Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великій Пятокъ.

Да молчить всякая плоть человѣча, и да стоитъ со страхомъ и трепетомъ и ничтоже земное въ себѣ да помышляетъ! Царь бо царствующихъ и Господь господствующихъ приходитъ заклатися, и датися въ снѣдь вѣрнымъ.

Вотъ поученіе Церкви на всѣ настоящіе дни! — «Событія, нынѣ воспоминаемыя, — какъ бы такъ говоритъ она, — выше слова человѣческаго; самый умъ не можетъ вмѣстить ихъ: итакъ, оставимъ всякое разглагольствіе, удалимъ всѣ земные помыслы, будемъ стоять въ безмолвіи со страхомъ и трепетомъ духовнымъ; будемъ смотрѣть, внимать и поучаться».

Повинуясь сему гласу Церкви, и я, братіе, не отверзъ бы слабыхъ устъ своихъ, если бы не видѣлъ нужды, и не имѣлъ цѣлію привести и васъ и себя ближе къ сему вожделѣнному безмолвію духа и тѣла, коего требуетъ Церковь. О, какъ оно нужно здѣсь! Какъ нужно, чтобы мы, окружая гробъ нашего Спасителя, заставили умолкнуть въ себѣ все плотское, возвысили умъ и сердце надъ всѣмъ земнымъ! Царь царствующихъ и Господь господствующихъ приходитъ заклатися: мы ли будемъ разсѣянными зрителями сего закланія? Закланный, Онъ хочетъ дать Себя въ снѣдь вѣр/с. 458/нымъ: тутъ ли мѣсто воплямъ плоти и крови? О, да исчезнетъ теперь изъ ума нашего все земное, и да останется единъ Іисусъ съ крестомъ Своимъ! Развѣ мало Его для нашего ума? Развѣ не довольно Его для нашего сердца? Какихъ чудесъ, какихъ таинъ не сокрыто въ сихъ язвахъ! Смотри! видишь ли, какъ Богъ есть правда непреложная, для которой грѣхъ нестерпимъ до того, что она поражаетъ даже единороднаго Сына, понесшаго на Себѣ грѣхи наши? Видишь ли, какъ Богъ есть премудрость непостижимая, коея пути столько же отстоятъ отъ путей нашихъ, какъ небо отъ земли? Кто могъ ожидать спасенія міру со креста? Кто могъ думать, что животъ вѣчный будетъ заключенъ въ гробѣ? Видишь ли далѣе, какъ Богъ есть любовь совершенная, николиже отпадающая (1 Кор. 13, 8), преслѣдующая любимыхъ ею до глубины самаго ада, и содѣлывающаяся за нихъ жертвою? Видишь ли, наконецъ, какъ всѣ свойства въ Богѣ суть едино: любовь есть та же правда — милующая, и правда есть та же любовь — очищающая и врачующая?

Это ты можешь видѣть сквозь сіи язвы, зря горѣ — къ Богу: посмотри сквозь нихъ же долу, на міръ, — и тебѣ откроются тайны бытія міра и человѣка. Тутъ изъясненіе всего прошедшаго, ибо, изъ чего сдѣланъ крестъ? — Изъ древа познанія добра и зла. Чья рука сдѣлала его? Та, которая простерлась къ плоду запрещенному. — Тутъ изъясненіе нашего настоящаго. Мы всѣ подъ крестомъ, обременены различными бѣдствіями: для чего? Дабы, подобно Голгоѳскому Страдальцу, совершивши поприще страданій, взойти чрезъ нихъ въ первобытную славу. — Тутъ изъясненіе нашего будущаго. Гробъ Іисусовъ празденъ: почему? — Потому, что и всѣ гробы нѣкогда опустѣютъ, отдавъ мертвецовъ своихъ. Преподобному не дано видѣть истлѣнія (Дѣян. 2, 31), для того, что и всѣ, подобные Ему, облекутся нѣкогда въ блаженное безсмертіе. Не напрасно въ часъ смерти Его сотрясалась сама земля, помрачалось само небо, раздиралась завѣса, мертвые возстали изъ гробовъ: на Голгоѳѣ рѣшалась судьба не человѣчества токмо, но и всего міра; тамъ искуплена вся тварь въ свободу славы чадъ Божіихъ!

Сколько таинъ во гробѣ Іисуса для вѣры и надежды: менѣе ли для любви? Хочешь знать, какъ должно любить Бога и ближняго? — Не спрашивай о семъ никого: взгляни /с. 459/ на распятаго Господа и познаешь, что значитъ любовь истинная. Хочешь вѣдать, до чего слѣдуетъ простираться терпѣнію, смиренію, преданности и незлобію? Не умствуй много о сихъ добродѣтеляхъ: взгляни на распятаго Господа, и увидишь, гдѣ имъ предѣлъ и какая мѣра. Ищешь побужденій къ покаянію, средствъ къ тому, чтобы согрѣть оледенѣвшее отъ грѣха сердце! Обними мыслями живоносное Тѣло: если оно не согрѣетъ твоего сердца, то ему остается одинъ пламень адскій. Все найдешь во гробѣ Спасителя, всему научишься у креста: только, представь сему гробу, заставь умолкнуть въ себѣ все земное, удали отъ себя суеты и заботы, разстанься съ міромъ, останься одинъ съ Іисусомъ. Ахъ, останься! Ужели не можешь пребыть съ Нимъ единымъ и единаго часа? И для чего пребыть? Дабы принять отъ Него оставленіе грѣховъ; дабы услышать: днесь со Мною будеши въ раи — оправданія, дабы потомъ быть и въ раю вѣчнаго сожительства. Безъ сего, что пользы отъ стоянія у креста, отъ поклоненія гробу? Съ разсѣянными мыслями тотчасъ разсѣются и благія впечатлѣнія, здѣсь полученныя; огнь небесной любви, возженный отъ гроба, скоро погаснетъ отъ наглаго дуновенія страстей; вопли плоти и крови не замедлятъ заглушить тихій гласъ пробудившейся совѣсти. Св. Церковь видитъ сію опасность, и посему-то такъ заботливо предостерегаетъ отъ оной.

Да умолкнетъ убо, братіе, да умолкнетъ всякая плоть человѣка, и да стоитъ здѣсь со страхомъ и трепетомъ, и ничто же земное въ себѣ да помышляетъ! — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 457-459.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.