Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великій Четвертокъ, предъ причащеніемъ Св. Таинъ.

Время Мое близъ есть: у тебе сотворю пасху со ученики Моими (Матѳ. 26, 18).

Такъ велѣно было сказать хозяину того дома, въ которомъ Спаситель намѣревался совершить Свою послѣднюю пасху. Кто сей счастливый домовладыка, — не было сказано, и посланные должны были узнать его на мѣстѣ. Ибо предатель искалъ всячески случая совершить свой замыселъ; посему надлежало таить мѣсто пасхи до самаго времени совершенія. По совершеніи, безъ сомнѣнія, всѣ узнали, у кого она совершена, однакоже и послѣ ни одинъ Евангелистъ не сказалъ намъ имени счастливаго домовладыки. Толкователи Св. Писанія представляютъ различныя причины этой сокровенности. Но, кажется, не погрѣшимъ и мы, если скажемъ, что имя человѣка сего умолчано потому, что онъ изображаетъ собою всякаго истиннаго послѣдователя Христова.

Въ особенности, же, братіе, не можетъ онъ не изображать васъ, кои намѣрены приступить къ причащенію Св. Таинъ. Вы хощете вкусить пасху Господню, причаститься Тѣла и Крови Спасителя вашего, а Спаситель и Господь вашъ хощетъ вкусить пасху у васъ, сообщиться пріискреннѣ съ Вашимъ духомъ и тѣломъ, соединиться съ каждымъ изъ васъ навѣки. Не удивляйтесь сему и не почитайте этого за какой-либо оборотъ словъ, мною придуманный. Апостолъ не слова обращалъ, а изрекалъ истину, когда писалъ, что поелику дѣти пріобщишася плоти и крови, и Той пріискреннѣ пріобщися тѣхъ же (Евр. 2, 14). Спаситель и Господь нашъ пріобщился плоти и крови всего человѣчества принятіемъ на Себя естества нашего. Но Онъ хощетъ теперь сообщиться съ духомъ, плотію и кровію каждаго изъ насъ, — хощетъ содѣлать всѣхъ насъ храмомъ и жилищемъ Своимъ, хощетъ быть началомъ нашей жизни, занять нашъ умъ и сердце. Къ сему-то таинственному причащенію дерзаю я приглашать васъ отъ лица Господа! Слова будутъ мои (если впрочемъ у насъ, бесѣдующихъ съ вами, есть что-либо свое), а мысли будутъ заняты изъ бесѣдъ Его съ учениками. Если вы истинные ученики Его, или по крайней мѣрѣ хощете /с. 420/ быть ими, то не почтете ихъ чуждыми и вамъ не принадлежащими.

Время Мое близъ есть, велитъ сказать Господь. То-есть, какъ бы такъ говорилъ Онъ: «Земное служеніе Мое приходитъ къ концу; дѣло еже даде Мнѣ Отецъ, да сотворю, совершихъ (Іоан. 17, 4). Я возвѣстилъ имя Его и любовь братіи Моей — человѣкамъ; провозгласилъ блаженство плачущимъ, кроткимъ, милостивымъ, гонимымъ и страждущимъ; не сокрылъ и горя, ожидающаго злобныхъ, гордыхъ, хищниковъ и клятвопреступныхъ: теперь остается только засвидѣтельствовать истину ученія Моего самымъ дѣломъ, взять крестъ, Мною для всѣхъ проповѣданный, Самому, и идти съ нимъ на Голгоѳу, въ примѣръ всѣмъ. Время Мое близъ есть: коварный ученикъ уже предалъ Меня, сребренники даны и приняты; князь міра подвигся съ своего престола для единоборства со Мною (Іоан. 14, 30); спира готова; — остается выйти на срѣтеніе ея, принять льстивое лобзаніе и отдать плещи Мои на раны и ланитѣ Мои на заушенія (Исаіи 50, 6). Время Мое близъ есть: Я вижу, какъ Самъ Отецъ Мой растворилъ чашу гнѣва и скорбей; она идетъ и не прейдетъ; кровавый потъ не замѣнитъ кроваваго крещенія; Я долженъ предать не только тѣло, — самый духъ Мой въ руки Отца. Время Мое близъ есть! Но прежде нежели Я кончу Свое поприще и отойду ко Отцу, Я желаю раздѣлить Свои чувства съ вами, Моими послѣдователями, желаю ознаменовать чѣмъ-либо Новый Завѣтъ, утверждаемый Моею Кровію, — желаю оставить какой-либо постоянный памятникъ любви Моей къ вамъ: желаніемъ возжелѣхъ ясти пасху съ вами, прежде даже не пріиму мукъ (Лук. 22, 15).

«Но гдѣ Я снѣмъ ее? Іерусалимъ наполненъ Моими врагами. Въ чертогахъ Анны и Каіафы обитаютъ лицемѣріе. гордость и святокупство. Тамъ готовы раздрать одежду, но не съ тѣмъ, чтобы подостлать ее на пути Моемъ, а чтобы обнажить Меня Самого. Я буду тамъ, но не для пасхи, а для принятія заушеній и оплеваній. Въ преторіи Пилата пространнѣе: тамъ вмѣстѣ съ любовію къ міру живетъ нѣкая любовь и къ справедливости; но имя друга Кесарева тамъ важнѣе имени друга правды и Божія: не Мнѣ вкушать пасху съ наперсниками Тиверія! Пусть ихъ одни омываютъ руки предъ народомъ, а Я умою ноги ученикамъ /с. 421/ Моимъ. Лучше быть судимымъ, нежели судьей на такомъ лиѳостротонѣ. Когда нужно будетъ, явлюсь и на немъ — для принятія вѣнца терноваго.

«Итакъ, время Мое близъ есть; а мѣста и убѣжища у Меня нѣтъ. Лисы язвины имутъ, и птицы небесныя гнѣзда; а у Сына Человѣческаго нѣтъ гдѣ подклонить главу (Матѳ. 8, 20). Родился въ ясляхъ, умру на крестѣ. Что же Мнѣ дѣлать? Оставить пасху? Но Я пришелъ не разорить законъ, а исполнить (Матѳ. 5, 17). И какъ оставить пасху, которая прообразуетъ смерть Мою? Что убо сотворю? сіе сотворю: у тебе снѣмъ пасху со ученики Моими.

«У тебе, христіанинъ, у тебе, который называешься Моимъ ученикомъ и клялся слѣдовать за Мною до смерти. Если ты еще не дашь Мнѣ убѣжища, то гдѣ найду его? — Но ты не можешь не дать его: ты отрожденъ въ бани крещенія Моею Кровію, помазанъ и запечатлѣнъ Моимъ Духомъ, питаешься Моимъ Тѣломъ и Кровію, чаешь во имя Мое жизни вѣчной: ты ли не пріимешь и не упокоишь Меня?

«Итакъ, гдѣ горница велія (Лук. 22, 12), дабы Я могъ помѣститься со всѣми дарами Моими? Гдѣ опрѣсноки чистоты и стины? (1 Кор. 5, 8). Гдѣ горькое зеліе — самоотверженія и терпѣнія? Гдѣ агнецъ пасхальный — сердце чистое и духъ сокрушенный? (Псал. 50, 12). Износи все, что имѣешь, укрась Мою вечерю, дай утѣшиться тѣмъ, что произвела въ тебѣ благодать Моя.

«Но, вмѣсто того, чтобы возрадоваться радостію на гласъ жениховъ (Іоан. 3, 29), ты молчишь, какъ осужденный! Вижу причину: внутреннему человѣку твоему самому негдѣ подклонить главу; домъ духа твоего пустъ и пался есть; нѣтъ ни свѣтильника вѣры, ни елея любви; все наполнено нечистотою, — страстями и помыслами вреждающими. Горе тебѣ: жалость дома твоего снѣде Мя (Іоан. 2, 17). Но время Мое близъ; можетъ быть, и твое время не далеко: пришедъ въ другой разъ, Я уже не застану тебя на землѣ. Не надобно терять времени обоимъ. Итакъ поспѣшимъ! Не дадимъ общему врагу нашему діаволу совершить надъ тобою побѣду. У Меня есть средства все исправить: согласись только быть Моимъ, отверзи только двери сердца, дай занять Собою всю внутренность существа твоего. Коль скоро Я буду въ тебѣ, то все тотчасъ пріиметъ другой видъ. Я замѣню Собою /с. 422/ всѣ пріуготовленія: Самъ омою ноги. Самъ буду свѣтомъ, Самъ — Агнцемъ. Не печалуй; будемъ насыщены, обрадованы оба: ты Мною, Я тобою; только оставь наклонность ко грѣху, разстанься навсегда съ злою жизнію, рѣшись быть Моимъ во всемъ!»

По собственнымъ лицамъ вашимъ, братіе, вижу, что гласъ Господа къ вамъ, хотя выходитъ изъ моихъ недостойныхъ устъ, не остается безъ дѣйствія надъ вами. Послѣ сего мнѣ нечего болѣе желать, какъ чтобы дѣйствіе сіе продлилось надъ вами и оставило въ васъ слѣды непреходящіе. И какъ ему не продлиться? Вы слышали слова; теперь увидите дѣло. Что я далъ вамъ? а Господь преподастъ вамъ Тѣло и Кровь Свою. Такой ли даръ не тронетъ пріимшаго? Притомъ, если мы, служители Его, бесѣдуемъ съ вами, отъ Его имени, то ужели Онъ Самъ останется внутрь васъ безмолвенъ? Онъ всегда вѣщаетъ къ намъ въ совѣстяхъ нашихъ, тѣмъ паче не можетъ не глаголать къ сердцу нашему по таинственномъ соединеніи съ нами. Итакъ внемли каждый тому, что речетъ ему нынѣ Господь. Изречетъ ли миръ? Пріими съ благодареніемъ, и сохрани въ чистой совѣсти. Произнесетъ ли обличеніе? Равно благодари, и поспѣши исправить обличаемое. Начнетъ изгонять изъ внутренняго храма твоего торжниковъ? Не пререкай, не защищай, а паче присоединись къ Нему и дѣйствуй. Господь Самъ научитъ тебя всему, яже подобаетъ творити (Дѣян. 9, 6); только слушай и — исполняй! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 419-422.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.