Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ пятокъ первой недѣли Великаго поста, на утрени.

Послѣ дней пощенія и моленій, насталъ и день покаянія; время уже явиться на судъ духовный для исповѣданія своихъ грѣховъ. Въ суды мірскіе являются, чтобы оправдывать себя; въ судилище духовное приходятъ съ тѣмъ, чтобы обвинить себя. Тамъ наибольшею свободою пользуется тотъ, кто наиболѣе успѣлъ доказать свою невинность; здѣсь наибольшее помилованіе тому, кто наиболѣе признаетъ свою грѣховность. — Что значитъ сіе? Или на небѣ любятъ менѣе /с. 369/ правду, нежели на землѣ? — Нѣтъ, на судѣ небесномъ не можетъ устоять самый Ангелъ; предъ очами Господа, по выраженію Пророка, нечисто само солнце. Если убо мы, слабые и долупреклонные, можемъ стоять на семъ судѣ и не падать; если мы, оскверненные и нечистые, можемъ являться предъ сей взоръ и не исчезать, то потому, что съ нами поступаютъ не по строгости правды и закона, а по одному чистому милосердію. Почему не поступаютъ по строгости правды? — Потому, что по сей правдѣ уже поступлено; потому, что законъ уже удовлетворенъ за насъ во всей его силѣ, потому, что всѣ долги наши оплачены сполна; потому, наконецъ, что самая казнь, коей всѣ мы подлежали за возмущеніе противъ Царя небеснаго, уже перенесена за насъ. Вы знаете, братіе, кто оказалъ намъ сію многообразную, безцѣнную и безпримѣрную услугу? — Спаситель и Господь нашъ, Іисусъ Христосъ. Вамъ извѣстно и то, какъ преложенъ Имъ для насъ гнѣвъ небесный на милость? — Это сдѣлано Его страданіями и крестною смертію за насъ. Послѣ сего, братіе, приступая къ судилищу исповѣди, вы первѣе всего поспѣшите облечь себя живою вѣрою въ заслуги нашего Искупителя. Безъ сего таинство исповѣди будетъ не въ отпущеніе, а въ обличеніе грѣховъ. Какъ осмѣлиться исповѣдать грѣхи въ слухъ небеснаго Судіи, если око вѣры не будетъ зрѣть о страну Его Ходатая и Споручника? — Какъ и служитель алтаря дерзнетъ изречь вамъ миръ, если не будетъ на васъ знака мира — всепримиряющей Крови Агнца? — Нерастворенныя вѣрою слова исповѣди, и съ вашей и съ его стороны, не взойдутъ на небо, а разсѣются въ воздухѣ и падутъ на землю. Безъ вѣры ни васъ не услышитъ Господь, ни вы не услышите Господа.

Одушевившись такимъ образомъ вѣрою, вы постараетесь, братіе, освободиться, посредствомъ исповѣди, отъ всей тяжести грѣховъ какъ можно полнѣе, совершеннѣе и невозвратнѣе. Зачѣмъ скрывать бѣдность духовную? — Тутъ кто болѣе откроетъ свою нищету, тотъ болѣе и пріиметъ. Къ чему таить язвы совѣсти? Здѣсь кто полнѣе обнаружитъ ихъ, тотъ вѣрнѣйшее получитъ врачевство. И отъ кого таиться? Судія и Спаситель нашъ — всевѣдущъ; Онъ давно знаетъ не только всѣ дѣла, но и всѣ помышленія наши; не только все прошедшее, но и все наше будущее. Посему для Него вовсе /с. 370/ не нужна и исповѣдь наша. Но она необходима для насъ, — для того, чтобы мы имѣли побужденіе глубже вникнуть въ свое состояніе, тверже узнать самихъ себя, свою жизнь и свои недуги; чтобы имѣли случай сильнѣе возненавидѣть грѣхъ, видя, какъ тяжело открывать его; чтобы путемъ устнаго исповѣданія какъ бы извергли всю скверну беззаконій изъ внутренности души и сердца. Нежеланіе открыть грѣхъ есть уже сильный признакъ, что ты не разлюбилъ грѣхъ и не хочешь разстаться съ нимъ. Когда бы ты увидѣлъ у себя за пазухой змѣю, то сталъ ли бы прятать ее? Не тотчасъ ли бы употребилъ всѣ силы, чтобы бросить ее отъ себя какъ можно далѣе, хотя бы это было предъ лицомъ цѣлаго свѣта? — Въ случаѣ невозможности сдѣлать это самому, не сталъ ли бы кричать и звать всѣхъ на помощь? — Но грѣхъ для души то же, что змѣя для тѣла. Посему, кто дозналъ ядовитость его, тотъ готовъ исповѣдать его предъ лицомъ неба и земли, только бы скорѣе освободиться отъ него. Такъ и поступали древніе исповѣдники: они каялись не предъ однимъ духовникомъ, а предъ цѣлою Церковію; исповѣдывались не одинъ разъ, а въ продолженіе цѣлыхъ мѣсяцевъ и даже годовъ.

И кто мы, служители алтаря, чтобы стыдиться насъ? Не подобные ли вамъ грѣшники? Стыдитесь Ангеловъ-хранителей вашихъ, а не насъ. Мы сами готовы исповѣдать предъ вами свои грѣхи; и молимъ васъ молиться не за себя только, но и за насъ, да возможемъ непостыдно предстоять и предстательствовать за васъ у престола Благодати.

Принесши исповѣданіе въ грѣхахъ своихъ, вы пріимите, братіе, прощеніе во имя Господа Іисуса. Это совершается, повидимому, такъ просто, такъ легко, такъ скоро, что плотской человѣкъ нашъ даже отъ избытка сей милости можетъ взять поводъ къ безстрастію и ненаказанности, можетъ возмнить, что грѣхъ есть нѣчто неважное, когда въ немъ стоитъ только признаться, чтобы получить прощеніе. Для прогнанія отъ себя сей опасной мысли, вы вспомните, что для произведенія сей простоты исповѣди нужно было самой премудрости Божіей измыслить планъ спасенія людей, величайшій по объему, нескончаемый по продолженію, непостижимый по началу и основанію; — что для произведенія сей легкости въ примиреніи грѣшника съ Богомъ нужно было подвигнуться самому всемогуществу Божію, и вмѣстѣ съ собою подвигнуть /с. 371/ небо и землю, время и вѣчность; — что для произведенія сей скорости прощенія, нужно было сосредоточить всѣ мученія ада надъ очистительною Жертвою, принесенною за грѣхи міра на Голгоѳѣ. Послѣ сего поводъ къ соблазну и ненаказанности грѣховной уничтожится самъ собою. Какъ бы ни былъ простъ и безукрашенъ святый налой, предъ коимъ будетъ совершена исповѣдь, вы станете предъ нимъ, какъ Израиль стоялъ предъ Синаемъ; какъ бы ни было мало Евангеліе и крестъ, отъ коихъ изречено будетъ вамъ помилованіе, вы отойдете отъ нихъ, какъ Апостолы отходили съ Голгоѳы.

Да, братіе, если вы намѣрены принести покаяніе истинное (а не истинное для чего и приносить?), — то покаяніе, которое совершается въ краткое время, но дѣйствуетъ на всю вѣчность; если, говорю, намѣрены примириться съ Ботомъ не на однихъ словахъ, а на самомъ дѣлѣ, то вы отойдете изъ судилища покаянія не съ разсѣянною мыслію о томъ, кто и какъ васъ исповѣдывалъ, — не съ однимъ холоднымъ признаніемъ, что вами исполненъ долгъ Церкви и совѣсти, — не съ одною поверхностною рѣшимостію быть съ сихъ поръ лучше и избѣгать грубыхъ пороковъ. Нѣтъ, вы возвратитесь изъ дома Божія, какъ возвратились бы изъ дома царева тяжкіе государственные преступники, кои, явившись туда для услышанія приговора на смерть, вдругъ услышали помилованіе и забвеніе ихъ преступленій; — возвратитесь съ глубочайшимъ чувствомъ благодарности ко Спасителю душъ нашихъ, — съ твердою рѣшимостію посвятить Ему и Его закону всю остальную жизнь, съ вѣчнымъ, нераскаяннымъ отвращеніемъ отъ всѣхъ прежнихъ грѣховъ, съ скорымъ, неудержимымъ стремленіемъ вознаградить и изгладить все, что возможно.

Да сбудутся сіи совѣты и благожеланія надъ всѣми вами! Да дастъ вамъ Самъ Господь духъ умиленія и сокрушенія о грѣхахъ вашихъ! О семъ молимъ и не престанемъ молить Его всемогущую благодать за васъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 368-371.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.