Церковный календарь
Новости


2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Начало развала (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Въ Ставкѣ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великую Среду, къ готовящимся ко причащенію Св. Таинъ.

И рече Іисусъ къ людемъ: очиститеся наутріе, яко заутра сотворитъ въ васъ Господь чудная (Іис. Нав. 3, 5).

Такъ говорилъ нѣкогда Іисусъ Навинъ всему народу еврейскому, приготовляя его къ чудесному переходу чрезъ Іорданъ. Казалось, самъ Іорданъ долженъ былъ служить въ очищеніе, и однакоже въ него надлежало войти уже предочищенными. Наступило чудо, а гдѣ является перстъ Божій, тамъ требуется чистота и святость. Очиститеся, яко заутра сотворитъ въ васъ Господь чудная!

Намъ, братіе, не переходить заутра Іордана, но должно приступить къ трапезѣ Господней, — причаститься Тѣла и Крови Спасителя нашего. Что болѣе: воды Іордана или Кровь Сына Божія? — О, воистину, скажетъ каждый изъ васъ, болѣе и множае, стократъ множае Іордана здѣ (Лук. 11, 31). Итакъ, очиститеся воззовемъ къ вамъ и мы гласомъ Навина, очиститеся, яко заутра сотворитъ въ васъ Господь чудная, — сотворитъ то, предъ чѣмъ малы всѣ чудеса Синая и Сіона.

Очиститеся! Быть не можетъ, чтобы самые внимательные къ себѣ и своему спасенію, не нашли въ себѣ чего-либо нечистаго, коль скоро вникнутъ глубже въ свое сердце и сообразятъ, къ чему имъ завтра должно приступать и что принять. Если око Вседержителя въ самыхъ Ангелахъ, — какъ сказано въ книгѣ праведнаго Іова, — усматриваетъ иногда нѣчто стропотное (Іов. 4, 18), то въ насъ ли не усмотритъ? — Если Апостоламъ надлежало приступить къ Тайной Вечери омовенными, то намъ ли явиться къ ней безъ духовнаго омовенія? Мы всѣ, аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ и истины нѣсть въ насъ (1 Іоан. 1, 8). Всѣ грѣшники, всѣ требуемъ очищенія! — А что сказать о тѣхъ изъ насъ, кои имѣли несчастіе, въ прошедшее время, вертоградъ души своей оставлять вовсе безъ надзора, жили внѣ себя и дѣйствовали по одному теченію обстоятельствъ, по одному влеченію чувствъ? — Таковые, возвратясь нынѣ во внутреннюю храмину свою, можетъ быть, найдутъ, что домъ /с. 417/ души ихъ весь пустъ и пался есть: приникнувъ въ зерцало совѣсти, увидятъ, можетъ быть, что въ нихъ отъ ногъ до главы нѣтъ цѣлости (Исаіи 1, 6).

Таковымъ ли, если только желаютъ помилованія, приступить къ трапезѣ Господней безъ очищенія? — Напротивъ, таковыхъ, судя по множеству язвъ душевныхъ, надлежало бы заставить вовсе удержаться, до времени, отъ участія въ трапезѣ Господней. Но долговременное удаленіе отъ сей цѣльбоносной трапезы само можетъ быть сопряжено съ великою опасностію и потерею. Душа, на мнозѣ удаляющаяся благодатнаго общенія, легко можетъ, какъ справедливо разсуждаетъ св. Златоустъ, быть звѣроуловленною отъ мысленнаго волка (2 молит. ко причащ.). Посему пусть всѣ, разрѣшенные, приступятъ къ трапезѣ, пріимутъ врачевство и вкусятъ духовнаго брашна для укрѣпленія силъ на духовный подвигъ, только пусть очистятся посредствомъ покаянія и исповѣди.

На великое дѣло сіе должно быть употреблено не нѣсколько часовъ, а вся остальная жизнь; но и въ нѣсколько часовъ, остающихся до утрія, можетъ быть сдѣлано не мало: можетъ быть положено начало истиннаго покаянія, принято разрѣшеніе прошедшихъ грѣховъ и благословеніе на будущія добродѣтели. Если начало не заключаетъ въ себѣ всего продолженія и конца, то, съ другой стороны, ни продолженіе, ни конецъ не могутъ быть безъ начала. Надобно начать, чтобъ потомъ продолжать и кончить. Итакъ, начни нынѣ то, что должно продолжать всю жизнь; начни то, чего доселѣ не было, и безъ чего ты самъ не былъ ни христіаниномъ, ни человѣкомъ; начни — свое спасеніе. Чѣмъ лучше окончить святую Четыредесятницу, какъ не святою рѣшимостію положить конецъ своимъ грѣхамъ? Чѣмъ лучше встрѣтить свѣтлый день Воскресенія, какъ не возстаніемъ изъ гроба страстей и пороковъ? — Какой знакъ съ твоей стороны приличнѣе сего знака для того завѣта съ Господомъ, въ который ты завтра вступить намѣренъ? — О, воистину это будетъ новый завѣтъ и для тебя и для Него, — такой завѣтъ, котораго Онъ ждетъ отъ тебя съ самаго явленія твоего на свѣтъ.

Тяжело разстаться навсегда съ порокомъ? — Но развѣ ты, возлюбленный, думаешь быть рабомъ его вѣчно? Надобно /с. 418/ же будетъ когда-либо бросить изъ рукъ эту змію, которая, увлекая тебя своими изгибами и пестротою, въ то же время уязвляетъ тебя смертельно. Нельзя быть вѣчно грѣшникомъ, не содѣлавшись діаволомъ. А захочешь ли ради грѣха быть діаволомъ? — Грѣхъ доставлялъ тебѣ удовольствія? Но не онъ ли сто разъ огорчалъ тебя? Долго ли цвѣли розы? А терны бодутъ и теперь: бодутъ здѣсь, а что будетъ тамъ? Спѣши же выйти изъ бездны, доколѣ зовутъ тебя вонъ и простираютъ къ тебѣ руку, доколѣ не потеряна вовсе стезя, доколѣ собственная тяжесть твоя не повлекла тебя на самое дно.

Если бы для спасенія души потребовалось что-либо великое, ты долженъ, непремѣнно долженъ, сдѣлать все требуемое; ибо не ты ли самъ бываешь готовъ на все для спасенія тѣла? А что значитъ тѣло въ сравненіи съ душою? — Тѣло, какъ бы ты ни берегъ его, чрезъ нѣсколько лѣтъ покинетъ тебя, ляжетъ во гробъ и сдѣлается добычею тлѣнія, а душа всегда твоя, вѣчно съ тобою. Объ ней ли не попещися? Для нея ли не перенести чего-либо? — И что перенести? — Чего требуется отъ тебя? — Исповѣданія своихъ грѣховъ, кои, впрочемъ, всѣ уже извѣстны Богу, всѣмъ Ангеламъ, и, можетъ быть, многимъ людямъ, — ненависти къ грѣхамъ, кои разлучали тебя съ Богомъ, убивали душу твою и тѣло, вели тебя въ адъ и геенну, — отвращенія къ нимъ на будущее время, того отвращенія, которое само собою не можетъ не быть въ тебѣ, если только ты ощутишь сколько-нибудь ядотворность грѣховныхъ наслажденій. Можетъ ли быть требованія менѣе, справедливѣе, необходимѣе? — Когда и этого не сдѣлаешь, и когда послѣ сего погибнешь (а непремѣнно погибнешь, если не сдѣлаешь), тогда и тебѣ надобно будетъ сказать, что погибель твоя отъ тебе (Осіи 13, 9).

Итакъ, братіе, очиститеся, и паки реку: очиститеся! Если вы сдѣлаете сіе, примиритеся съ Богомъ, положите начало исправленія и дадите твердый обѣтъ вести остальную жизнь въ чистотѣ и святости, то заутра сотворитъ въ васъ Господь чудная. А если не очиститеся, если приступите къ чашѣ завѣта необдуманно, безъ сокрушенія, лицемѣрно, то врагъ спасенія не замедлитъ сотворить надъ вами ужасная — приведетъ за собою къ вамъ еще седмь горшихъ духовъ! (Лук. 11, 26). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 416-418.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.