Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великій Пятокъ.

Пророкъ, узрѣвъ нѣкогда Бога на престолѣ, превознесенномъ славою, и чувствуя свою нечистоту и бренность, въ ужасѣ воскликнулъ: окаяненъ азъ, яко человѣкъ сый, нечисты устнѣ имый, и Царя Господа Саваоѳа видѣхъ очима моима (Исаіи 6, 5). Что же, братіе, должно сказать теперь намъ, зря Бога, не превознесеннаго славою, а умаленнаго безчестіемъ, не на престолѣ, а во гробѣ? — Чѣмъ должны назвать себя мы, помышляя, что сіи язвы, сей гробъ суть дѣло рукъ нашихъ? — О, окаянные мы человѣки, кои грѣхами своими не только низвели на землю Сына Божія, но и вознесли на крестъ и заключили во гробѣ! Ахъ, если бы грѣхъ не воздвигъ ужаснаго средостѣнія между небомъ и землею, и мы всѣ, подобно пророку, зрѣли бы Бога, превознесеннаго славою: Сынъ Божій являлся бы въ мірѣ человѣческомъ, какъ Онъ является въ мірахъ ангельскихъ; посѣщалъ бы землю, какъ домовладыка и другъ. Съ какою радостію срѣтали и провождали бы Его не поврежденные сыны невиннаго праотца! — А теперь!... О, кто дастъ главѣ нашей воду, и очамъ источникъ слезъ (Іер. 9, 1), да плачемъ день и ночь надъ симъ изображеніемъ, да рыдаемъ о томъ, что не токмо сами съ высоты безсмертія низверглись во прахъ, но и низвергли во гробъ Сына Божія!

/с. 450/ Такова, братіе, сила грѣха! Онъ кажется минутнымъ забвеніемъ долга, и возмущаетъ цѣлую вѣчность; совершается на маломъ пространствѣ земли, но потрясаетъ всѣ небеса; вредитъ, повидимому, одному человѣку, и Самъ Сынъ Божій долженъ страдать для изглажденія его! Злополучный праотецъ, простеръ ли бы ты руку къ плоду запрещенному, если бы провидѣлъ то, что предлежитъ теперь очамъ нашимъ? Пожелалъ ли бы содѣлаться яко Богъ, если бы вѣдалъ, что желаніе сіе заставитъ Бога умереть на крестѣ?

Но, прошедшее не возвратимо. Человѣкъ можетъ располагать токмо настоящимъ. И потому, что невозможно для нашего праотца, то совершенно возможно для насъ, его потомковъ: мы можемъ спасать Господа нашего отъ новыхъ страданій. Въ самомъ дѣлѣ, братіе, плоды запрещеннаго древа растутъ не въ одномъ Эдемѣ, — вездѣ; зміи-искусители доселѣ не престаютъ шептать въ слухъ каждаго: не смертію умреши; будете яко Бози (Быт. 3, 4. 5). Преступая законъ Божій, мы повторяемъ преступленіе нашего праотца, а повторяя его, симъ самымъ снова заставляемъ страдать нашего Спасителя. Предъ совершеніемъ каждаго беззаконія, Онъ предстаетъ на судъ нашей совѣсти, какъ стоялъ нѣкогда на судѣ Пилата, и ожидаетъ отъ насъ приговора: въ нашей волѣ пустить и распять Его. Оставаясь твердыми въ правдѣ, вѣрными истинѣ, мы освобождаемъ Іисуса, а предаваясь грѣху, погружаясь въ беззаконія, осуждаемъ Его на крестъ!

Распять своего Спасителя!... Распять не по невѣдѣнію, какъ сдѣлали это іудеи, почитая Его сыномъ тектона, а при совершенномъ познаніи, что Онъ есть единородный Сынъ Божій!... Кто не содрогнется при одной мысли о семъ? не поспѣшитъ скорѣе дать руку на отсѣченіе, нежели согласится поднять оную на своего Господа и Судію? — Такъ, братія! — Но, что пользы въ сихъ пламенныхъ чувствахъ усердія, когда дѣла наши показываютъ противное?

Въ самомъ дѣлѣ, не согрѣшаемъ ли мы непрестанно? — Что же — развѣ мы согрѣшаемъ въ угожденіе нашему Спасителю? Развѣ грѣхи наши составляютъ цѣлебный бальзамъ на сіи язвы? — Еще повторяю; — въ нашей волѣ, вѣрить или не вѣрить, но то несомнѣнная истина, — что когда мы пре/с. 451/даемся беззаконіямъ, то симъ самымъ предаемъ на смерть нашего Господа. Это не мое слово, не разума человѣческаго гаданіе, а прямое и сильное внушеніе Апостола, который говоритъ, что люди, вкусившіе дара небеснаго, и бывшіе причастниками Духа Святаго (а кто изъ христіанъ не былъ причастникомъ Духа по крайней мѣрѣ въ таинствѣ крещенія?), что таковые люди, то-есть всѣ мы, христіане, отпадая отъ святой и чистой жизни въ бездну нечестія и разврата, второе распинаютъ Господа (Евр. 6, 4-6). При семъ свидѣтельствѣ должно умолкнуть всякое сомнѣніе; послѣ сего, средины нѣтъ: надобно или вести жизнь добродѣтельную, или принадлежать къ числу распинателей Іисусовыхъ: иже нѣсть со мною, на Мя есть (Лук. 11, 23), говоритъ Онъ самъ.

Кто же изъ насъ не на Тебя, Господи? Кто можетъ предстать гробу сему и, лобызая язвы сіи, сказать: я не давалъ Тебѣ лобзанія Іудина? — Увы, вси уклонишася, неключими быша: нѣсть творяй благое, нѣсть до единаго (Псал. 13, 3).

Много ли же послѣ, и чѣмъ разнятся нынѣшнія поклоненія и величанія наши отъ тѣхъ покиваній главою, отъ тѣхъ привѣтствій: радуйся, царю Іудейскій (Матѳ. 27, 29), коими Божественный Страдалецъ привѣтствованъ былъ въ преторіи Пилата?

Одно сносное значеніе, одинъ здравый смыслъ могутъ имѣть поклоненія грѣшниковъ своему распятому Спасителю, — когда соединены бываютъ съ твердою рѣшимостію не идти болѣе путемъ беззаконія, возлюбить чистоту совѣсти и исправить свою жизнь. Въ семъ случаѣ грѣшникъ у гроба Господня подобенъ благоразумному разбойнику, который со креста черезъ покаяніе прямо вошелъ въ рай. И таковыхъ-то, братіе, поклонниковъ между грѣшниками ищетъ нынѣ Господь нашъ. «Аще воистину убо правду глаголете (Псал. 57, 1), вѣщаетъ Онъ намъ нынѣ чрезъ Пророка, если въ самомъ дѣлѣ слова ваши и величанія Меня не суть одинъ праздный звукъ, если точно хощете явить ко Мнѣ любовь свою: то правая судите сынове человѣчестіи; отымите лукавства отъ душъ вашихъ; научитеся добро творити (Исаіи, 1, 16. 17). Съ сими чувствами не бойтеся явиться у сего гроба, хотя онъ содѣланъ вашими руками; не страшитесь лобызать сіи язвы, хотя онѣ причинены Мнѣ вашими грѣ/с. 452/хами: смѣло слагайте у подножія креста Моего все бремя грѣховъ вашихъ. Но сложивъ, не возвращайтесь за симъ бременемъ. Крестъ Спасителя вашего (если у васъ уже нѣтъ желанія облегчить его) не поникнетъ ни подъ какою тяжестію, но мы сами можете быть подавлены ею и низвергнуты въ бездну, прежде нежели успѣете паки обратиться ко Мнѣ и приблизиться ко кресту Моему. Я, не смотря на славу, которою наслаждаюсь теперь, для того и продолжаю являться вамъ во всемъ образѣ прошедшаго истощанія Моего, да познаютъ самые неразумные изъ васъ, чего стóятъ Мнѣ грѣхи ваши, и куда они влекутъ васъ самихъ. Вразумитеся убо и покайтеся! Иначе каждое ваше поклоненіе кресту Моему обратится нѣкогда въ новое свидѣтельство противу васъ».

Можемъ ли, братіе, сказать на гласъ сей что-либо лучше кромѣ молитвы разбойника: помяни насъ, Господи, во царствіи Твоемъ! (Лук. 23, 42). Но, моляся устами благоразумнаго разбойника, возымѣемъ и его сердце. Онъ уже не сходилъ со креста для продолженія пути беззаконія; не отойдемъ и мы отъ сего гроба на прежній путь неправдъ нашихъ. Возвратимся инымъ путемъ, — путемъ вѣры и благочестія, чистоты и истины, смиренія и кротости. У гроба Господня всего лучше начать погребеніе своего ветхаго человѣка. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 449-452.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.