Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ четвертокъ первой недѣли Великаго поста, на часахъ.
О епитиміи.

Бесѣдуя о исповѣди, мы остановили вниманіе наше на самомъ существѣ сего таинства. Но въ составъ исповѣди входитъ одна вещь, которая хотя не составляетъ въ сущности таинства, но крайне важна по своимъ нравственнымъ слѣдствіямъ, и потому требуетъ внимательнаго разсмотрѣнія. Это — епитимія. — Какъ много понятій о ней неправильныхъ! Одни убѣгаютъ епитиміи, какъ чего-либо ненужнаго и излишняго; другіе думаютъ основать на ней почти все (великое) дѣло своего примиренія съ Богомъ. Поищемъ между сими крайностями надлежащей средины, и научимся обращать во благо, что есть въ епитиміяхъ истинно душеспасительнаго.

Что такое епитимія? — По самому словозначенію съ Еллинскаго языка, это — замѣчаніе, выговоръ, обличеніе, наказаніе. Почти то же самое разумѣется подъ именемъ /с. 365/ епитиміи и на языкѣ церковномъ: епитимію составляютъ различные подвиги и лишенія, кои возлагаются ни кающихся отъ духовнаго отца, при исповѣди. Таковы: различные виды пощенія, покаянные поклоны, урочное чтеніе различныхъ молитвъ, посѣщеніе святыхъ мѣстъ, извѣстнаго рода милостыни и пожертвованія на храмы Божіи и въ пользу бѣдныхъ, и тому подобныя дѣла любви и самоотверженія.

Какая сила въ сихъ епитиміяхъ? Та ли, чтобы посредствомъ принимаемыхъ на себя лишеній и подвиговъ удовлетворить правосудію Божію за свои грѣхи, заплатить, такъ сказать, свой долгъ предъ Богомъ, или хотя нѣкую часть его? — Такъ думать — значило бы не имѣть понятія ни о своихъ грѣхахъ, ни о правдѣ Божіей. Кто въ состояніи удовлетворить за свои грѣхи высочайшей правдѣ Божіей, кромѣ Божественнаго Ходатая нашего, кромѣ Его крестной смерти, за насъ подъятой? — Только пречистая Кровь Сына Божія могла угасить пламень гнѣва Божія на грѣшниковъ, — и угасила! — Ни едино нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ (Рим. 8, 1), говоритъ Апостолъ. Но если нѣтъ никакого осужденія вѣрующимъ, то къ чему будетъ тутъ наше удовлетвореніе? — и что могутъ прибавить наши ничтожныя пожертвованія къ безконечной жертвѣ, за насъ принесенной? Только фарисеи могли думать, что своими постами и милостынями они стяжали право на любовь Божію: христіанинъ заключаетъ всѣ права свои — въ одномъ милосердіи Божественномъ и заслугахъ своего Божественнаго Ходатая.

Для чего же послѣ сего нужна епитимія при исповѣди и къ чему можетъ служить она? — Для многихъ и важныхъ цѣлей.

И, во-первыхъ, получившему помилованіе преступнику всего естественнѣе желать, какъ можно скорѣе, имѣть случай выразить чѣмъ-либо свою благодарность, доказать, что онъ точно рѣшился исправить свою жизнь и посвятить всѣ остальные дни свои на заглажденіе прежнихъ грѣхопаденій. Гдѣ взять сего случая? — ждать, пока онъ придетъ самъ? Но онъ можетъ не придти долго, а между тѣмъ жаръ святой ревности можетъ охладѣть отъ самаго времени. Въ семъ отношеніи епитимія, то-есть, какой-либо подвигъ лишенія или труда, налагаемый на кающагося тотчасъ послѣ испо/с. 366/вѣди, есть для него не наказаніе, а милость и даръ. То самое, что назначеніе подвига духовнаго вышло изъ устъ духовнаго отца, который принялъ отъ насъ исповѣдь и изрекъ намъ прощеніе отъ лица Божія, придаетъ ему характеръ священный, видъ нѣкоей заповѣди Божественной, и такимъ образомъ спасаетъ отъ легкомыслія и желанія оставить, или перемѣнить, или ослабить подвигъ, на себя принятый. Благоразумный выборъ епитиміи, примѣнительно къ качеству страстей или грѣховъ нашихъ, дѣлаетъ подвигъ, изъ коего состоитъ епитимія, еще плодоноснѣе по дѣйствію на наше нравственное исправленіе. Въ семъ отношеніи епитимія, будучи прямо направлена противъ душевнаго недуга нашего, совершенно подобна тѣмъ врачевствамъ укрѣпляющимъ, кои врачи предписываютъ больнымъ по прошествіи болѣзни. Исполняя епитимію не сами по себѣ, по своему произволу, а по назначенію духовнаго отца, мы по тому самому подлежимъ отчету въ исполненіи; и такимъ образомъ, имѣемъ новое, нужное для слабости нашей побужденіе, исполнить принятый на себя подвигъ съ возможною точностію.

Кромѣ сего — вслѣдствіе преизбыточествующей силы заслугъ Христовыхъ и для ободренія нашей слабости, примиреніе съ Богомъ такъ упрощено и облегчено въ таинствѣ исповѣди, что, можно сказать, зависитъ отъ одного нашего слова: согрѣшилъ, помилуй! — Такой преизбытокъ милосердія для духовнаго человѣка нашего, проникнутаго совершенно чувствомъ своей бѣдности и омерзѣнія ко грѣхамъ, служитъ обильнѣйшимъ источникамъ вѣчной благодарности къ Господу и вѣрности своему обѣту — не впадать въ прежніе грѣхи; но для чувственнаго человѣка нашего такая скорость совершенія и простота внѣшняго вида таинства можетъ подавать поводъ къ легкомыслію и возврату на прежнее. Когда — такъ можетъ думать чувственный человѣкъ — покаяніе такъ удобно и легко, то значитъ грѣхъ не такъ важное зло, какъ его представляютъ; я могу опять повторить грѣхи, опять предаться страсти, и опять получить прощеніе, когда только захочу, также легко и скоро, какъ получилъ теперь. Чѣмъ предотвратить и искоренить сіи опасныя мысли и чувства? — Между прочимъ — епитиміею. Чѣмъ она труднѣе, тѣмъ сильнѣйшую составляетъ узду противъ легкомыслія. Въ такомъ случаѣ самый чувственный и легкомысленный человѣкъ по /с. 367/ необходимости судитъ самъ съ собою такъ: если за прошедшіе грѣхи я долженъ лишать себя того и того, понести такой и такой трудъ, то за новые грѣхи я долженъ буду подлежать еще большимъ лишеніямъ. Такая мысль естественно предохраняетъ нашу слабость отъ повторенія прежнихъ грѣховъ.

Наконецъ, нужно ли грѣшнику памятовать о своихъ грѣхопаденіяхъ? Весьма нужно. Подробности грѣховъ, особенно чувственныхъ, должно всячески изглаждать изъ памяти, дабы они не портили чистоты воображенія и сердца; но память о грѣховности нашей должна оставаться какъ источникъ смиренія, какъ побужденіе къ осторожности и бдительности надъ собою. Посему-то почти всѣ грѣхи сами по себѣ оставляютъ за собою нѣкіе непріятные слѣды и по исправленіи грѣшника. Это, можно сказать, естественная, неизбѣжная епитимія, коею отеческое Провидѣніе Божіе предостерегаетъ исправившагося человѣка отъ ниспаденія въ прежніе грѣхи. Но, вотъ съ другой стороны несчастное свойство природы нашей, что мы ничего такъ легко не забываемъ, какъ нашихъ грѣховъ! — Если мы исправились отъ нихъ, хотя не совершенно, то скоро готовы думать, что мы вовсе никогда не грѣшили, расположены смотрѣть на себя какъ на праведниковъ. Такое забвеніе своихъ слабостей и нечистотъ весьма вредно для истиннаго преспѣянія въ добродѣтели. Ибо, кромѣ того, что есть плодъ самолюбія, оно само питаетъ грѣховное самолюбіе — главный источникъ всѣхъ нечистотъ нашихъ. Посему какой-либо припоминательный знакъ нашихъ грѣхопаденій для многихъ, если не для всѣхъ, есть вещь крайне нужная и полезная. И такой-то знакъ есть епитимія. Самымъ бытіемъ своимъ, она, доколѣ продолжается, непрестанно напоминаетъ грѣшнику помилованному, что онъ былъ не то, чѣмъ долженъ быть, что онъ принадлежалъ къ числу людей погибшихъ, и избѣгъ осужденія единственно по милосердію Господа. Посему-то, кои понимаютъ такое благодѣтельное дѣйствіе епитиміи, вмѣсто того чтобы желать сокращенія ея, нерѣдко желаютъ сохранить ее въ какомъ-либо видѣ на всю жизнь, дабы всегда имѣть ближайшее напоминаніе о прежнемъ гибельномъ состояніи души своей, и вмѣстѣ съ тѣмъ постоянное побужденіе къ смиренію.

Поелику отъ благоразумнаго выбора епитиміи весьма /с. 368/ много зависитъ ея дѣйствіе, то выборъ сей есть одна изъ важнѣйшихъ обязанностей духовнаго отца. Святая Церковь помогаетъ ему въ семъ важномъ и трудномъ дѣлѣ многими правилами святыхъ отцевъ. Но и вашъ долгъ, братіе, помогать духовному отцу въ семъ важномъ дѣлѣ всѣми, отъ насъ зависящими, средствами. А главнымъ образомъ тѣмъ, чтобы какъ можно вѣрнѣе раскрывать предъ нимъ свое положеніе, свою совѣсть, свой характеръ, свои отношенія, свои мысли и чувства. Смиренное представленіе о невозможности выполнить какую-либо епитимію благодушно пріемлется самою Церковію. Не неумѣстно и обнаруженіе сомнѣнія касательно нравственнаго дѣйствія какой-либо епитиміи. Только надобно помнить: 1) что выборъ епитиміи, какъ лекарства, главнымъ образомъ принадлежитъ не больному, а духовному врачу; 2) что отвращеніе наше отъ какой-либо епитиміи можетъ нерѣдко служить вѣрнѣйшимъ признакомъ, что это врачевство точно по нашей болѣзни, ибо главный источникъ всѣхъ нашихъ духовныхъ недуговъ, какъ мы уже замѣтили, есть преступное самолюбіе наше, равно какъ и главное врачевство и основаніе всѣхъ врачевствъ должно быть отреченіе отъ нашей воли; 3) не должно забывать, что перенесеніе епитиміи, хотя бы она казалась намъ и не по роду нашей болѣзни, или не по нашему положенію, во всякомъ случаѣ есть благое дѣло, какъ опытъ духовнаго послушанія, какъ плодъ отреченія отъ своей воли, какъ побѣда надъ собою. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 364-368.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.