Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великую Субботу.

Думали ли мы, братіе, когда-нибудь о томъ, что всѣ мы уже были во гробѣ, и что надъ каждымъ изъ насъ совершено уже погребеніе? По крайней мѣрѣ, помыслимъ о семъ теперь, у сего гроба. Ибо въ немъ, именно, въ семъ гробѣ были погребены всѣ мы.

Какъ это и когда? — Въ крещеніи, отвѣчаетъ Апостолъ. Ибо елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся: спогребохомся Ему крещеніемъ въ смерть; да якоже воста Христосъ отъ мертвыхъ славою Отчею, тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ (Рим. 6, 3. 4).

/с. 489/ Креститься въ смерть! Спогребаться въ смерть! Ахъ, братіе, какъ ни изъяснять слова сіи, все они чрезвычайно сильны и разительны. И смерть человѣка есть нѣчто весьма важное, тѣмъ паче смерть Богочеловѣка. И мы всѣ крестились въ сію смерть! Всѣ погребались въ сію смерть!...

Откуда сіе дивно-ужасное крещеніе? Для чего сіе непостижимо — Божественное спогребеніе? — Почему купель наша была гробомъ, и гробомъ Христовымъ?

Чтобы яснѣе уразумѣть сіе, братіе, для сего должно обратить вниманіе на цѣль нашего крещенія.

Для чего мы крещаемся? — Во оставленіе грѣховъ, отвѣтствуетъ сама Церковь. То-есть, изъясняя ту же мысль раздѣльнѣе, мы крещаемся для освященія оскверненнаго грѣхомъ естества нашего, для возстановленія въ немъ образа Божія, для возвращенія ему первобытной невинности и способности къ добродѣтели и блаженству. Но что очищаетъ и освящаетъ насъ въ крещеніи? — Ужели вода, коею омываемся въ купели? Но водою можетъ очищаться токмо тѣло, и то по наружности, а не душа, не совѣсть, не умъ и воля. Для души, оскверненной грѣхомъ, для духа, ниспадшаго въ бездну зла, потребно очищеніе высшее, внутреннѣйшее, духовное. И оно совершается въ крещеніи; — иначе для чего бы совершалось само крещеніе? Что же производитъ его, если не можетъ произвести вода? — Производитъ всеосвящающая кровь Богочеловѣка. Насъ очищаетъ купель потому, что въ водѣ сокрыта благодать Духа, низведенная на землю воплощеніемъ Сына Божія; намъ оставляются при крещеніи грѣхи потому, что за сіи грѣхи принесена жертва на крестѣ; мы выходимъ изъ купели чадами Божіими съ правомъ наслѣдовать жизнь вѣчную потому, что въ купели облеклись вѣрою въ заслуги Искупителя, Коему принадлежатъ всѣ блага жизни вѣчной. Такимъ образомъ, крещаясь во оставленіе грѣховъ, мы видимо погружаемся въ воду, а невидимо въ смерть и кровь Христову, въ благодать Духа Святаго. И сіе-то невидимое погруженіе содѣлываетъ такъ дѣйствительнымъ видимое крещеніе водою, которое само по себѣ не имѣло бы никакого дѣйствія на душу. Удалите отъ купели, вѣру въ Распятаго: вмѣстѣ съ нею удалится благодать; а посему не будетъ никакого оставленія грѣховъ, отнимите крестъ, и не станетъ крещенія.

/с. 490/ Сіе-то самое выражаетъ, братіе, Апостолъ, когда говоритъ, что мы крещаемся въ смерть Христову. Но можно креститься въ смерть, не раздѣляя сей смерти. — Христіанинъ не такъ крестится въ смерть своего Господа: погружаясь въ смерть сію, онъ самъ умираетъ, или, по выраженію Апостола, спогребается Христу. Спогребеніе сіе весьма явственно выражается уже для чувственнаго ока погруженіемъ крещаемаго въ водѣ. Погружаясь, мы сокрываемся отъ міра, какъ бы престаемъ на нѣкоторое время существовать — погребаемся: и напротивъ, выходя изъ воды, мы являемся вновь, — начинаемъ какъ бы существовать — воскресаемъ. Это, говорю, видитъ самый глазъ; но это одинъ символъ: на самомъ дѣлѣ въ крещеніи при видимомъ, образномъ погребеніи въ водѣ тѣла, происходитъ погребеніе невидимое, дѣйствительное, объемлющее всего человѣка, оставляющее неизгладимые слѣды на всю жизнь, временную и вѣчную. Чтобы совершенно уразумѣть сіе, вспомнимъ опять, для чего мы крещаемся? — Во оставленіе грѣховъ. Итакъ, мы приступаемъ къ купели нечистыми, грѣховными, ветхими, врагами Божіими; а выходимъ изъ нея оправданными, очищенными, чадами Божіими, людьми новыми. Гдѣ же дѣвается нашъ прежній, ветхій человѣкъ? — Остается въ купели. Что съ нимъ тамъ? — Онъ умираетъ и исчезаетъ. Какъ и чьею силою? — Силою креста. — Искупитель и Господь нашъ пріемлетъ въ купели нашей на Себя грѣхи наши, нашу ветхость и смертность, нашего ветхаго человѣка, и уничтожаетъ его силою заслугъ крестныхъ, всемощною благодатію Духа Своего; а намъ вмѣсто сего даруетъ Свою правду, Свою жизнь, Свои силы и права на безсмертіе и славу; посему мы и выходимъ изъ купели людьми новыми. Если бы въ купели нашей не происходило сей спасительной перемѣны, еслибы Искупитель нашъ не встрѣчалъ насъ въ ней такимъ чудеснымъ образомъ, если бы мы не умирали тамъ, и не воскресали съ Нимъ, то купель наша не была бы гробомъ для нашего ветхаго человѣка; погружаясь со грѣхами, мы и выходили бы изъ воды со грѣхами. Съ другой стороны, Искупитель нашъ не имѣлъ бы, такъ сказать, права принимать въ купели на Себя наши грѣхи, и отдавать намъ Свою праведность, снимать съ насъ проклятіе, и облекать насъ благословеніемъ, — если бы Онъ /с. 491/ на Голгоѳѣ не умеръ за насъ, не удовлетворилъ за грѣхи наши правосудію Божію, не понесъ на Себѣ нашей казни, не заслужилъ за насъ всѣхъ правъ на жизнь вѣчную, и такимъ образомъ не стяжалъ Себѣ права усвоять наслѣдіе жизни вѣчной тѣмъ, кои вѣруютъ во имя Его и живутъ по заповѣдямъ Его, каковы должны быть всѣ крещаемые. Такимъ образомъ въ купели, при погруженіи нашемъ, происходитъ погребеніе нашего ветхаго человѣка; потому что мы погружаемся не одни, а со Христомъ, его умерщвляющимъ; погружаемся не въ одну воду, а и въ кровь Его, не погребаемся токмо, а спогребаемся. И все сіе производитъ вѣра. — Вѣрою наши грѣхи съемлются съ насъ, и возлагаются на нашего Искупителя; вѣрою Его правда взимается отъ Него и усвояется намъ; по вѣрѣ мы умираемъ и воскресаемъ предъ судомъ правды Божіей, въ лицѣ нашего Ходатая. Удалите вѣру отъ крещенія, и не будетъ спогребенія Христу, а безъ спогребенія не будетъ и погребенія ветхаго человѣка, а безъ сего погребенія не произойдетъ и духовнаго обновленія и воскресенія. Останется одно простое погруженіе — символъ для глазъ, но не будетъ силы для духа, дѣйствія для сердца, таинства для жизни вѣчной.

Надѣюсь, братіе, что теперь для каждаго изъ насъ совершенно ясна сила словъ Апостольскихъ: погружаться въ смерть, погребаться въ смерть Христову, а вмѣстѣ съ симъ ясно и то, почему гробъ Христовъ есть всемірная купель, равно какъ купель наша есть гробъ Христовъ.

Но, братіе, христіанство не въ словеси, а въ силѣ, не въ понятіи, а въ дѣлѣ. Истины, о коихъ мы бесѣдовали, таковы, что должны обнимать и проникать все существо наше, выражаться во всей жизни нашей. И для сего не требуется даже раздѣльнаго понятія тѣхъ отношеній, въ коихъ находится наше крещеніе къ смерти Христовой: довольно простой вѣры въ крестъ Христовъ, простой вѣрности тѣмъ обѣтамъ, кои даны при крещеніи. Кто не понимаетъ сихъ обѣтовъ, если только не забылъ ихъ по небреженію, совершенно непростительному? Итакъ, братіе, позвольте, отъ имени почивающаго во гробѣ Господа, вопросить васъ: ощущаете ли вы въ себѣ плоды таинства крещенія въ смерть Христову, — драгоцѣнные плоды того дивнаго завѣта на жизнь и смерть, который при купели заключенъ съ Господомъ и /с. 492/ Спасителемъ нашимъ? Если мы вѣрны сему Божественному завѣту, то онъ долженъ произвести въ насъ многое: долженъ доставить миръ нашей совѣсти, свѣтъ уму, чистоту сердцу, святость жизни; долженъ исправить и усовершить весь образъ мыслей и чувствъ, освятить всѣ наши отношенія и связи, содѣлать насъ людьми новыми, угодными предъ Богомъ и человѣками, достойными благословенія на землѣ и на небѣ, вознесенными надъ всѣми превратностями міра и жизни. Долженъ, говорю, ибо кровь Христа, въ которую мы погружались въ купели, не можетъ быть безплодною. Господь не напрасно восшелъ на крестъ и нисшелъ во гробъ: не напрасно низходилъ и въ нашу купель и спогребался въ ней съ нами; плодомъ сего должна быть жизнь вѣчная, которая во всей славѣ раскроется въ вѣчности, но во всей силѣ должна раскрыться здѣсь, въ продолженіе нашей земной жизни. Такъ ли, братіе, на самомъ дѣлѣ? Навсегда ли остался погребеннымъ въ купели ветхій человѣкъ нашъ съ его страстями и похотями? Не воскресъ ли онъ, и не дѣйствуетъ ли въ насъ самовластно? И не погребенъ ли, вмѣсто его, человѣкъ новый, съ коимъ мы вышли изъ купели? Не должно быть, братіе, трудно отвѣчать на сіи вопросы. Смерть и воскресеніе не такіе предметы, кои можно не видѣть, не узнать или сокрыть. Умершій Христосъ былъ видѣнъ всѣми; самые враги Его признавали Его мертвымъ. Такъ ли съ нами? — Сказалъ ли хотя одинъ человѣкъ о насъ, что мы мертвы для міра и грѣха? Чувствовали ли мы когда-либо это сами — въ своей совѣсти? Воскресшій Христосъ былъ видѣнъ многими; Онъ давалъ Себя даже осязать невѣрующимъ. Такъ ли, братіе, съ нами? Можемъ ли мы сказать людямъ, невѣрующимъ въ силу крещенія, въ благодать обновленія, то, что говорили нѣкогда христіане язычникамъ: пріидите и посмотрите на сіе обновленіе въ жизни крещенныхъ въ ихъ благихъ дѣлахъ и непорочности нравовъ (Апол. Тертул.). По крайней мѣрѣ, спогребшись Христу въ крещеніи, хотя начинали-ль мы ходить въ обновленіи жизни, отъ Него принятой? Не стоимъ ли, вмѣсто того, совершенно праздны на пути ко спасенію; не сидимъ ли безпечно на сѣдалищѣ губителей; не лежимъ ли, и не спимъ ли въ блатѣ чувственности? Предложу и и еще одинъ вопросъ: помнимъ ли, по крайней мѣрѣ, что /с. 493/ мы когда-то крещены въ смерть Христову, что бѣлая одежда, въ которую облекли насъ по выходѣ изъ купели, была сдѣлана изъ плащаницы нашего Господа? Увы, какъ много христіанъ, не могущихъ дать утвердительнаго отвѣта и на сей послѣдній вопросъ! Боже мой, что же значитъ наше христіанство, если мы не помнимъ, въ кого и во что мы крестились?

Величіе гроба Христова не умалится, братіе, отъ нашей неблагодарности: Господь останется владыкою неба и земли при всѣхъ нашихъ измѣнахъ Ему; но что будетъ съ нами, если мы, потерявъ благодать нашего крещенія, не возвратимъ оной чрезъ покаяніе? — Всеосвящающая кровь Завѣта, вмѣсто того, чтобы ходатайствовать за насъ, не возопіетъ ли противу насъ, и не будетъ ли просить отмщенія? Итакъ, поспѣшимъ, доколѣ есть время снова окреститься слезами истиннаго покаянія; поспѣшимъ очиститься кровію Завѣта, доколѣ она не престала течь изъ Божественныхъ язвъ. Онъ зоветъ весь день, всю жизнь нашу, простирая къ намъ руки со креста, и мы не внемлемъ и не приходимъ: будетъ время, когда и къ Нему воззовутъ, и Онъ не услышитъ тѣхъ, кои не внимали ему. Да не останемся въ числѣ послѣднихъ! — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 488-493.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.