Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великій Пятокъ.

Когда дѣти соберутся ко гробу отца, или подданные ко гробу владыки, то, послѣ слезъ и сѣтованія, первымъ дѣломъ ихъ бываетъ узнать послѣднюю волю умершаго. Въ прошедшіе дни, братіе, и мы сѣтовали, воздыхали и молились, воспоминая страданія и смерть Господа нашего. Время теперь, окружая гробъ Его, узнать и Его послѣднюю волю о насъ. Быть не можетъ, чтобы Онъ отошелъ отъ насъ къ Отцу, не оставивъ намъ какого-либо завѣщанія. Но се, и книга завѣта на персяхъ Его! Дерзнемъ, братіе, дерзнемъ /с. 460/ разгнуть сію священную книгу, да увидимъ и услышимъ, что речетъ о насъ Господь (Псал. 84, 9).

О, братіе, Онъ речетъ миръ на люди Своя (тамъ же).

«Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ: не якоже міръ даетъ, Азъ даю вамъ (Іоан. 14, 27) и якоже завѣща Мнѣ Отецъ Мой, и Азъ завѣщаваю вамъ царство» (Лук. 22, 29).

Боже мой, къ намъ ли это завѣщаніе? Господи, намъ ли сидѣть на томъ престолѣ, на коемъ возсѣдишь Ты? Но Твое царство, Твоя и воля! Безъ Тебя мы всѣ ничто, съ Тобою каждый изъ насъ — все! Не напрасно восшелъ Ты на крестъ: послѣ сего чуда, нѣтъ чудесъ, все естественно. Тебѣ угодно, чтобы гдѣ Ты, тамъ былъ и слуга Твой (Іоан. 12, 26). Не слугамъ пререкать сей святой волѣ. Готовы, Господи, готовы раздѣлять съ Тобою славу царствія Твоего. Но рцы намъ, что нужно для пріятія сего царства? Ты Самъ не вдругъ восшелъ на престолъ. Быть не можетъ, чтобы намъ дано было взойти на него вдругъ.

«Иже хощетъ по Мнѣ ити: да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34). Иже не пріиметъ креста своего и въ слѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ» (Матѳ. 10, 38).

Не легкій скипетръ для царства, но скипетръ! Не златой терновый вѣнецъ, но вѣнецъ! Кто говоритъ изъ гроба, Тотъ можетъ требовать жизни. Кто положилъ за насъ душу Свою (Іоан. 10, 15-17), Тотъ не подастъ намъ вмѣсто хлѣба камней (Матѳ. 7, 9). Готовы, Господи, готовы принять изъ рукъ Твоихъ и крестъ. Но что дѣлать намъ, когда мы изнеможемъ подъ симъ крестомъ? — Ты Самъ вѣдаешь, какъ духъ бодръ, а плоть немощна (Марк. 14, 38). Ты Самъ вопіялъ о помощи, когда былъ оставленъ на крестѣ Отцемъ. Куда обратиться намъ, когда изнеможемъ подъ крестомъ на пути къ царству, Тобою завѣщанному?

«Да не смущается сердце ваше: вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте» (Іоан. 14, 1).

«Безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Но аще пребудете во Мнѣ, и глаголы Мои въ васъ пребудутъ, егоже аще хощете, просите, и будетъ вамъ» (Іоан. 15, 7).

«Аминь, аминь глаголю вамъ: вѣруяй въ Мя, дѣла, яже Азъ творю, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ, яко Азъ ко Отцу Моему гряду» (Іоан. 14, 12).

/с. 461/ «Аминь, аминь глаголю вамъ, яко елика аще чесо просите отъ Отца во имя Мое, дастъ вамъ. Доселѣ не просисте ничесоже во имя Мое; просите и пріимете. И еже аще что просите отъ Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отецъ въ Сынѣ» (Іоан. 16, 23-24; 14, 13).

«Сія глаголахъ вамъ, да во Мнѣ миръ имате. Въ мірѣ скорбни будете; но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ» (Іоан. 16, 33).

Послѣ такихъ обѣтованій, братіе, нѣтъ мѣста опасенію и сомнѣніямъ. Завѣтъ вѣренъ, скрѣпленъ кровію, засвидѣтельствованъ небомъ и землею, принятъ и утвержденъ Отцемъ! А послѣ такого завѣта нѣтъ мѣста и разглагольствію. — И къ завѣтамъ человѣческимъ не прибавляютъ своихъ словъ, дерзнемъ ли прибавить къ завѣту Божію. Слышалъ каждый, имѣющій уши слышать, слышалъ послѣднюю волю Господа своего: хощешь царства, пріими крестъ; изнеможешь подъ крестомъ, обратись къ Отцу; премедлитъ услышать Отецъ, предстанетъ въ помощь Сынъ. Будь только вѣренъ до смерти (Апок. 2, 10) и кто бы ты ни былъ, будешь сидѣть на престолѣ (Апок. 3, 21), тебѣ завѣщанномъ. Небо и земля прейдутъ, а слово Сего Умершаго не прейдетъ (Матѳ. 24, 35), не прейдетъ.

Остается вручить кому-либо для храненія безцѣнное завѣщаніе. Но кто можетъ стать споручникомъ между землей и небомъ? Единъ Ты, Ходатай Бога и человѣковъ (1 Тим. 2, 5). Отъ Тебя мы приняли завѣтъ сей, Тебѣ же дерзаемъ вручить его и подъ сохраненіе. Ты завѣщалъ, Ты и исполни! — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 459-461.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.