Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ субботу первой недѣли Великаго поста, на утрени.
О причащеніи.

Въ надеждѣ, что представленіе величайшей важности и чрезвычайныхъ духовныхъ плодовъ, отъ причащенія Святыхъ Таинъ, расположитъ каждаго изъ насъ приступить къ принятію ихъ со всею вѣрою и любовію, со всею рѣшимостію /с. 388/ сохранить принятый даръ въ чистотѣ совѣсти и житія, — мы хотѣли было симъ самымъ окончить собесѣдованіе наше о таинствѣ Евхаристіи, не касаясь опасныхъ послѣдствій — отъ недостойнаго причащенія. Но потомъ пришло на мысль, что мы поступимъ не хорошо, если сокроемъ опасность. Нѣкоторые могутъ впасть въ нее именно по невѣдѣнію того, что угрожаетъ недостойнымъ причастникамъ Тѣла и Крови Господней. И кто, послѣ нихъ самихъ, будетъ подлежать отвѣту за сіе, какъ не пастыри и учители Церкви, не предостерегшіе ихъ отъ опасности? Посему дослушайте теперь то, что не досказано прежде. — Нерадостное должно сказать, но нерадостное только для тѣхъ, кои захотятъ безразсудно сами себя лишить вѣчнаго радованія о Господѣ.

Чтобы вы думали, братіе, вкушаетъ тотъ, кто причащается Святыхъ Таинъ не съ должнымъ расположеніемъ духа и сердца? Не Тѣло и Кровь Христовы, а одинъ простой хлѣбъ и вино? Ахъ, и это было бы уже великое лишеніе! Но дарованія Божіи не раскаянны (Рим. 11, 29); посему и недостойные, равно какъ и достойные, пріемлютъ истинное Тѣло и истинную Кровь Господа. Но сіе-то самое счастіе и обращается для нихъ въ величайшее несчастіе, потому что Божественное брашно, которое истиннымъ причастникамъ служитъ въ оставленіе грѣховъ и въ жизнь вѣчную, для ложныхъ ведетъ за собою судъ и осужденіе. Ядый бо и піяй недостойнѣ, по слову Апостола, судъ себѣ ястъ и піетъ (1 Кор. 11, 29). И замѣтьте силу выраженія Апостольскаго, не говоритъ, подвергаетъ себя суду, а судъ ястъ и піетъ, то-есть несчастный самъ не только произноситъ на себя судъ, но и вноситъ его въ себя, совершаетъ надъ собою. Такъ неотразимо въ семъ случаѣ наказаніе за преступленіе! Иначе и быть не можетъ, судя по важности вины. Ибо въ чемъ виновенъ ложный причастникъ? — Въ томъ, что есть самаго преступнаго: — онъ повиненъ, по слову Апостола, Тѣлу и Крови Господа, то-есть смерти Господней. Можетъ ли быть вина тягче сей вины? И распинатели Господа виновны были въ семъ ужасномъ преступленіи, но виновны не столько, какъ худой причастникъ, потому что они или вовсе не знали, или знали несовершенно, кого распинаютъ. Аще бо быша разумѣли, говоритъ Апостолъ, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Но нынѣ недостойный причастникъ не можетъ /с. 389/ не знать, кого распинаетъ: онъ распинаетъ своими грѣхами именно Господа славы, потому что съ младенчества сто разъ слышалъ и непрестанно слышитъ, что Іисусъ Христосъ, Коего онъ Тѣла и Крови причащается, есть Единородный Сынъ Божій, истинный Богъ и Творецъ всего видимаго и невидимаго. И такое-то Существо — всемогущее, всевѣдущее, онъ презираетъ!... И какъ презираетъ и оскорбляетъ? Въ собственномъ Тѣлѣ и Крови Его!... въ самомъ высшемъ дарѣ Его любви! въ томъ таинствѣ, учрежденіе коего стоило Ему смерти крестной!... Такое преступленіе, скажемъ словами Златоуста, какихъ не заслуживаетъ молній и громовъ?

Громы сіи до времени молчатъ, молніи сіи до предопредѣленнаго дня и часа невидимы; долготерпѣливый и многомилостивый Спаситель и Судія нашъ, отлагая судъ на будущее и дая мѣсто покаянію, терпитъ оскорбленія, наносимыя Тѣлу и Крови Его, съ тѣмъ же безмолвіемъ, какъ Онъ терпѣлъ біенія и заушенія во дворѣ Каіафы и Пилата, но Божественные дары, принятые нераскаяннымъ грѣшникомъ, — безъ всякаго особеннаго распоряженія Промысла, сами по себѣ, — какъ огнь Божественный, попаляяй, по существу своему, недостойныя, — могутъ оказывать въ грѣшникѣ великое карательное дѣйствіе. Такъ въ Церкви Коринѳской, по свидѣтельству Апостола Павла, изъ недостойныхъ причастниковъ многіе подвергались за свою вину тяжкимъ болѣзнямъ и самой смерти... Такъ въ Церкви Карѳагенской, по свидѣтельству святаго Кипріана, одинъ недостойный причастникъ, вдругъ, послѣ причащенія сдѣлался нѣмымъ, а у другаго расторгся на двое языкъ. Такъ во времена Златоуста, по словамъ его, недостойные причастники подвергались иногда видимо мученіямъ отъ злыхъ духовъ. Кто поручится, что и нынѣ недостойное причащеніе не сопровождается подобными слѣдствіями? Если мы не замѣчаемъ ихъ, то, можетъ быть, именно потому, что не замѣчаемъ, — не обращаемъ на сіе дѣло никакого вниманія, вовсе не думаемъ, чтобы за недостойнымъ причащеніемъ могло слѣдовать что-либо. А какъ не слѣдовать чему-либо, когда мы въ таинствѣ причащенія пріемлемъ въ себя, по выраженію Церкви, огнь Божественный? — Какъ не слѣдовать чему-либо отъ вкушенія Тѣла и Крови Господней, когда и употребленіе обыкновеннаго брашна и питія сопровождается нерѣдко важными по/с. 390/слѣдствіями? — Сильныя и рѣшительныя врачевства всегда такого свойства, что если не производятъ спасительныхъ дѣйствіи, то сопровождаются великою опасностію для пріемлющихъ. А какое врачевство сильнѣе и рѣшительнѣе — Тѣла и Крови Сына Божія?

Вотъ что, братіе, почелъ я за долгъ открыть предъ вами, дабы всякій зналъ и вѣдалъ, что съ святѣйшимъ таинствомъ нельзя поступать, какъ съ вещію безразличною. Нѣтъ судъ таковыхъ не дремлетъ, не дремлетъ!...

Слова нерадостныя! Но для кого нерадостныя? Для тѣхъ, кои сами себя произвольно и безразсудно лишаютъ радости, не имѣя ни малѣйшаго на то извиненія. Ибо какое извиненіе? Если бы для достойнаго причащенія требовалось высокихъ добродѣтелей, особенныхъ подвиговъ, — то можно было бы сказать, что къ сему способенъ не всякій. А отъ насъ чего требуется? — Вѣры: кто же не способенъ къ ней? Смиренія: можетъ ли не имѣть его грѣшникъ? — Любви ко Спасителю: Его ли не возлюбить всѣмъ сердцемъ? Рѣшимости жить отселѣ и дѣйствовать не по своимъ похотямъ, а по волѣ Божіей, а отъ сего кто можетъ отрицаться? — Для чего иначе и приступать къ чашѣ Завѣта, какъ не для сего самаго?

Такимъ образомъ, что есть нерадостнаго въ семъ нашемъ собесѣдованіи, то нерадостно не для васъ, кои намѣрены приступить ко причащенію Святыхъ Таинъ съ вѣрою, смиреніемъ, любовію и твердымъ желаніемъ посвятить жизнь свою Господу. Для васъ въ чашѣ Завѣта — одинъ миръ, одна любовь и одна радость о Дусѣ Святѣ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 387-390.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.