Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ субботу первой недѣли Великаго поста,
по причащеніи Святыхъ Таинъ.

Куда пошли изъ-за Тайной Вечери Апостолы? — Они пошли съ Учителемъ и Господомъ своимъ въ Геѳсиманію, чтобы тамъ бодрствовать и молиться, страдать и уповать. А куда пошелъ Іуда? онъ пошелъ одинъ, къ врагамъ Іисусовымъ, со спирою и слугами, чтобы взять и предать имъ своего Учителя и Господа. Отъ одной и той же Божественной /с. 391/ трапезы — какіе два различныхъ плода!... Изъ одного и того же святаго мѣста — какіе два противоположныхъ пути!...

Куда привелъ путь Апостоловъ? Сначала въ Геѳсиманію и на Голгоѳу, потомъ на Елеонъ, потомъ въ Сіонскую горницу, а потомъ — на небо... А путь Іудинъ? Онъ привелъ сначала въ чертоги Каіафы, потомъ завелъ-было несчастнаго на нѣкоторое мгновеніе ко храму, но потомъ — и скоро, привелъ къ погибельному древу, а съ него — въ адъ!.. До того различна была участь первыхъ причастниковъ Тѣла и Крови Христовой! — Отчего такое (ужасное) различіе? — Отъ благой и злой воли. Благая воля привела Апостоловъ на небо; злая воля низвела во адъ Іуду. И Петръ падалъ, но всталъ; то же было бы и съ Іудою, если бы покаялся и сотворилъ плоды, достойные покаянія.

Идетъ ли кто нынѣ путемъ Апостоловъ? Идетъ — тотъ, кто, причастившись Тѣла и Крови Христовой, почитаетъ себя чрезъ то самое неразрывно и навсегда соединеннымъ со Христомъ, а посему слѣдуетъ за Нимъ всюду, куда ни поведетъ Онъ, на Ѳаворъ или въ Геѳсиманію, — кто, принадлежа Спасителю своему всѣмъ существомъ своимъ, старается уподобляться Ему во всемъ, мыслить такъ, какъ мыслилъ Онъ, говорить такъ, какъ говорилъ Онъ, жить и умереть, какъ жилъ и окончилъ земную жизнь — Онъ!

Нейдетъ ли кто и нынѣ путемъ Іудинымъ? Идетъ — тотъ, кто, принимая Тѣло и Кровь Господа въ Евхаристіи, принимаетъ ихъ какъ простой хлѣбъ и вино, и почитаетъ себя чрезъ то ничѣмъ необязаннымъ своему Спасителю; — кто въ храмѣ показуетъ нѣкое уваженіе къ Святынѣ и, когда говорятъ о грѣхахъ и измѣнѣ закону, готовъ, подобно Іудѣ, спросить: не я ли, Господи? — а за храмомъ явно покланяется міру и его кумирамъ, продаетъ безстыдно вѣру и законъ, стыдъ и совѣсть.

Таковъ и нынѣ путь Апостоловъ и путь Іудинъ!

Предъ вами оба пути: и одинъ какой-либо непремѣнно избрать должно! Иже нѣсть со Мною, на Мя есть, сказалъ Самъ Господь. Итакъ съ кѣмъ вы? Съ кѣмъ, — не здѣсь и теперь — въ храмѣ, а тамъ, гдѣ встрѣтитъ васъ искушеніе; гдѣ, можетъ быть, надобно будетъ или пріять честь и богатство неправедныя, или идти на крестъ за правду?... Но, вы уже избрали, что должно; — каждый изъ васъ сказалъ: я не /с. 392/ дамъ Тебѣ лобзанія Іудина! Смотрите: не давайте же сего адскаго лобзанія! Иначе оно будетъ нѣкогда жечь уста и сердце ваше пламенемъ адскимъ! Каждый изъ васъ обѣщалъ исповѣдывать Господа, подобно благоразумному разбойнику: смотрите — исповѣдайте же! Въ случаяхъ къ сему не будетъ недостатка, ибо міръ и теперь тотъ же, что былъ прежде: весь во злѣ лежитъ и къ злу всѣхъ влечетъ. Стойте же мужественно противъ сего зла и въ себѣ и въ другихъ! Не возвращайтесь на прежнее! Благоразумный разбойникъ, если бы ему удалось сойти съ креста живымъ, безъ сомнѣнія, посвятилъ бы всю остальную жизнь Господу, и содѣлался бы ревностнѣйшимъ изъ учениковъ Его. Посвятимъ и мы все остальное время жизни нашей Ему же Всеблагому, дабы въ часъ смерти услышать отъ Него: днесь со Мною будеши въ раи! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 390-392.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.