Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великій Пятокъ.

Между разными средствами, къ коимъ судія Іисусовъ обращался для освобожденія Божественнаго Узника отъ казни крестной, было и то, что Господь нашъ, послѣ жестокаго бичеванія, надъ Нимъ совершеннаго, немедленно изведенъ былъ Пилатомъ изъ преторіи къ народу, въ той надеждѣ, что видъ облитаго кровію тѣла, увѣнчанной тернами главы, преклонитъ на жалость сердца враговъ Его. — Въ самомъ дѣлѣ, видъ сей былъ такъ трогателенъ, что судія первый, при взглядѣ на Божественнаго Страдальца, не могъ удержать въ себѣ чувства жалости и состраданія, и громко воскликнулъ: се, Человѣкъ! Се, — то-есть, какъ бы такъ говорилъ Пилатъ іудеямъ, — ваша жертва! смотрите, какъ она, въ угодность вамъ, умучена! какъ мало осталось въ семъ человѣкѣ образа человѣческаго!

Св. Церковь, чтобъ возбудить въ каждомъ изъ насъ духовное участіе въ страданіяхъ Спасителя нашего, въ предшествующіе дни употребляла для того разныя средства, а нынѣ, какъ бы въ заключеніе всѣхъ способовъ убѣжденія, износитъ предъ насъ самое изображеніе пречистаго тѣла /с. 469/ Господа въ томъ видѣ, какъ оно, снятое со креста, положено было во гробъ, и изнесенное, оставляетъ предъ нами до самаго дня воскресенія, дабы мы, имѣя всю удобность насмотрѣться на язвы Спасителя нашего, узнать по числу и глубинѣ ихъ, какъ многочисленны и тяжки грѣхи наши, невольно получили такимъ образомъ отвращеніе къ жизни беззаконной и престали своими грѣхами распинать Спасителя своего снова.

Судія Іисусовъ не достигъ, какъ извѣстно, цѣли своего благаго намѣренія; ожесточенное: «распни, распни его!» было отвѣтомъ на его трогательное восклицаніе: се, Человѣкъ! Мы, повидимому, гораздо счастливѣе его въ семъ отношеніи; ибо, износя предъ васъ сіе святое изображеніе, никогда не слышимъ того, чтó слышалъ онъ, а внемлемъ противному: всѣ клянутся не давать лобзанія, яко Іуда... Но, братіе мои, не смотря на все сіе, можно ли быть твердо увѣреннымъ, что мы нынѣ успѣваемъ сдѣлать для возлюбленнаго Господа нашего болѣе, чѣмъ римскій судія Его? Неложный признакъ успѣха въ семъ случаѣ одинъ: уменьшеніе между нами нечестія и пороковъ, умноженіе вѣры, любви и прочихъ добродѣтелей. Въ пользу ли нашу сей рѣшительный признакъ! Пастыри града сего, въ прошедшую Четыредесятницу вы приняли изъ устъ всѣхъ жителей его исповѣданіе во грѣхахъ: скажите, можно ли вамъ, явясь нынѣ предъ Сего Великаго Пастыреначальника, объявить, что въ настоящее лѣто слухъ вашъ менѣе страдалъ отъ ужасной повѣсти дѣлъ темныхъ? Правители и судіи, въ рукахъ коихъ вѣсы закона и правды для всей страны нашей, скажите и вы, можно-ли вамъ предъ Симъ Судіею неба и земли засвидѣтельствовать нынѣ, что тяжесть преступленій, лежащая на вѣсахъ вашихъ, не увеличивается, а малѣетъ, что носящіе имя Христово начинаютъ менѣе стужать вамъ неправдами своими, нежели враги креста Христова? — А когда пастыри и правители наши не могутъ, братіе, представить за нравы наши благаго свидѣтельства, то кто и что поручится нынѣ за насъ предъ Господомъ и Спасителемъ нашимъ?

Что же дѣлать нынѣ служителямъ алтаря среди такой безуспѣшности ихъ служенія? Уже не взять ли имъ посему святое изображеніе сіе отъ очей нашихъ, и не сокрыть ли, подобно ковчегу завѣта, среди Святая Святыхъ, дабы оно /с. 470/ было тамъ предметомъ чистаго созерцанія и поклоненія для однихъ Ангеловъ Божіихъ, выну присутствующихъ въ храмахъ нашихъ?... Но что же мы въ замѣнъ сего представимъ вамъ болѣе трогательнаго?... И если отъ креста и плащаницы Господней нѣкоторые возвращаются прямо на путь неправды, то что будетъ, если не станетъ предъ очами ихъ и сего трогательнаго зрѣлища? — Или, можетъ быть, подобно судіи Іисусову, умыть намъ, братіе, предъ всѣми вами надъ симъ изображеніемъ руки и сказать, подобно ему: мы неповинны въ крови Праведника Сего; мы дѣлали съ своей стороны все, чтобы вы уразумѣли цѣну сей Божественной крови, чтобы она не пала на главы ваши. Но, увы, чего достигли бы мы и такимъ образомъ? — Наша ли собственная невинность должна занимать насъ, когда вы гибнете душею?... Нѣтъ, подобно Іереміи, сидѣвшему и плакавшему на развалинахъ возлюбленнаго Іерусалима, и мы, братіе, должны просидѣть мысленно у развалинъ образа Божія въ васъ, должны до послѣдней минуты вашей и нашей жизни употреблять всѣ средства къ тому, чтобъ сей образъ паки былъ возстановленъ во всей лѣпотѣ своей. И мы будемъ дѣлать сіе; будемъ, по совѣту и примѣру Апостола, настоять благовременно, и даже безвременно, доколѣ Самъ небесный Домовладыка не воззоветъ насъ съ духовной стражи Своей. Но, совершая долгъ званія своего, вмѣстѣ съ тѣмъ, братіе, мы молимъ и васъ самихъ, не пренебрегать совершенно спасеніемъ душъ вашихъ, обращать хотя сколько-нибудь вниманія на ту бездну грѣха, въ коей многіе находятся доселѣ. Быть не можетъ, чтобы таковые были совершенно довольны своимъ грѣховнымъ состояніемъ, чтобы совѣсть давно не внушала имъ, что аще не покаются, непремѣнно погибнутъ. Вѣроятно, многіе изъ таковыхъ уже не разъ давали обѣтъ исправить свою жизнь, оставить всѣ пагубныя и безчестныя привычки, примириться съ Богомъ и совѣстію... За чѣмъ же стало дѣло, возлюбленные? Когда лучше положить начало сему покаянію, какъ не теперь, у гроба Господня? Нынѣ, нынѣ время благопріятно; нынѣ, нынѣ день спасенія! Время благопріятно, ибо все вокругъ насъ теперь располагаетъ къ покаянію; день спасенія, ибо день смерти Господа, подъятой для спасенія всего міра. Имѣя въ виду сіе, и мы нынѣ особенно почитаемъ за долгъ возвысить гласъ свой, и, сло/с. 471/вами Апостола Христова, воззвать ко всѣмъ и каждому: примиритеся съ Богомъ! (2 Кор. 5, 20). Великіе и малые, знатные и безславные, богатые и убогіе, мудрые и неразумные, — всякъ, кто грѣшникъ — и, слѣдовательно, всякъ, кто человѣкъ — примиритеся съ Богомъ! Престаньте раздражать вашими грѣхами Всемогущаго и Благаго; престаньте утомлять милосердіе Его своимъ ожесточеніемъ и нераскаянностью, да не подвергнетесь тому, что будете плакать и умолять, но никто не услышитъ васъ.

Примиритеся! Да падетъ каждый грѣшникъ предъ симъ гробомъ и да скажетъ со слезами: Господи и Владыко живота моего, вполнѣ чувствую, какъ много оскорбилъ я благость и долготерпѣніе Твое, блуждая доселѣ по всѣмъ стезямъ грѣха и беззаконій, творя непрестанно волю плоти и скверныхъ помышленій моихъ. Прости мнѣ мое неразуміе, гордость и злобу, я не вѣдалъ самъ, что творилъ. Теперь вижу всю мерзость дѣяній моихъ, — и прибѣгаю къ Тебѣ съ покаяніемъ. Конецъ невѣрію и ожесточенію! Конецъ злу и беззаконіямъ! — Отселѣ я рабъ Твой, исполнитель закона Твоего, ревнитель славы имени Твоего. Сколько я любилъ грѣхи, стократъ болѣе буду любить святый законъ Твой. Пріими мое исповѣданіе, и даруй силы совершить обѣтъ мой.

Такая молитва отъ покаяннаго и сокрушеннаго сердца будетъ, братіе, самымъ пріятнымъ приношеніемъ для почивающаго во гробѣ Господа и Спасителя нашего. Для принятія сего дара отъ грѣшниковъ Онъ и является нынѣ въ въ семъ святомъ изображеніи. Да не будетъ же сіе явленіе безъ плода для каждаго изъ насъ! Аминь!

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 468-471.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.