Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Іудее знаменія просятъ, и Еллини премудрости ищутъ: мы же проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе; самѣмъ же званнымъ Іудеемъ же и Еллиномъ Христа Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 22-24).

Слово въ Великій Понедѣльникъ, на утрени.

Грядый Господь къ вольной страсти, Апостоломъ глаголаше на пути: се восходимъ во Іерусалимъ, и предастся Сынъ Человѣческій, якоже есть писано о Немъ. Пріидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуемъ Ему, и сраспнемся и умертвимся Его ради житейскимъ сластемъ, да и оживемъ съ Нимъ (На хвал. стих. 1).

Съ нынѣшнимъ утромъ, братіе, началась священная седмица страданій Христовыхъ — время въ цѣломъ году самое важное, посему каждому изъ настоящихъ дней издавна усвоено названіе великаго и чистаго. И дни сіи подлинно велики, по чрезвычайнымъ событіямъ, въ нихъ происходившимъ, подлинно чисты по той особенной чистотѣ, съ которою проводятъ ихъ истинные христіане, и которую могутъ они доставить всякому, провождающему ихъ какъ должно. Посему-то святая Церковь нынѣ, при самомъ началѣ великихъ и святыхъ дней, оглашаетъ слухъ нашъ особеннымъ воззваніемъ, приглашая къ достойному провожденію оныхъ; и чтобы сіе воззваніе было тѣмъ дѣйствительнѣе обращаетъ его къ намъ отъ лица Самого Господа: Грядый Господь къ вольной страсти, Апостоломъ глаголаше на пути, и проч.

/с. 396/ Господь глаголалъ о Своемъ пути Апостоламъ; но можно ли сказаннаго Имъ не отнесть къ себѣ всякому, кто токмо слышитъ оное? — Онъ возбуждалъ вниманіе къ Своимъ страданіямъ въ первыхъ ученикахъ Своихъ; — но какой самый послѣдній ученикъ не почувствуетъ себя обязаннымъ къ тому же? — Мы торжествовали всѣ важныя событія въ земной жизни Господа нашего: Его чудесное зачатіе, преславное рожденіе, дивное принесеніе во храмъ, еще болѣе дивное крещеніе и вчерашнее вшествіе во Іерусалимъ; можемъ ли не раздѣлить съ Нимъ и послѣднихъ минутъ Его? — Теперь, теперь особенно должно явить любовь и усердіе, когда всѣ оставляютъ Его! Развѣ не за насъ Онъ идетъ на крестъ? Развѣ не наши грѣхи будутъ омываться Его кровію? И мы позволимъ себѣ отсутствіе въ сіе время? — Нѣтъ, братіе, пріидите вси, малые и великіе, просвѣщенные и простые, старые и юные, пріидите, соединимся въ духѣ вѣры и любви, и пойдемъ бодренною мыслію за своимъ Спасителемъ; не опустимъ безъ вниманія ни одного Его слова, раздѣлимъ всѣ Его чувства, войдемъ въ духъ всѣхъ Его поступковъ. И человѣки предъ смертію говорятъ и дѣйствуютъ разительнѣе; тѣмъ паче Богочеловѣкъ. — Итакъ, усугубимъ вниманіе; паче же всего очистимъ смыслъ. Ибо, какъ очами, исполненными праха, нельзя видѣть хорошо самыхъ великихъ и явственныхъ предметовъ, такъ съ умомъ наполненнымъ нечистыми мыслями о земныхъ благахъ, новозможно созерцать Божественнаго величія страданій Христовыхъ.

Но къ сожалѣнію, у многихъ смыслъ и вся душа никогда такъ не бываютъ нечистыми, исполненными суетъ житейскихъ, какъ въ сію святую и чистую седмицу. Заботы объ окончаніи различныхъ дѣлъ до праздника, заботы о приготовленіи различныхъ вещей къ празднику развлекаютъ умъ на всѣ стороны и разсѣеваютъ чувство по предметамъ самымъ суетнымъ. Оттого Богослуженія, даже самыя важныя, напримѣръ, часы въ Великій Пятокъ почти вовсе не посѣщаются; другія Богослуженія посѣщаются не всецѣло; многое изъ читаемаго въ церкви и притомъ самаго важнаго, какъ-то повѣствованія четырехъ Евангелистовъ о жизни Іисуса Христа, опускается безъ особеннаго вниманія, какъ постороннее: и образъ страданій Христовыхъ, начертанный Церковію въ обрядахъ ея съ такою мудрою подробностію /с. 397/ и трогательностію, бываетъ созерцаемъ во всей полнотѣ своей развѣ одними Ангелами, выну присутствующими въ храмахъ Божіихъ. Ахъ, братіе! не такого смысла, разсѣяннаго, подавленнаго земными чувствами, требуетъ отъ насъ святая и великая седмица! — Мы будемъ слышать повѣсть о всей жизни нашего Спасителя, — ибо когда приличнѣе обозрѣть ее всю, какъ не предъ ея концомъ? — Но въ состояніи ли будетъ обнять мыслію сію жизнь тотъ, кто такъ разсѣянъ, что вовсе не знаетъ собственной жизни? — Мы будемъ свидѣтелями послѣднихъ бесѣдъ Господа съ Его учениками на Тайной Вечери, но возможетъ ли наше сердце воспламениться огнемъ любви Іисусовой, если оно, подобно сердцу Іуды, будетъ тамъ, гдѣ его сокровища? Итакъ, ради насъ самихъ, братіе если не ради Господа мы должны въ настоящіе дни собрать какъ можно болѣе, всѣ свои мысли и чувства, и очистить ихъ, иначе намъ невозможно будетъ шествовать за нашимъ Искупителемъ; иначе мы отстанемъ отъ Него и останемся, — кто во дворѣ Каіафы, съ однимъ внѣшнимъ видомъ благочестія, — кто въ преторіи Пилата, съ одною личиною правды, съ омытыми руками, но съ оскверненною совѣстію, — кто во дворцѣ Ирода, съ незлонамѣреннымъ, повидимому, но тѣмъ не менѣе ужаснымъ глумленіемъ надъ простотою вѣры, — кто при Іудѣ, съ явнымъ святокупствомъ или отчаяніемъ. Не напрасно Самъ Господь говорилъ при наступленіи Своихъ страданій Апостоламъ: иже имать влагалище, да возьметъ; а иже не имать, да продастъ ризу свою и кутитъ ножъ (Лук. 22, 36). Это значитъ, что въ настоящіе дни надобно освободиться отъ всего излишняго, развлекающаго. Нуженъ ножъ — рѣшимость закалать всѣ заботы, всякое грѣховное и плотское стремленіе. Продай, вѣрующая душа, продай теперь все, и купи сей чудный ножъ: не Малха нужно тебѣ поражать имъ, а того ветхаго человѣка, который и въ тебѣ часто вопіетъ противу Христа: возьми, возьми, распни Его (Іоан. 19, 15).

«Но куда же дѣвать житейскія заботы?» скажетъ кто-либо. «Наступленіе великаго и продолжительнаго праздника по необходимости требуетъ не малаго попеченія о житейскомъ». Знаемъ, братіе, сіе положеніе и скорбимъ о томъ, что когда Христосъ на крестѣ, христіане съ утра до вечера на торжищѣ; когда Христосъ въ мукахъ восклицаетъ: жажду! /с. 398/ (Іоан. 19, 28) и напаяется оцтомъ, — христіане уготовляютъ разнообразныя снѣди и питіи; когда Христосъ предаетъ духъ Свой Отцу, христіане едва переводятъ дыханіе отъ житейскихъ суетъ. Все это сдѣлалось для многихъ неизбѣжнымъ, но почему? Кто узаконилъ всѣмъ нашимъ житейскимъ нуждамъ стекаться именно въ страшные дни смерти и погребенія Господа? По чьему повелѣнію плоть и кровь наша тогда наипаче предъявляютъ свои права на насъ и дѣлаютъ насъ рабами своими, когда Христосъ предаетъ за насъ Плоть и Кровь Свою? — Развѣ не возможно было большей части нуждъ, если не всѣхъ, удовлетворить въ прошедшіе дни съ тѣмъ, чтобы сію седмицу, особенно послѣдніе дни, посвятить всецѣло Господу? — Развѣ нѣтъ такихъ людей, кои поступаютъ именно такимъ образомъ, и у коихъ плотское посему не препятствуетъ духовному? — Что препятствуетъ и всѣмъ поступать такимъ образомъ, — заранѣе платить дань міру и плоти, дабы теперь быть свободными для духа? — «Но тогда торжища пусты». А кто заставилъ ихъ быть полными въ самые священные дни и содѣлывать пустыми храмы Божіи, если не наше разсѣяніе и міролюбіе? Торжища послѣдуютъ за людьми, какъ скоро люди будутъ слѣдовать, куда должно.

Но не будемъ, пожалуй, требовать перемѣны житейскаго порядка вещей, какъ онъ ни худъ и недостоинъ христіанъ; оставимъ міру господство въ своемъ мѣстѣ, даже въ сіи дни. И при этомъ можно выполнить требованія Церкви, можно имѣть очищенный смыслъ и сшествовать Христу среди Его страданій въ духѣ вѣры и любви. Наступающій праздникъ требуетъ приготовленій, но много-ли? — Добрый христіанинъ найдетъ безъ труда способъ удовлетворить всѣмъ требованіямъ праздника, не разсѣяваясь мыслями и чувствами, не теряя изъ виду своего Спасителя. И Апостолы ходили въ городъ за покупками, и они приготовляли вечерю; и жены равноапостольныя покупали ароматы, но смотрите, какъ у нихъ все свято, чисто! — Почему такъ нельзя быть и у насъ? — Только наша суетность измышляетъ множество мелкихъ, ненужныхъ нуждъ, и удовлетвореніемъ ихъ мучитъ сама себя и другихъ, только ненасытимость нашей плоти увеличиваетъ чрезъ мѣру потребности свѣтлыхъ дней, кои, сами по себѣ будучи питательны для духа, по тому самому менѣе требуютъ пищи для плоти. Такъ, братіе, наступающій праздникъ тре/с. 399/буетъ немногаго, потому что онъ самъ въ себѣ заключаетъ весьма много, — много пищи и питія духовнаго, много наслажденій и сладостей сердечныхъ. Если въ продолженіе его слишкомъ много намъ кажется нужнаго для, плоти, то это потому, что нашъ духъ не наслаждается радостями, заключающимися въ самомъ праздникѣ; а не наслаждается потому, что не способенъ вкушать духовныхъ благъ; а неспособенъ отъ того, что, находясь въ рабствѣ плоти, всегда алкалъ наслажденій только чувственныхъ, небрегъ объ очищеніи своего вкуса и прочихъ чувствъ. Оттого мы вообще послѣ присутствія, часто однимъ тѣломъ при Богослуженіи, не знаемъ въ чемъ другомъ и поставить праздникъ, какъ только во множествѣ брашенъ, въ шумѣ увеселеній, простирающемся не рѣдко до помраченія смысла и всѣхъ чувствъ. Такимъ образомъ у насъ все царство Божіе съ его великими событіями, вся вѣра съ ея святѣйшими таинствами наиболѣе выражается продолжительнѣйшимъ служеніемъ чреву, — брашномъ и питіемъ. — Правда и миръ и радость о Духѣ Святѣ (Рим. 14, 17), чистыя наслажденія сердца, святые восторги духа, — что составляетъ главный плодъ вѣры, сущность всякаго истиннаго празднества, — намъ или вовсе не извѣстны, или извѣстны по одному имени. Состояніе по истинѣ самое плачевное! И здѣсь-то главная причина превращенія порядка вещей и всѣхъ празднествъ, особенно настоящихъ великихъ и святыхъ дней. Будучи сами совершенно земны, мы оземленяемъ и праздники Божіи; будучи плотски, мы изъ самаго креста Христова дѣлаемъ возглавіе для нашей плоти. Но вступимъ на противный путь, и все приметъ другой, истинный и правильный видъ. Проведемъ сію недѣлю какъ должно; выполнимъ требованія Церкви, пойдемъ за грядущимъ на страданія Господомъ; распнемся съ Нимъ всѣмъ сластемъ житейскимъ: и мы, безъ большихъ приготовленій для плоти, найдемъ въ грядущемъ празднествѣ то, чего никогда не находили: неистощимую пищу для духа и веселіе для сердца. Наслажденіе духовными благами, заключающимися въ праздникахъ, содѣлаетъ насъ равнодушными къ благамъ чувственнымъ, съ ними соединеннымъ; мы престанемъ измѣрять великость священныхъ дней продолжительностію нашихъ трапезъ и разнообразіемъ снѣдей; а вмѣстѣ съ симъ само собою спадетъ съ насъ множество излишнихъ суетъ, кои отнимаютъ /с. 400/ у насъ теперь драгоцѣнное время, и не даютъ намъ послѣдовать за нашимъ Господомъ. Такимъ образомъ самъ собою, безъ усилій, непримѣтно возстановится правильный порядокъ вещей, дней и занятій.

Еще повторю, братіе, сдѣлаемъ сей святый опытъ; рѣшимся въ сіи дни какъ можно болѣе времени отдать Господу, и какъ можно менѣе міру; рѣшимся собрать всѣ мысли и чувства, и устремить ихъ во слѣдъ грядущаго на страданія Господа. Много разъ уже протекали священные дни сіи для насъ безъ пользы, можетъ бытъ, даже со вредомъ душевнымъ, проведемъ ихъ хотя единожды, какъ должно. Такое провожденіе ихъ обыкновенно кажется скучнымъ, и посему-то наиболѣе отвращаются онаго. А я, отъ имени святой Церкви, отъ имени Самого грядущаго на страданія Спасителя нашего, дерзаю увѣрить васъ, что надлежащее провожденіе сихъ святыхъ дней заключаетъ въ себѣ такую внутреннюю сладость, что кто разъ проведетъ ихъ, какъ должно, не будетъ имѣть нужды въ новомъ побужденіи къ тому, чтобы проводить ихъ такимъ образомъ и всегда. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 395-400.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.