Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великую Субботу.

Если бы кто изъ невѣрующихъ и незнакомыхъ съ нашими таинствами вошелъ нынѣ въ какой-либо изъ нашихъ храмовъ, то удивился бы тому, что въ нихъ совершается: окружаемъ гробъ умершаго, сѣтуемъ и воздыхаемъ надъ нимъ; и въ то же время вѣруемъ, что въ этомъ гробѣ источникъ жизни и нетлѣнія. Если Спаситель вашъ, сказалъ бы невѣрующій, есть воскресеніе и жизнь, то какъ Онъ могъ быть умерщвленъ и заключенъ во гробѣ? — А когда Онъ умеръ и погребенъ, то какъ можетъ вамъ даровать жизнь и нетлѣніе? — Одно изъ двухъ — или плачьте, или радуйтеся: Богъ — не умираетъ, умершій — не воскрешаетъ!

Такъ могъ бы, нынѣ и здѣсь, сказать намъ невѣрующій. Но онъ, братіе, началъ бы говорить подобное, если бы повести его и въ рай, въ которомъ нѣкогда обитали наши прародители. И тамъ — одно совершается, а совсѣмъ другое происходитъ. Вкушается пища, какъ будто, добрая въ снѣдь и угодная очима видѣти (Быт. 3, 6); а производитъ гладъ вѣчный и вѣчную смерть. Отверзаются очи, но не видятъ искусителя, а усматриваютъ только свою наготу! Хотятъ быть богами, а убѣгаютъ отъ Бога.

Таинство отобоюду! Но первые простерли завѣсу — мы. Ясли и крестъ сдѣланы людьми. Не Богъ скрылся отъ человѣка, а человѣкъ скрылся отъ Бога. Если бы мы не такъ глубоко пали, то видно было, какъ насъ возставляютъ. — Теперь лучше не смотрѣть на бездну зла, дабы отъ глубины ея не помрачилось зрѣніе. Лучше не знать всѣхъ пріемовъ небеснаго Врача, дабы не придти въ ужасъ отъ самаго врачеванія. Предоставимъ и вѣдѣніе Тому, въ Чьихъ рукахъ сила и спасеніе.

Къ чему я говорю это надъ симъ гробомъ? — Къ тому, что и нынѣ есть іудеи, кои знаменія просятъ, и еллины, кои премудрости ищутъ, а мы проповѣдуемъ Христа распята /с. 485/ (1 Кор. 1, 22. 23). Проповѣдуемъ и будемъ проповѣдывать!

Для іудея Христосъ распятый есть соблазнъ: что нужды! — Развѣ іудей не соблазнялся, когда ему послана была съ неба манна, и не спрашивалъ, что это? (Исх. 16, 15). А не ты ли, іудей, исцѣлялся нѣкогда взоромъ на мѣднаго змія, вознесеннаго на крестъ? Скажи намъ, какъ взоръ на мѣдь исцѣлялъ? Какъ змій спасалъ отъ угрызенія зміинаго? И мы скажемъ тебѣ, какъ крестъ врачуетъ грѣхи, и источаетъ нетлѣніе и жизнь.

Для еллина Христосъ распятый — безуміе: что нужды! И ему не впервые, видя не видѣть, глаголющеся быти мудрымъ обоюродѣвать (Рим. 1, 22). Въ зерцалѣ природы, отъ созданія міра видимы не только премудрость Божія, искомая еллинами, но и самая присносущная сила и Божество (Римл. 1, 20). Что же, много увидѣлъ въ семъ зерцалѣ еллинъ? и что увидѣлъ, не сокрылъ въ неправдѣ? Не перемѣнилъ славы истиннаго Бога въ подобіе тлѣнна человѣка и птицъ, и четвероногъ, и гадъ (Римл. 1, 20)? — Потому-то, еллинъ, Богъ и благоволилъ буйствомъ проповѣди спасать вѣрующихъ, что въ премудрости Божіей не уразумѣлъ ты премудростію Бога (1 Кор. 1, 21).

«Но и между христіанами есть враги креста Христова (Филип. 3, 18)». Есть, были и будутъ, но кто они? Это, во-первыхъ люди, коимъ Богъ — ихъ я. Удивительно ли, что на сей точкѣ не вмѣщается крестъ? Эти люди любятъ нынѣ производить весь міръ изъ круга: для чего не присмотрятся лучше въ сей кругъ? Можетъ быть, они сами увидѣли бы въ немъ крестъ. — Другаго рода враги креста тѣ, для коихъ, по выраженію Апостола, — Богъ ихъ чрево! (Филип. 3, 19). При такомъ божествѣ нечего и говорить о ливанѣ и смѵрнѣ: ему нужны жертвы Веельфегора и Молоха.

Сынъ Божій на крестѣ: подлинно чудо изъ чудесъ! Спаситель міра во гробѣ: точно тайна изъ тайнъ! Но развѣ, невѣрующій, отъ тебя сокрываютъ это? Ты говоришь, что это для тебя непостижимо. А тебѣ говорятъ, что это непостижимо для самыхъ Ангеловъ. И зачѣмъ пугаться непостижимаго? Ты удивляешься природѣ и благоговѣешь предъ нею, но все ли ты постигъ въ ней? И не предъ тѣмъ ли наиболѣе благоговѣешь, что наименѣе постигаешь? — Богу, совершенно постижимому, ты престалъ бы и поклоняться.

/с. 486/ Но что спорить? О добротѣ древа судъ одинъ — по плодамъ его. Древо креста сухо, безчестно, ужасно, но посмотримъ на плоды его.

Предъ кѣмъ это, іудей, падаетъ твой Іерусалимъ и храмъ, такъ что въ нихъ не остается камня на камени, такъ что самъ повелитель свѣта, Іуліанъ, не можетъ поднять ихъ? — Предъ симъ Мертвецомъ. Кому это уступаютъ мѣсто и аѳинскій Пантеонъ, и римскій Капитолій, и кесари, и философы? — Сему Мертвецу. Кто это останавливаетъ варваровъ, разрушившихъ Римскую имперію, заставляетъ ихъ забыть свою лютость и начать учиться быть людьми по Евангелію? — Сей Мертвецъ. Какимъ народамъ принадлежитъ власть и могущество надъ всею землею? — Тѣмъ, кои вѣруютъ во имя Іисуса распятаго. Отъ чьихъ знаменъ и нынѣ, въ глазахъ нашихъ, бѣжитъ Магометъ? — Отъ тѣхъ, на коихъ крестъ.

На что же тебѣ, іудей, лучше сихъ знаменій? — Не видишь ли ты изъ нихъ, что Христосъ, даже въ отношеніи къ земнымъ дѣламъ, есть Божія сила? (1 Кор. 1, 24).

Тебѣ, древній или новый еллинъ, нужна мудрость: пріиди и виждь (Іоан. 1, 46). Видишь ли, какъ на стогнахъ Аѳонскихъ падаютъ предъ идолами твои философы, тѣ люди, кои въ тайныхъ собраніяхъ своихъ ни надъ чѣмъ столько не издѣваются, какъ надъ идолами и богами? Не осуждаемъ строго ихъ слабости: жизнь дороже философіи. Но согласись, что въ философіи твоей нѣтъ силы сразиться съ суевѣріемъ, и посмотри, что будетъ. Не проходитъ пяти вѣковъ, — и во всей Римской имперіи нѣтъ и пяти идоловъ. Гдѣ они и кто сразилъ ихъ? Философы? Въ Римѣ нѣтъ и пяти философовъ, а какіе есть, тѣ за идоловъ. — Идолы пали отъ проповѣди Павловъ и Аполлосовъ!

Не мудрость ли это, еллинъ?

Послушай еще, что говоритъ твой божественный Платонъ. «Истиннаго Бога, говоритъ онъ, найти трудно, и если бы кто нашелъ Его, то объ Отцѣ природы нельзя бесѣдовать ко всѣмъ». То-есть, еллинъ, твой Платонъ хочетъ знать Бога одинъ, для себя только; міръ, по немъ, пусть не знаетъ Его! — Не много пользы было бы человѣчеству отъ такой философіи. Но къ счастію его, нашлись люди помужественнѣе и почеловѣколюбивѣе твоего Платона. Посмотри, что будетъ. Не прошло одного вѣка послѣ смерти /с. 487/ Іисуса Назарянина, и варваръ съ скиѳомъ начинаютъ богословствовать; малыя дѣти узнаютъ объ Отцѣ природы и человѣковъ то, чего и во снѣ не представлялось ни академіямъ, ни портикамъ; и все это производятъ двѣнадцать Галилейскихъ рыбарей!

Не мудрость ли это, еллинъ?

Такъ премудрость креста оправдалась предъ лицемъ всего свѣта отъ чадъ (Матѳ. 11, 19; 5, 16) и отъ дѣлъ своихъ! И еще оправдится! Новые еллины посрамятся, какъ посрамились древніе. Сокрушенные кладенцы стихійной мудрости, сколько бы ни углубляли ихъ, не дадутъ воды живой (Іер. 2, 13). Безъ Сына не узнаютъ Отца; Его познаетъ токмо тотъ, ему же аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27); а Сынъ открываетъ Его только со креста.

Но довольно о іудеяхъ и еллинахъ; время обратиться къ тебѣ, истинный христіанинъ. Ты не просишь знаменій, но Господь подаетъ ихъ тебѣ и безъ прошенія. Ты не ищешь мудрости, но она сама приходитъ къ тебѣ. Ты самъ для міра великое знаменіе и великая тайна.

Въ самомъ дѣлѣ, христіанинъ, у тебя отверзты очеса сердца (Исаіи 42, 7), кои у всѣхъ людей плотскихъ заключены, и ты видишь суету всего того, что въ мірѣ велико и славно, видишь и вмѣняешь въ уметы, да Христа пріобрящешь (Филип. 3, 8): не знаменіе ли это? Для тебя не существуетъ страха смерти, такъ что ты, если пойдешь посредѣ сѣни смертной, не убоишься зла (Псал. 22, 4): не знаменіе ли это? Ты находишь пищу и сладость въ томъ, что для міролюбцевъ составляетъ скуку и тяжесть, и напротивъ скучаешь и тяготишься тѣмъ, за чѣмъ они гоняются всю жизнь: не знаменіе ли это? Ты по временамъ чувствуешь въ себѣ силы грядущаго вѣка (Евр. 6, 5), воспаряешь духомъ надъ всѣмъ міромъ, бываешь единъ съ Тѣмъ, Его же возлюби душа твоя (Пѣсн. Пѣс. 3, 1): не знаменіе ли это?

Не можетъ быть, чтобъ ты былъ и безъ мудрости. О, Господь умѣетъ просвѣщать и наставлять тѣхъ, кои умѣютъ слушатъ Его и готовы исполнять слышанное. Безъ сомнѣнія, ты не разъ слышалъ уже, внутрь себя. Того Наставника, Который творитъ изъ рыбарей Апостоловъ. А можетъ быть, уже пріялъ и то помазаніе отъ Святаго, которое пріем/с. 488/шіи не требуютъ, да кто учитъ ихъ; ибо само помазаніе учитъ ихъ всему (1 Іоан. 2, 20. 27).

Какъ же бы ты, христіанинъ, послѣ сего, усомнился въ томъ, что распятый Господь есть подлинно Божія сила, премудрость, правда, освященіе и избавленіе во спасеніе всякому вѣрующему (1 Кор. 1, 24. 30), когда Онъ въ самой вещи давно содѣлался всѣмъ симъ для тебя самого. — Это значило бы сомнѣваться въ собственномъ умѣ, который есть Христовъ (1 Кор. 2, 16), въ собственномъ сердцѣ, которое Христово (Еф. 3, 17), въ собственной жизни, которая Христова (Кол. 3, 4).

А если, возлюбленный, Христосъ не содѣлался для тебя всѣмъ симъ, если христіанство твое не обратилось въ твою жизнь, если вѣра твоя состоитъ въ словахъ, поклоненіяхъ или преходящихъ чувствахъ, то да будетъ вѣдомо тебѣ, ты не многимъ разнишься отъ іудея и еллина. Какая польза, что у тебя въ рукахъ драгоцѣнное сокровище, когда ты не употребляешь его, и остаешься нищимъ попрежнему? Что предъ очами твоими отличное врачевство отъ всѣхъ недуговъ, когда ты не принимаешь его, и по тому самому продолжаешь страдать смертельно? Христосъ спасаетъ всѣхъ насъ, но не тогда, какъ остается только въ Евангеліи, или на плащаницѣ, или на небѣ, а когда входитъ въ наше сердце, соединяется съ нашимъ духомъ и дѣлается началомъ всей нашей жизни и всѣхъ дѣйствій. Размысли объ этомъ у сего гроба! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 484-488.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.