Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СВѢТЛАЯ СЕДМИЦА.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Еф. 5, 14).

Слово въ день Св. Пасхи,
произнесенное 1838 г. въ Кіевопечерской Лаврѣ, по случаю полученія ею къ сему дню въ даръ полнаго облаченія для служенія архіерейскаго отъ щедротъ
БЛАГОЧЕСТИВѢЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА.

Христосъ воскресе!

Повѣствуя о явленіи Ангеловъ при гробѣ воскресшаго Спасителя, св. Евангелисты замѣчаютъ, что у одного изъ нихъ было одѣяніе бѣло яко снѣгъ (Матѳ. 28, 3), а у двухъ другихъ — ризы блестящія (Лук. 24, 4). Если и для Ангеловъ, послужившихъ воскресшему Господу, при ихъ явленіи людямъ, нужно было такое одѣяніе и такія ризы, то кольми паче необходимо приличное облаченіе для служителя алтаря Христова. Ибо что мы въ сравненіи съ Ангелами? — Между тѣмъ предметъ служенія нашего выше Ангельскаго. Ангелы должны были только возвѣстить о воскресеніи Господа, а мы должны не только возвѣщать о семъ воскресеніи, но и низводить благодать Воскресшаго въ души и сердца ваши, преподавать вамъ самое Тѣло и самую Кровь Его. Кто, скажемъ словами Апостола, кто къ симъ доволенъ? (2 Кор. 2, 16).

Посему-то еще при первомъ учрежденіи чина священническаго, Самъ Богъ чрезъ Моисея не только далъ уставъ Богослуженія, но и начерталъ во всей подробности правила касательно вида, состава и употребленія одеждъ священныхъ. Божественный Основатель Церкви новозавѣтной не начерталъ подобныхъ правилъ для одеждъ Своихъ служителей, ибо собственныя одежды Его были совлечены съ /с. 535/ Него и достались въ удѣлъ распинателямъ, но когда явился потомъ возлюбленному ученику Своему въ видѣ Великаго Первосвященника Церкви новозавѣтной, то явился облеченнымъ въ подиръ и препоясаннымъ поясомъ златымъ (Апок. 1, 13); и когда показалъ ему въ видѣніи, стоящихъ предъ престоломъ славы Его, то показалъ облеченными въ ризы бѣлыя, и финицы въ рукахъ ихъ (Апок. 7, 9). Имѣя въ виду сіе, Церковь новозавѣтная, хотя и преимуществуетъ предъ ветхозавѣтною Церковію благодатію, духомъ и истиною, но, подобно ей, никогда не пренебрегала и не пренебрегаетъ и внѣшнимъ благолѣпіемъ Богослуженія и священныхъ облаченій. Особенно настоящій день, яко праздниковъ праздникъ и торжество изъ торжествъ, всегда отличался особенною торжественностію не только служенія, но и священнаго облаченія служителей алтаря Христова.

И, вотъ къ сему-то благоименитому дню приспѣлъ благознаменитый даръ августѣйшаго покровителя и защитника Церкви! Принадлежа, по самому сану своему, къ высокому кругу боговѣнчанныхъ Константиновъ, Ѳеодосіевъ, Іустиніановъ, онъ возревновалъ святою ревностію быть и въ числѣ богоизбранныхъ Іосифовъ Аримаѳейскихъ и Никодимовъ. Князь іудейскій, приходившій прежде ко Іисусу нощію, и благообразный совѣтникъ, иже отъ Аримаѳеа (Іоан. 19, 39; Марк. 15, 43), принесли Спасителю смирну, алой и плащаницу на собственную потребу Его, яко мертва и погребаема; а нашъ Боговѣнчанный самодержецъ Ему же, но яко воскресшему и потому не имѣющему ни въ чемъ нужды, приноситъ облаченіе для служителей Его, подобное облаченію Ангельскому.

Кто изъ васъ, братіе, не радовался уже святою радостію при одномъ услышаніи о семъ дарѣ царевомъ? — Кто изъ всѣхъ сыновъ Церкви православной не возрадуется и не возблагодаритъ въ сердцѣ своемъ благочестивѣйшаго помазанника, услышавъ о семъ знакѣ царственнаго вниманія его къ тому святому мѣсту, которое для всего православнаго отечества нашего есть, яко новый Іерусалимъ и Сіонъ отечественный? Но мзда такой любви къ благолѣпію Церкви, не у людей, а у Всевышняго (Прем. 5, 15). Не довольствуясь нашими благодарственными молитвами ко Господу о благоденствіи августѣйшаго даятеля, св. угодники Божіи, /с. 536/ здѣ почивающіе нетлѣнными тѣлесами своими, сами пойдутъ къ престолу воскресшаго Господа, явятъ предъ Нимъ даръ вѣры и любви благочестиваго царя и испросятъ для него благодать возблагодать (Іоан. 1, 16).

Для полноты торжества нашего желалось бы одного, — видѣть нынѣ среди насъ Христолюбиваго архипастыря нашего, самого воздѣвающимъ въ новомъ облаченіи преподобныя руки свои къ престолу Царя царей. Но, бывъ столько разъ свидѣтелями его умилительнаго служенія въ семъ храмѣ, мы увѣрены, что онъ, отстоя отъ насъ плотію, духомъ теперь съ нами, что руки и сердце его воздѣты теперь въ благодарственныхъ молитвахъ къ Господу за благочестивѣйшаго монарха, за отечество и за паству свою.

Итакъ, ничто да не препятствуетъ радости нашей: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь! (Псал. 117, 24). Возрадуемся о Царѣ небесномъ, Который, яко женихъ отъ чертога, исшелъ нынѣ отъ гроба своего. Возвеселимся о царѣ земномъ, который, подобясь вѣрному другу женихову, поспѣшилъ ознаменовать сіе исшествіе даромъ вѣры и любви своей.

Но радуясь сею сугубою радостію, не забудемъ, братіе, что есть одно царственное облаченіе, въ которое надобно облещись уже не однимъ служителямъ алтаря, а всѣмъ вѣрующимъ во имя распятаго и воскресшаго Господа, Который всѣхъ истинныхъ послѣдователей Своихъ, по свидѣтельству Тайновидца, сотворилъ есть іереи Богу (Апок. 5, 10). Это тѣ драгоцѣнныя ризы, о коихъ написано: побѣждаяй облечется въ ризы бѣлыя, и исповѣмъ имя его предъ Отцемъ Моимъ и предъ ангелы Его (Апок. 3, 5). Есть царское облаченіе, коимъ каждый истинно вѣрующій украшенъ уже и здѣсь, въ продолженіе земнаго странствованія. Это оное божественное облаченіе, о которомъ нынѣ въ слухъ вашъ возглашала св. Церковь: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Блаженъ бдяй, и блюдый сіи ризы своя, да не нагъ ходитъ (Апок. 16, 15). Блаженъ, кто, и не соблюдши первой чистоты, умѣлъ покаяніемъ и вѣрою убѣлить ихъ паки въ крови Агнчи! (Апок. 7, 14). Но стократъ несчастенъ тотъ, кто не умѣлъ ни сохранить, ни возвратить благолѣпнаго одѣянія души своея. Таковый обрящется нагъ въ тотъ великій день всеобщаго воскресенія, /с. 537/ когда надобно будетъ начать праздновать Пасху уже не временную, а вѣчную.

Да сохранитъ Господь отъ сей ужасной наготы всѣхъ насъ благодатію Своею и молитвами святыхъ угодниковъ, здѣ нетлѣнно почивающихъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 534-537.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.