Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великую Среду.

По благодати Божіей мы еще, братіе, окончили одну святую Четыредесятницу. Пріобрѣтеніе не малое для тѣхъ, кои /с. 412/ проводили ее какъ должно. А равно и потеря не малая для тѣхъ, кои провели ее не какъ должно. Церковь никого не принуждаетъ къ исполненію уставовъ, но не исполняющіе наказываютъ сами себя. Когда добрѣ подвизавшіеся подвигомъ поста внидутъ теперь въ радость Господа своего, слабые и непослушные сыны Церкви, по необходимости, должны чувствовать лишеніе и скорбь. Хорошо, если Богъ велитъ имъ опять дожить до новой Четыредесятницы и исправить нынѣшнее опущеніе (хотя вполнѣ возвратить потеряннаго уже невозможно), а кто не получитъ сей милости отъ Бога, для того Великій Постъ потерянъ навсегда. Что мѣшало быть послушнымъ, сѣять вмѣстѣ съ другими, дабы и пожать теперь вмѣстѣ съ другими? — Когда трудимся, всегда бываетъ болѣе или менѣе тяжело, но тѣмъ пріятнѣе по окончаніи труда. Думаю, что и нынѣшній день весьма радостенъ для тѣхъ, кои добрѣ подвизались подвигомъ святаго поста. Да падутъ же таковые въ смиреніи предъ лицемъ алтаря Господня и да возблагодарятъ за сіе Господа! Безъ Его благодати, братіе, вы не только не совершили бы, но и не начали бы вашего святаго подвига.

Но, радуясь объ окончаніи сего подвига, не должно радоваться радостію узника, выходящаго изъ темницы; это значило бы не познать цѣны и сладости поста: кто позналъ ихъ, тотъ и по окончаніи Четыредесятницы не разстанется съ постомъ. И какъ разстаться? — Можно ли безъ пагубы для души оставить постъ внутренній, состоящій въ воздержаніи отъ страстей? Конецъ сего поста былъ бы концемъ и нашей добродѣтели. Уреченныя времена существуютъ для воздержанія отъ яствъ, а не отъ грѣховъ. Но и воздержаніе отъ яствъ худо ограничивать однимъ какимъ-либо временемъ. Всякое вредное для души яство запрещено во всякое время, и вкушающій его во вредъ душѣ, когда бы ни вкушалъ, нарушаетъ уставъ поста. Такимъ образомъ и съ постомъ тѣлеснымъ не надобно разставаться всецѣло, какъ дѣлаютъ многіе. Всецѣлое оставленіе поста было бы знáкомъ, что ты не полюбилъ поста, ибо можно ли оставить надолго то, что полюбили сердечно? И можно ли не полюбить сердечно то, чѣмъ уврачевали свою душу? Если ты оставишь постъ совершенно, то этимъ покажешь, что постился по необходимости, а не по убѣжденію, носилъ узы /с. 413/ какъ рабъ и плѣнникъ. Опытъ долженъ былъ показать тебѣ, что постъ есть постоянный предтеча и спутникъ молитвы, родитель благочестивыхъ размышленій, воспитатель благихъ предпріятій, опора трудныхъ подвиговъ вѣры и любви. Посему ты немедленно призовешь его при всѣхъ подобныхъ случаяхъ, ибо таково свойство испытанныхъ и хорошо дѣйствующихъ врачевствъ, что къ нимъ обращаются при первой надобности. А всего лучше, если сдѣлаешь постъ себѣ спутникомъ всей жизни. Не ужасайся сего совѣта: исполненіе его не сдѣлаетъ твою жизнь, какъ можетъ представиться тебѣ, ни скучною, ни трудною; напротивъ, облегчитъ тебя отъ многихъ золъ, скорбей и печалей. Ты самъ согласишься съ симъ, когда узнаешь, въ чемъ состоитъ всегдашній постъ: онъ состоитъ не въ не употребленіи яствъ, а въ употребленіи ихъ, но такомъ, чтобы никогда не было угожденія плоти, чтобы ты вставалъ изъ-за трапезы всякій разъ съ нѣкіимъ остаткомъ глада, а не съ пресыщеніемъ, какъ это бываетъ обыкновенно. Трудный ли это подвигъ? — Не его ли совѣтуютъ наблюдать и врачи? И не за него ли обѣщаютъ здравіе тѣла? — А мы будемъ обѣщать тебѣ за него здравіе души. Ибо надобно признать и признаться, что душа ни отъ чего такъ много не страдаетъ, какъ отъ тѣла; а тѣло ни отъ чего такъ не терпитъ, какъ отъ излишества въ пищѣ и питіи.

Что сказалъ я о постѣ, то же должно сказать о покаяніи и исповѣди: и съ ними не должно разлучаться по окончаніи поста. Если бы мы грѣшили и падали въ одно извѣстное время, то можно бы на извѣстное время отлагать и покаяніе, но мы грѣшимъ въ разныя времена; а когда грѣшимъ, тогда же должны и каяться и исповѣдываться. Ждемъ ли мы извѣстнаго времени, когда рана сдѣлается опасною? Напротивъ, какъ скоро получимъ ее, тотчасъ стараемся уврачевать. Также должны поступать и съ ранами душевными, — съ грѣхами. Для сего самаго и отверзта всегда духовная врачебница, дабы всегда можно было къ ней приходить для исцѣленія. Если тѣлесная рана не можетъ безъ опасности быть оставленною безъ вниманія на долго, то тѣмъ паче душевная. Намъ кажется ничего носить долго грѣхъ въ душѣ, но — это жалкій обманъ! Грѣхъ — ядъ ужасный: если не остановить дѣйствія его скорымъ раскаяніемъ, то онъ проникаетъ всю душу и портитъ ее надолго. Оттого-то мы и /с. 414/ становимся жалкими рабами страстей, что не подавляемъ ихъ въ самомъ началѣ. Послѣ и каемся и видимъ свое рабство, но часто бываемъ уже не въ силахъ разорвать узы.

Что касается причащенія Св. Таинъ, то я и не знаю, какъ истинный христіанинъ можетъ лишать себя сея Божественныя пищи цѣлый годъ. Одно это лишеніе показываетъ уже, что не знаютъ цѣны Тѣлу и Крови Господа; а такое незнаніе равно незнанію своего спасенія. Не такъ поступали древніе христіане: они причащались всякій разъ, когда были при совершеніи литургіи, памятникомъ чего служитъ воззваніе, повторяемое и нынѣ при каждой литургіи: со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите! Это воззваніе показываетъ, что всѣмъ бывающимъ при литургіи надлежитъ приступать и къ причащенію. Сознаніе нечистоты и недостоинства, и желаніе лучше приготовить себя къ сему великому таинству, ввели въ обычай причащаться не всегда, а въ извѣстные дни и времена. Но обычай сей никакъ не долженъ служить возглавіемъ нашей лѣности. Что, если бы сказано было, что въ такомъ-то мѣстѣ ежедневно будутъ раздавать манну? — Я думаю, ежедневно являлось бы множество людей для полученія; и если бы потребовалось для того какое-либо приготовленіе, то многіе каждый день готовились бы къ тому. А Церковь ежедневно предлагаетъ Тѣло и Кровь Господа, и никто не является для принятія ихъ! — Хорошій ли это признакъ? Здравіе ли это души, что она отвращается отъ духовной пищи? Пусть нѣкоторые не успѣваютъ приготовиться; но если никто не является для принятія хлѣба небеснаго, то значитъ всѣ недостойны; а если всѣ недостойны, то что сказать о нашемъ христіанствѣ? Что сказалъ бы царь о царедворцѣ, который, будучи каждый день приглашаемъ къ его столу, являлся бы за него только одинъ разъ въ годъ?

Такимъ образомъ, братіе, разставаясь съ св. Четыредесятницею, не должно разставаться съ тѣми средствами спасенія, изъ коихъ состоитъ она. Церковь сосредоточиваетъ ихъ всѣ вмѣстѣ и въ одно время, по причинѣ нашей слабости и развлеченія въ другія времена: велитъ разъ въ году употреблять ихъ подъ особеннымъ своимъ надзоромъ, дабы и самые неопытные въ употребленіи употребляли ихъ какъ должно, а не для того, чтобы сдѣлать ихъ неупотребительными въ остальное время года. Если впрочемъ и въ другое время не/с. 415/премѣнно нуженъ для тебя зовъ и надзоръ Церкви, то и въ семъ нѣтъ недостатка. У Церкви не одинъ постъ, а четыре. Каждый изъ нихъ будетъ великъ, если не умалишь его своимъ невоздержаніемъ; за каждымъ послѣдуетъ самый свѣтлый день Воскресенія, если ты чрезъ покаяніе воскреснешь отъ грѣховъ.

Таковы совѣты, братіе, кои я почелъ за долгъ преподать вамъ нынѣ при концѣ св. Четыредесятницы. Не забывайте, возлюбленные, что вся жизнь наша на землѣ должна быть для насъ четыредесятницею. Безъ сего мы не достигнемъ пасхи въ невечернемъ дни Царствія, не войдемъ въ радость воскресенія.

Что сказать вамъ, кои провели св. Четыредесятницу безъ всякаго вниманія къ ней и ни мало не употребили ее на врачеваніе язвъ вашей совѣсти? — Быть не можетъ, чтобы вы не чувствовали теперь нѣкоторой скуки отъ неисполненія уставовъ Церкви; всего вѣроятнѣе и то, что вы не исполняли ихъ отнюдь не изъ презрѣнія власти Церкви (можно ли презирать дѣтямъ мать, пекущуюся о ихъ вѣчномъ благѣ?): нѣтъ, васъ объяла ваша чувственность; она заглушила вашъ слухъ, не дала вамъ идти тѣмъ святымъ путемъ, коимъ хотѣла вести васъ Церковь. Чувственность и діаволъ, ибо гдѣ невоздержаніе, тамъ и сей врагъ Бога и добродѣтели; онъ, онъ человѣкоубійца, невидимо держитъ васъ въ своемъ плѣну, и теперь, безъ сомнѣнія, радуется и посмѣвается надъ вами, какъ надъ своею добычею.

Но, братіе, ужели вы захотите быть всегдашнимъ посмѣшищемъ діавола? — Довольно онъ наругался надъ вами; время поругаться и надъ нимъ! Время, говорю, ибо онъ не бываетъ такъ слабъ, какъ въ настоящіе дни страданій и смерти Господа. Въ сіе-то время удобнѣе всего возникать отъ его сѣтей тѣмъ, кои вживѣ были уловлени отъ него, въ свою его волю (2 Тим. 2, 26). И вы возникнете, если, отложивъ упорство и ожесточеніе, поспѣшите во врачебницу духовную; если, по примѣру Петра, начнете плакать о своихъ грѣхахъ горько. Онъ измѣнилъ Учителю, и однакоже за покаяніе одинъ изъ первыхъ увидѣлъ Его по воскресеніи. То же будетъ и съ вами, если обратитесь подобно сему Апостолу! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 411-415.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.