Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великій Пятокъ.

По милосердію Господа, мы паки достигли въ пречестные дни страданій Христовыхъ, еще поклонились вчера пречистымъ страстемъ Христовымъ, — и се стоимъ нынѣ уже надъ самымъ гробомъ нашего Спасителя и Господа. Многіе изъ братій нашихъ, отшедшіе отъ насъ въ минувшемъ лѣтѣ на небо, зрятъ теперь уже Іисуса прославленнаго; а намъ, обложеннымъ плотію, подверженнымъ напастямъ и скорбямъ, намъ должно взирать еще на Іисуса страждущаго. Что лучше? — Іисусъ единъ и тотъ же, на небѣ и на землѣ, на престолѣ славы и во гробѣ. И если мы, по временамъ, бываемъ мыслію на небѣ, то и небожители, я думаю, не мыслію токмо, а и всѣмъ существомъ своимъ теперь съ нами на землѣ, у гроба общаго нашего и ихъ Спасителя.

Съ Нимъ нѣтъ никакой перемѣны! Смотрите: тѣ же язвы, тотъ же вѣнецъ терновый, то же сердце, отверстое для всѣхъ грѣшниковъ. Сладчайшій Іисусъ нашъ весь единъ и тотъ же!

Что съ нами? Каковы мы? — Я уже не спрашиваю, тѣ же ли, какими вышли изъ купели крещенія? Искать невинности нашихъ дней первыхъ — то же, думаю, что искать невинности Адамовой. Тѣ же ли мы, по крайней мѣрѣ, какими были недавно, послѣ исповѣди и таинства причащенія?

/с. 467/ Увы, когда Господь нашъ единъ и тотъ же, и мы всѣ едва ли не одни и тѣ же! — Онъ тотъ же въ любви къ намъ, въ смиреніи и долготерпѣніи; а мы тѣ же въ любви къ міру, въ гордости, въ злопомнѣніи и невоздержаніи! — Онъ единъ и тотъ же въ желаніи спасти насъ кровію Своею; а мы одни и тѣ же въ нежеланіи отстать отъ безумныхъ требованій плоти и крови! Нынѣ каемся и плачемъ о грѣхахъ, а завтра стремглавъ готовы ринуться въ ту же бездну! Лѣтами преклоняемся, а грѣхами юнѣемъ; проводимъ, одного за другимъ, ко гробу друзей и знакомыхъ, а о своемъ гробѣ и не помыслимъ. О грѣхъ, откуда взялъ ты силу такъ тиранствовать надъ нами? О страсти, кто далъ вамъ право такъ ненаказанно влечь насъ ко дну адову? Сыне человѣчь, — вопрошалъ нѣкогда Господь Пророка, предъ коимъ было поле костей мертвыхъ, — оживутъ ли кости сіи? (Іез. 37, 3.) А мы, Господи, дерзнемъ вопросить Тебя Самого, оживутъ ли кости наши? Возстанетъ ли изъ гроба внутренній человѣкъ нашъ? Будетъ ли конецъ нашему развращенію? Настанетъ ди когда-либо день нашего спасенія?

Нынѣ, братіе, — отвѣчаетъ Апостолъ Господень, — нынѣ время благопріятно, нынѣ день нашего спасенія; ибо нынѣ день примиренія съ Богомъ всего міра. Если сея Крови, стало для очищенія всего міра, то для тебя ли одного не достанетъ? И если ты нынѣ, у гроба Спасителя, не разстанешься со грѣхомъ, то когда же сдѣлаешь это? Ты видѣлъ третьяго дня, какъ грѣшница слезами омыла всѣ грѣхи; ты слышалъ вчера, какъ разбойникъ путемъ сердечной исповѣди со креста пошелъ въ рай. — Вотъ путь, коимъ идти, вотъ примѣръ, коему слѣдовать должно! Что легче сего? — Развѣ у тебя нѣтъ языка для исповѣданія вмѣстѣ съ разбойникомъ распятаго Господа? Развѣ нѣтъ очей для омовенія, вмѣстѣ съ грѣшницею, слезами пречистыхъ ногъ Его? — Какъ! ты не можешь удержать слезъ въ театрѣ, при видѣ вымышленныхъ бѣдствіи, — лицъ, тебѣ вовсе чуждыхъ, и даже никогда не существовавшихъ, и не обольешься слезами при видѣ Спасителя твоего, висящаго за тебя на крестѣ, при мысли о собственной твоей погибели отъ грѣховъ? Только рѣшись отселѣ быть вѣрнымъ своему Господу; только разлюби искренно грѣхъ, вступи на путь правый и не озирайся вспять; и мы, при всемъ недостоинствѣ нашемъ, отъ имени почившаго во гробѣ Господа, /с. 468/ обѣщаемъ тебѣ помилованіе, и готовы стать на страшномъ судѣ Его свидѣтелемъ твоего спасенія.

Но если, погибающій собратъ, ты и съ нынѣшняго священнодѣствія отойдешь, какъ отходишь изъ театра съ печальныхъ зрѣлищъ; если сіи кровавыя язвы, за тебя понесенныя, не заставятъ тебѣ позаботиться объ исцѣленіи язвъ твоей совѣсти, то знай, что Господь не всегда будетъ почивать для тебя въ семъ видѣ во гробѣ; нѣтъ, Онъ возстанетъ, явится тебѣ, окруженный не нами слабыми служителями Его, а тьмами темъ Ангеловъ, и потребуетъ у тебя отчета въ дѣлахъ твоихъ и Крови Своей — не нашими слабыми устами, а гласомъ громовъ многихъ (Апок. 10, 3). Тогда поздно будетъ, подобно юродивымъ дѣвамъ, искать елея любви и благихъ дѣлъ. Свѣтильникъ угаснетъ, двери затворятся (Матѳ. 25, 10); и ты останешься во тмѣ кромѣшной. Имѣяй уши слышати, да слышитъ! (Матѳ. 25, 30). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 466-468.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.