте оную не въ квасѣ ветсѣ, ни въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины, ибо пасха наша за ны пожренъ бысть, Христосъ (1 Кор. 5, 7, 8).

Итакъ, вотъ чего не любитъ Господь нашъ, и чего по тому самому ни подъ какимъ видомъ не должно быть у насъ среди настоящаго празднества въ честь Его: — это ветхій /с. 538/ квасъ, иначе квасъ злобы и лукавства! Вотъ что Ему пріятно и чѣмъ по тому самому какъ можно болѣе должно запастись каждому изъ празднующихъ: — это безквасіе чистоты и истины!

«Но почему Апостолъ, говоря о Пасхѣ, упоминаетъ о квасѣ? что за отношеніе между квасомъ и Пасхою?» Слѣдующее: давая совѣтъ, какъ праздновать христіанамъ свою Пасху, Апостолъ имѣлъ при томъ въ виду пасху іудейскую. Іудеямъ, во время празднованія ихъ пасхи, подъ опасеніемъ смерти, повелѣлъ Господь беречься всего кваснаго? (Исх. 12, 15), посему они за нѣсколько дней до пасхи оставляли, и теперь оставляютъ, употребленіе кваса. Имѣя въ виду такой обычай и такую строгость Церкви ветхозавѣтной, Апостолъ совѣтуетъ то же дѣлать и христіанамъ, во время празднованія своей Пасхи, — то-есть наблюдать безквасіе. Но іудей берегся кваса вещественнаго, — ибо былъ подъ закономъ обрядовымъ, подъ стихіями міра (Гал. 4, 3), а христіанинъ долженъ беречься кваса духовнаго — злобы и лукавства. Іудей вкушалъ въ продолженіе пасхи опрѣсноки, бывшіе только символомъ чистоты, а христіанинъ долженъ питаться самою вещію, имѣть чистоту духовную. Вотъ почему Апостолъ говоритъ такимъ сравнительнымъ языкомъ, и разсуждая о томъ, какъ христіанамъ праздновать Пасху, упоминаетъ при томъ о квасѣ и велитъ его беречься!

Но важность совѣта апостольскаго не въ выраженіи, а въ существѣ вещи; и на сіе-то, братіе, должны мы обратить теперь все наше вниманіе. Апостолъ требуетъ, чтобы у празднующихъ Пасху не было во-первыхъ, злобы. И зачѣмъ ей быть тутъ? Пусть она останется въ сердцѣ враговъ Іисусовыхъ, въ сердцѣ Іуды, Пилата и ему подобныхъ (о, если бы не было ее и тамъ!); а въ сердцѣ христіанина зачѣмъ быть злобѣ? На кого злиться? — Не за всѣхъ ли умеръ Христосъ, и не для всѣхъ ли воскресъ? Онъ умеръ и воскресъ для всѣхъ, а мы не въ состояніи будемъ, ради Его, перенести какой-либо обиды, какого-либо слова? Что же мы за послѣдователи Его? Если бы кто обидѣлъ насъ и самою жестокою обидою, то мы должны простить ему нынѣ, ради Воскресшаго. Ибо при такой радости не время считаться обидами. Никто болѣе насъ самихъ не прогнѣвалъ Царя небеснаго; но воскресшій Господь всѣмъ исходатай/с. 539/ствовалъ прощеніе. Намъ ли, помилованнымъ, продолжать злобу? Прощеннымъ ли считать долги? Напротивъ, если бы кто имѣлъ врага самаго жестокаго, то нарочно употреби всѣ усилія примириться съ нимъ въ настоящіе дни: превративъ злобу его въ любовь, ты премного угодишь Воскресшему, составишь для него празднество самое свѣтлое. «Но какъ явиться къ такому врагу?» А какъ Господь являлся врагамъ Своимъ ради тебя! Явись о имени Іисуса, скажи: Христосъ воскресе, и докажи сіе на дѣлѣ; объяви, что Воскресшій не велѣлъ питать вражды, что ты исполняешь повелѣнное отъ Него, скажи сіе, и требуй мира и любви. Послушаетъ? — Ты пріобрѣлъ брата, отнялъ его у сатаны и даровалъ Господу. Не послушаетъ? — Ты самъ вышелъ изъ области смерти, ибо ненависть, по слову Апостола есть смерть (1 Іоан. 3, 14).

Второе требованіе св. Павла состоитъ въ томъ, чтобы у празднующихъ Пасху не было лукавства. Лукавство никогда не прилично христіанамъ, ибо для чего лукавить тѣмъ, кои всѣ должны быть братіями, всѣ созданы и возсозданы во Христѣ для истины, кои идутъ къ одной цѣли, сражаются съ одними врагами, пользуются одними средствами спасенія, для коихъ всѣхъ истина столь же необходима, какъ воздухъ? Но тѣмъ паче въ настоящіе дни неприлично христіанину имѣть и малѣйшій видъ лукавства. — Ибо что говоритъ онъ нынѣ другимъ, и что слышитъ отъ другихъ, встрѣчаясь съ ними? Говоритъ: Христосъ воскресе! слышитъ Воистину воскресе! То-есть, мы всѣ христіане дѣлаемся нынѣ свидѣтелями и благовѣстниками истины воскресенія Христова, и потому повторяемъ оную всѣ стократно, вопреки іудеямъ, силившимся и теперь еще силящимся сокрыть сію истину въ неправдѣ, клеветавшимъ и теперь еще клевещущимъ на Апостоловъ Христовыхъ, будто они похитили тѣло своего Учителя. Но въ свидѣтелѣ всего нужнѣе любовь къ истинѣ: тому не вѣрятъ, когда говоритъ и правду, кто часто говорилъ неправду. Посему, предаваясь лукавству и лжи въ настоящіе дни, мы симъ самымъ лишимъ языкъ свой всей силы, отвратимъ отъ себя всякое довѣріе, не только враговъ нашея вѣры, іудеевъ, магометанъ и другихъ, но и самыхъ присныхъ нашихъ, ибо отъ лживаго, скажетъ всякій, кая истина (Сирах. 34, 4)? Въ такомъ /с. 540/ случаѣ лучше не говорить: Христосъ воскресе! и не отвѣчать: Воистину воскресе! а молчать, зная свое недостоинство. Но какъ молчать, когда всѣ говорятъ и свидѣтельствуютъ о воскресеніи? — Такое молчаніе было бы тяжелѣе смерти. Значитъ, надобно возлюбить истину, и удалить отъ себя всякій видъ двоедушія: неискренности, хитрости и лукавства, дабы содѣлаться достойнымъ свидѣтелемъ истины воскресенія Христа.

Наконецъ, Апостолъ требуетъ для достойнаго празднованія Пасхи — чистоты и истины. Праздникъ всякій любитъ чистоту; вслѣдствіе чего, мы очищаемъ къ праздникамъ домы наши и одежды, измываемъ самихъ себя. Но для Воскресшаго нужна не сія чистота. Онъ готовъ принять насъ въ рубищахъ, готовъ нагихъ посадить за трапезу съ Собою, коль скоро душа чиста и облечена въ одежду невинности. И, напротивъ, измовенныя уста для Него отвратительны, когда на нихъ привитаетъ ложь и нечистота сердечная: и свѣтлая одежда для Него хуже вретица, когда подъ нею сокрываются страсти, когда она куплена притѣсненіемъ ближнихъ. Посему, празднуя пасху, надобно заботиться не объ одной чистотѣ домовъ и одеждъ, а паче о чистотѣ души и сердца. Безъ сей чистоты съ какимъ лицемъ осмѣлимся мы приходить въ церковь? Ибо въ сіи наипаче дни въ церкви множество Ангеловъ: какъ стать среди сонма чистѣйшихъ духовъ съ нечистою душею? — Кромѣ сего надобно часто въ сіи дни лобызать крестъ, икону воскресенія и священный хлѣбъ: какъ приступить къ сей святынѣ съ очерненною совѣстію, съ зловоніемъ грѣха? — Если бы даже не захотѣлъ подходить ко кресту и хлѣбу, по причинѣ своей нечистоты, а удовлетворился однимъ стояніемъ въ церкви, то все ты не можешь спокойно взирать на святилище. Ибо, смотри, царскія двери отверсты всю недѣлю! Это значитъ, что Самъ Царь славы непрестанно на тебя смотритъ съ Своего престола. Сокроется ли отъ Его очей, если въ тебѣ есть какая-либо нечистота грѣховная? И какая дерзость стоять предъ лицемъ Царя въ рубищахъ грѣха, съ язвами совѣсти! — Магдалина шла съ благовоннымъ мѵромъ на гробъ Воскресшаго, но и тутъ сказано ей: не прикасайся Мнѣ! Что же скажутъ намъ, если мы будемъ исполнены худыхъ мыслей, беззаконныхъ замысловъ?

/с. 541/ Но довольно уже говорили мы, каково должно быть настоящее празднество; скажемъ теперь нѣчто и о томъ, какъ бываетъ оно на самомъ дѣлѣ.

Ахъ, братіе, какъ далеко отстоятъ наши празднованія Пасхи отъ истиннаго празднества, коего требуетъ Апостолъ! Вамъ извѣстны обычаи міра въ сіи дни, происшествія, ихъ наполняющія, занятія, въ коихъ они проходятъ: скажите сами, когда менѣе чистоты и святости между людьми, какъ не въ сіи дни? Когда наипаче злословятъ, лгутъ, кощунствуютъ, какъ не въ сіи дни? Когда наиболѣе распрей, браней, даже убійствъ, какъ не въ сіи дни? — Съ окончаніемъ поста какъ будто оканчивается у многихъ все доброе; Христосъ воскресаетъ, а они умираютъ духомъ! И для людей съ чувствомъ христіанскимъ тяжело смотрѣть въ сіи дни на безумныя игрища, на забвеніе многими всякаго воздержанія, на явное торжество нечистыхъ страстей: каково же должно быть при семъ воскресшему Господу, — Тому, Который для того и умеръ за насъ, чтобы содѣлать всѣхъ насъ людьми чистыми и святыми? — Посему-то, братіе, замѣтили-ль вы, какая просьба предложена была намъ отъ имени Воскресшаго? — Потерти Мене, глаголетъ Господь, читалось въ прошедшую субботу на литургіи, потерти Мене въ день воскресенія Моего, во свидѣтельство (Соф. 3, 8). Признаюсь, братіе, что я, когда слышу слова сіи, всегда исполняюсь стыда и сокрушенія. Вотъ, думаю, до чего дошли христіане, что имъ надобно предлагать такую просьбу! — Спаситель не требуетъ уже ничего для Себя отъ тѣхъ, кои искуплены Его кровію; не говоритъ: прославь Меня, или: принеси Мнѣ въ даръ что-либо: нѣтъ, это много для Его послѣдователей! Онъ ищетъ меньшаго, проситъ не долга, а милости, не справедливости, а снисхожденія: потерти Мене!

Ты, какъ бы такъ говорилъ Онъ, не хочешь служить Мнѣ, хотя купленъ Моею кровію; — не хочешь слѣдовать за Мною, хотя клялся быть Моимъ послѣдователемъ. Окажи, по крайней мѣрѣ, одну милость: Потерти Мене, не предавайся порокамъ при Мнѣ, не изгоняй Меня прежде времени, не благословляй въ лице. Потерти Мене, — хотя не надолго, хотя въ день воскресенія Моего, въ тотъ день, когда и узникамъ даютъ свободу и съ врагами обходятся дружелюбно. Пусть пройдутъ мои торжества, престанутъ славословія, за/с. 542/творятся двери: тогда, если хочешь погубить душу твою, тогда твори угодное тебѣ, а теперь не измѣняй такъ нагло, не безславь Моего креста, не порочь своей вѣры и Моей Церкви. Потерти Мене, во свидѣтельство Мое; Мнѣ нужно свидѣтельство! у Меня идетъ споръ, и споръ не малый; судъ Мой въ сонмища языковъ (Соф. 3, 8). Это овцы, кои не суть еще отъ двора Моего (Іоан. 10, 16), коихъ Мнѣ также подобаетъ привести въ ограду Церкви. Но какъ привести, когда, приведенные уже будутъ бѣжать вонъ? — Какъ привести, когда невѣрные видятъ въ послѣдователяхъ Моихъ всѣ мерзости язычества? Какъ привести, когда Меня Самого изгоняютъ изъ храмовъ безчинствами во дни самаго Воскресенія Моего? Итакъ, еще прошу: потерти Мене; зане судъ Мой въ сонмища языковъ! Иначе іудей за тебя будетъ издѣваться надо Мною; иначе магометанинъ за твою жизнь будетъ поносить крестъ Мой; иначе судъ Мой съ ними будетъ продолжительнѣе, ибо у Меня будетъ не доставать свидѣтельства Моихъ послѣдователей. Самъ діаволъ посмѣется надъ торжествомъ Моимъ: Я буду показывать язвы, за тебя понесенныя, а онъ будетъ выставлять язвы, тобою за него носимыя; Я буду изводить души изъ ада, а онъ твою душу повлечетъ во адъ! Я буду распространять жизнь и воскресеніе, а онъ черезъ тебя будетъ разливать смерть и тлѣніе. Потерти убо Мене въ день воскресенія Моего, во свидѣтельство: зане судъ Мой въ сонмище языковъ!

Надобно, братіе, имѣть каменное сердце, чтобы не тронуться отъ сего гласа воскресшаго Господа. Посему и не почитаю нужнымъ присовокуплять что-либо къ нему, кромѣ совѣта и моленія, чтобы вы размыслили о немъ сами, на свободѣ дома. Кто сдѣлаетъ сіе, тотъ навѣрно столько умилится сердцемъ, что постарается провести настоящій праздникъ, какъ совѣтуетъ Апостолъ, а не какъ требуютъ плоть и кровь, то-есть, не въ квасѣ злобы и лукавства, а въ безквасіи чистоты и истины. — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 537-542.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.