Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ четвертокъ первой недѣли Великаго поста, на утрени.
О исповѣди.

Во грѣсѣхъ твоихъ сталъ еси предо Мною и въ неправдахъ твоихъ. Азъ есмь, Азъ есмь заглаждаяй беззаконія твоя Мене ради, и грѣхи твоя, и не помяну. Ты же помяни и да судимся. Глаголи ты беззаконія твоя прежде, да оправдишися (Исаіи 43, 24-26).

Для Всевѣдущаго ли были неизвѣстны грѣхи и беззаконія, коими народъ израильскій покрытъ былъ, по выраженію Пророка, отъ главы до ногъ? — и Премилосердый опредѣлилъ уже простить и изгладить грѣхи Израиля, и не поминать болѣе беззаконій его, — между тѣмъ премудрость Божія въ непремѣнное условіе помилованія поставляетъ, чтобы милуемый Израиль не только созналъ свои грѣхи, не только разлюбилъ и отвергъ ихъ навсегда, но и чтобы исповѣдалъ ихъ въ слухъ всѣхъ. Глаголи ты грѣхи твоя прежде, и да оправдишися. — Для чего это предварительное исповѣданіе грѣховъ? — для того, дабы явно было, что Израиль помнитъ всѣ грѣхи свои и вѣдаетъ всю тяжесть ихъ, — что онъ ненавидитъ неправды свои, и потому не хочетъ болѣе скрывать ихъ отъ правосудія Божественнаго.

Послѣдуя сему, и святая Церковь требуетъ, братіе, отъ насъ въ настоящіе дни не одного внутренняго покаянія во грѣхахъ нашихъ, а и внѣшней исповѣди ихъ предъ служителями алтаря. Будемъ ли, по гласу самолюбія нашего, пререкать сему благотворному требованію, или ослаблять выполненіе его? — Но это значило бы — или не довѣрять Самому Врачу душъ и сердецъ нашихъ, или не желать искренно собственнаго исцѣленія отъ проказы грѣховной. Нѣтъ, возлюбленніи, если уже врачеваться, то — врачеваться: оставимъ всѣ суетныя мудрованія плоти, сбросимъ всѣ покровы самолюбія и ложнаго стыда, и явимся къ купели покаянія такими, какими входили нѣкогда въ купель крещенія — нагими!

А чтобы намъ болѣе полюбить врачевство святой исповѣди, для сего разсмотримъ: когда началась исповѣдь? кто и для чего установилъ сіе таинство? что во всѣ времена было удѣломъ тѣхъ, кои или не приносили исповѣди, или приносили, но не отъ сердца?

/с. 358/ Когда началась исповѣдь? — Вопросъ самый простой; но въ отвѣтъ на него я долженъ повести васъ далеко, далеко — въ рай! — Да, братіе, исповѣдь райскаго происхожденія; и, можетъ быть, если бы мы принесли надлежащимъ образомъ первую исповѣдь въ раю, то не были бы принуждены, по изгнаніи изъ рая, горько каяться теперь всю жизнь. Памятуете ли, что послѣдовало за паденіемъ нашихъ первыхъ прародителей? — Надлежало послѣдовать смерти, — ибо ясно сказано было: въ оньже аще день снѣсте отъ него (запрещеннаго древа), смертію умрете (Быт. 2, 17). Между тѣмъ (такъ благоустроило безпредѣльное милосердіе Творца!) послѣ паденія предстала уязвленному грѣхомъ человѣку не смерть, а жизнь, — Самъ Господь жизни: и услышаста гласъ Господа Бога, ходяща въ раи (Быт. 3, 8). Для чего является Самъ Господь въ такія рѣшительныя для насъ минуты? — Для принятія отъ насъ — падшихъ, исповѣди. Адаме, говоритъ Онъ, гдѣ еси? Могъ ли Всевѣдущій не знать, гдѣ былъ Адамъ? Но Премилосердый хотѣлъ возбудить падшаго человѣка къ сознанію своего бѣдственнаго состоянія, дабы симъ сознаніемъ расположить его къ исповѣданію своего грѣха, къ прошенію и принятію помилованія. Но, увы, мы не поняли ни явленія, ни гласа Божія! Отъ явленія сокрылись; на гласъ отвѣчали не чистосердечнымъ признаніемъ грѣха, а преступнымъ извиненіемъ его: и рече Адамъ: жена юже далъ ми еси, та ми даде отъ древа, и ядохъ; жена же рече: змій прельсти мя. То-есть, мы думали вину паденія возложить не только на змія, даже на Самого Бога, только бы извинить себя самихъ! Такъ окончилась, или, лучше сказать, такъ превращена была нами самая первая исповѣдь! Вы знаете, что было слѣдствіемъ такого нераскаянія: худые исповѣдники посланы на всегдашнюю — тяжелую — епитимію до смерти — внѣ Едема!...

И послѣ сего, несчастнаго опыта первой исповѣди, неизчетный въ благости Господь не оставилъ грѣшниковъ. Первенецъ Адама, Каинъ, умерщвляетъ своего брата: грѣхъ явенъ, преступленіе ужасно; — чего ожидать, кромѣ наказанія? Между тѣмъ, вмѣсто казни, открывается исповѣдь, которая самымъ началомъ своимъ указывала на благой конецъ. Паки является Самъ Господь — и какъ начинаетъ исповѣдь братоубійцы? Не угрозами, не обличеніями, а отеческимъ /с. 359/ вопросомъ: гдѣ есть Авель братъ твой? — Но, увы, такой избытокъ милосердія вызвалъ наружу паки одно ожесточеніе: вмѣсто смиреннаго признанія въ грѣхѣ, несчастный отвѣчалъ: еда стражъ есмь брату моему? (Быт. 4, 9). Извѣстно, что было плодомъ и сего несчастнаго злоповѣданія: стеня и трясыйся будеши на земли, — сказано нераскаянному исповѣднику!

Не смотря на крайнее ожесточеніе погрязавшаго возлѣ первобытнаго міра, наступленіе ужасной казни его потомъ также предварено было зовомъ къ покаянію и исповѣди. Сто двадцать лѣтъ гремѣлъ спасительный зовъ сей изъ устъ Ноя, — и гремѣлъ напрасно! — Поелику явно стало, что никто уже не явится для принесенія исповѣди, то волны потопныя смыли нераскаянное племя съ лица земли.

Предъ разсѣяніемъ всѣхъ людей по лицу земли за столпотвореніе Вавилонское, предъ истребленіемъ Содома и Гоморры огнемъ небеснымъ — не было исповѣди. Но почему не было? Не по недостатку въ пріемлющихъ исповѣдь, а по совершенному отсутствію исповѣдающихся. Въ оба сіи — несчастнѣйшіе случаи, Господь Самъ, по свидѣтельству св. Бытописателя, сходилъ съ неба видѣть, точно ли грѣхи и нераскаянность людей превысили всякую мѣру долготерпѣнія, и, безъ сомнѣнія, готовъ былъ принять милостиво всякій гласъ покаянія. Но вмѣсто сего гласа, услышалъ одинъ вопль грѣховъ, восходящій до небесъ; и потому допустилъ правосудію Своему поразить нераскаянныхъ грѣшниковъ.

Когда премудрость Божія нашла потомъ средство спасти отъ конечнаго потребленія вѣру и благочестіе, заключивъ откровенія свои въ одномъ племени народа израильскаго и оградивъ сей народъ закономъ и установленіями, — милосердіе Божіе не умедлило воздвигнуть среди сего народа священное судилище покаянія и милосердія. Предъ дверьми Скиніи свидѣнія, а потомъ — храма, всегда было множество исповѣдниковъ, кои, принося за грѣхи свои различныя жертвы, возлагали на главу ихъ свои руки, исповѣдывали надъ ними грѣхи свои, и такимъ образомъ, по силѣ вѣры въ будущую всемірную за грѣхи людей жертву Сына Божія, принимали оставленіе грѣховъ (Лев. 4, 29). Кромѣ сего, каждый годъ, въ день очищенія, при собраніи всего народа, совершалось великимъ первосвященникомъ таинственное исповѣданіе грѣховъ всего Израиля (Лев. 16, 5-28).

/с. 360/ При особенныхъ случаяхъ, являлись и чрезвычайныя лица для принятія исповѣди: такъ, пророкъ Наѳанъ посланъ, былъ Самимъ Богомъ обличить Давида, и, по принятіи отъ него исповѣди, объявилъ ему помилованіе отъ лица Божія; такъ, Ахаавъ принесъ покаяніе и исповѣдь предъ пророкомъ Иліею (3 Цар. 21, 27).

Поелику, не смотря на всѣ частныя и всенародныя исповѣди, народъ израильскій, съ продолженіемъ времени, болѣе и болѣе дѣлался недостойнымъ высокаго жребія своего, то, предъ пришествіемъ на землю Самого Врача душъ и тѣлесъ, посланъ былъ уготовать путь Ему Предтеча. Его вся жизнь и все служеніе состояло въ проповѣди покаянія и въ принятіи исповѣди отъ кающихся. Исхождаше, говорится въ Евангеліи, къ нему вся Іерусалима, и Іудея, и вся страна Іорданская, и крещахуся въ Іорданѣ отъ него, исповѣдающе грѣхи своя (Матѳ. 3, 5). Поаннъ не былъ, подобно священникамъ іудейскимъ, безмолвнымъ слышателемъ исповѣданія грѣховъ: онъ встрѣчалъ и напутствовалъ исповѣдающихся наставленіями. Хотите ли выслушать одну изъ краткихъ проповѣдей Его? — Внемлите! Гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень: правы творите стези его. Всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холмъ смирится: и будутъ стропотная въ правая и остріи въ пути гладки. И узритъ всяка плоть спасеніе Божіе. Порожденія ехиднова! кто сказа вамъ бѣжати отъ грядущаго гнѣва? Сотворите убо плоды достойны покаянія, и не начинайте глаголати въ себѣ: отца имамы Авраама. Глаголю бо вамъ, яко можетъ Богъ отъ каменія сего воздвигнути чада Аврааму. Уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ: всяко убо древо, не творящее плода добра, посѣкается и во огнь вметается. И вопрошаху его народи, глаголюще: что убо сотворимъ? Отвѣщавъ же глагола имъ: имѣяй двѣ ризѣ, да подастъ неимущему; и имѣяй брашна, такожде да творитъ (Лук. 3, 4-11).

Наконецъ, является Самъ Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29), Господь Іисусъ. Онъ съ самаго начала возгласилъ въ слухъ всѣхъ, что нѣсть воля предъ Отцемъ Его, да погибнетъ и единъ отъ самыхъ малыхъ. Пріидите, говоритъ Онъ, вси труждающіеся и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28). И дѣйствительно доставлялъ покой всѣмъ, кто приходилъ къ Нему съ вѣрою и покаяніемъ. Какъ /с. 361/ Сердцевѣдецъ, Онъ не имѣлъ нужды, чтобы, кто свидѣтельствовалъ предъ Нимъ о томъ, что есть въ каждомъ человѣкѣ, — какая его жизнь и каковы грѣхи; однакоже предварялъ отпущеніе грѣховъ вопросами: хощеши ли цѣлъ быти? (Іоан. 5, 6). Вѣруеши ли въ Сына Божія? (Іоан. 9, 35). И отпущеніе грѣховъ сопровождалъ наставленіемъ: иди, и ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14). Самымъ послѣднимъ дѣломъ Господа — на крестѣ, была исповѣдь разбойника, а по воскресеніи однимъ изъ главныхъ дѣлъ — исповѣдь Петра, отвергшагося во время Его страданій.

Великій Святитель исповѣданія нашего (Евр. 3, 1) долженъ былъ, по совершеніи дѣла спасенія нашего, взойти на небо, дабы предстать лицу Божію о насъ: — но покаяніе и исповѣдь — со всею силою заслугъ Его, остались на землѣ. Какъ ни драгоцѣнны ключи царствія, стяжаннаго смертію Его, но поелику мы имѣемъ въ нихъ непрестанную нужду, то, еще до смерти Своей, Онъ передалъ ихъ Апостоламъ, сказавъ: аще разрѣшиши на земли, будетъ разрѣшено на небесѣхъ (Матѳ. 16, 19; Іоан. 20, 23). Посему первенствующая Церковь представляетъ множество примѣровъ покаянія и исповѣди, Апостолы Христовы также не взяли съ собою ключей царствія на небо; доказательствомъ тому множество мѣстъ въ писаніяхъ ихъ, гдѣ они ученикамъ и преемникамъ своимъ заповѣдуютъ продолжать великое дѣло примиренія съ Богомъ грѣшниковъ, и для сего даютъ право вязать и рѣшить — совѣсти.

Ревность и усердіе христіанъ первыхъ вѣковъ сдѣлали то, что исповѣдь была у нихъ дѣйствіемъ всенароднымъ, въ коемъ принимала участіе вся Церковь. Кающійся исповѣдывалъ грѣхи свои предъ всѣми, и, въ знакъ раскаянія, всенародно проходилъ различныя степени покаянія съ такимъ самоотверженіемъ, которое нынѣ изумляетъ христіанъ самыхъ ревностныхъ. Избытокъ святой ревности дошелъ, наконецъ, до того, что всенародное исповѣданіе грѣховъ, столь похвальное по его побужденію, начинало дѣлаться опаснымъ, по немощи слуха многихъ. Посему Богомудрые пастыри Церкви, особенно св. Златоустъ, поспѣшили привести сію ревность въ должные предѣлы, обративъ исповѣдь изъ всенародной въ частную — предъ однимъ духовнымъ отцемъ, какою она безъ перемѣны остается и донынѣ.

/с. 362/ Видите ли теперь, когда произошла исповѣдь? — Она современна нашему паденію. Видите чье дѣло исповѣдь? — Это дѣло милосердія Божія, не хотящаго да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ. Видите ли, на чемъ утверждается дѣйствительность исповѣди? Она всецѣло утверждается на Божественныхъ заслугахъ нашего Ходатая, особенно на Его крестной смерти за насъ. Видите ли, наконецъ, чего требуется отъ исповѣдающихся? — Требуется искренняго раскаянія во грѣхахъ, живой вѣры въ заслуги Спасителя нашего и твердой рѣшимости блюстися отъ грѣховъ на все будущее время. Поелику отпаденіе наше отъ Бога и ниспаденіе во глубину грѣховъ, изъ коей мы желаемъ возстать чрезъ исповѣдь, есть тайна, которую никто разрѣшить не можетъ; поелику искупленіе насъ заслугами Сына Божія есть также тайна, превышающая наше разумѣніе; поелику, наконецъ, самая перемѣна души и сердца нашего на лучшее, послѣ покаянія и исповѣди, есть нѣчто таинственное, не подходящее подъ вычисленія нашего бѣднаго разсудка, то исповѣдь, по всей справедливости, называется таинствомъ, то есть, такимъ дѣйствіемъ, коего сущность превышаетъ силу нашего постиженія, и которое по сему самому должно быть принимаемо вѣрою, дознаваемо наиболѣе опытомъ.

«Все сіе справедливо, скажетъ кто-либо; но почему бы исповѣди не совершаться во глубинѣ духа, предъ однимъ Богомъ? — зачѣмъ тутъ посредники люди?» Затѣмъ, возлюбленный, что ты самъ человѣкъ! Справедливо, что исповѣдь приносится единому Богу, но надобенъ ли тебѣ на твою исповѣдь отвѣтъ отъ Бога, или не надобенъ? — Если ты искренно раскаеваешься въ томъ, что огорчилъ своего Владыку, Творца и Благодѣтеля, то отвѣтъ на твою исповѣдь долженъ быть для тебя крайне дорогъ. Какъ же отвѣчать тебѣ? являться для сего Самому Богу, какъ Онъ являлся въ раю нашимъ прародителямъ? Но сего, я думаю, и самъ никто изъ грѣшниковъ не потребуетъ. Или посылать къ тебѣ Пророка, какъ посланъ былъ Наѳанъ къ Давиду? — Но, для сего — не достало бы всѣхъ Пророковъ. Или творить какое-либо особое знаменіе въ отвѣтъ на твою исповѣдь? — Но такимъ образомъ не было бы конца знаменіямъ, и міръ превратился бы въ зрѣлище для любопытства. Итакъ, если для тебя нуженъ отвѣтъ отъ Бога на твою исповѣдь предъ /с. 363/ Нимъ, то благодари Его благость за то, что ты каждый разъ можешь слышать сей отвѣтъ изъ устъ твоего духовнаго отца.

«Но моя совѣсть, подумаетъ иной, можетъ служить для меня отвѣтомъ?» То-есть, подсудимый будетъ самъ изрекать себѣ помилованіе! — естественно ли это? — Если ты истинно каешься, то совѣсть твоя, первѣе и болѣе всего имѣетъ нужду въ успокоеніи совнѣ. Въ семъ случаѣ успокоительный голосъ не только служителя алтаря, даже простаго человѣка весьма дорогъ, и нерѣдко спасаетъ отъ отчаянія. «А когда такъ, скажешь еще, то я могу обратиться за симъ къ кому-либо изъ ближайшихъ ко мнѣ людей, заслужившихъ мое довѣріе». — Обратиться за тѣмъ, чтобы услышать изъ устъ его прощеніе отъ лица Божія?... Дерзнетъ ли ближній твой, если онъ въ самомъ дѣлѣ благочестивъ, принять на себя столь великое дѣло? — И какая разница услышать увѣреніе въ милосердіи Божіемъ отъ обыкновеннаго человѣка, и услышать его торжественно изъ устъ служителя алтаря, который уполномоченъ на то Самимъ Господомъ храма? «По крайней мѣрѣ ограничиться бы общею исповѣдію предъ священникомъ и общимъ разрѣшеніемъ отъ него всѣмъ исповѣдающимся?» — Такъ, возлюбленный, и поступили нѣкоторыя общества христіанскія, отдѣлившіяся отъ Святой, Соборной и Апостольской Церкви; а теперь начинаютъ горько жалѣть о своемъ необдуманномъ поступкѣ. И какъ не жалѣть? Что сказали бы о тѣхъ больныхъ, кои, явившись предъ врача, въ слухъ себя однихъ исповѣдали свои болѣзни, и думали, что они сдѣлали все, что нужно? Что сказали бы и о врачѣ, который всѣмъ больнымъ безъ разбора предложилъ бы одно или два лекарства? — Если въ болѣзняхъ тѣлесныхъ нужна подобная исповѣдь, то какъ удалить ее безъ вреда отъ болѣзней душевныхъ?

Само собою разумѣется, братіе, что исповѣдь предъ священнослужителемъ нисколько не препятствуетъ исповѣдямъ частнымъ — по взаимному христіанскому довѣрію. Напротивъ, та же святая Церковь, которая вмѣняетъ каждому въ непремѣнный долгъ исповѣдываться предъ священникомъ, весьма часто повторяетъ совѣтъ Апостола: исповѣдайте другъ другу согрѣшенія ваша, и молитеся другъ за друга, да исцѣлѣете (Іак. 5, 16). Кто препятствуетъ выполнять спасительный со/с. 364/вѣтъ сей? И много ли однакоже между нами такихъ, кои выполняютъ его? — Если у насъ существуетъ взаимная откровенность и дружеская исповѣдь, то развѣ на соблазнъ и на грѣхъ...

Нисколько также не препятствуетъ исповѣдь предъ священникомъ сокрушенному самоисповѣданію грѣховъ своихъ предъ Богомъ. Напротивъ, такое самоисповѣданіе есть лучшее и необходимое приготовленіе къ исповѣданію грѣховъ предъ священникомъ; есть одно изъ превосходнѣйшихъ средствъ къ уврачеванію ежедневныхъ грѣхопаденій нашихъ, такъ что мы ничѣмъ не можемъ лучше окончить нашего собесѣдованія о исповѣди, какъ пригласивъ васъ къ употребленію сего средства. А чтобы кто-либо не оставилъ его, за недостаткомъ руководства, то указуемъ и всѣмъ и каждому, на Молитву Исповѣданія къ Богу человѣка, полагающаго начало спасенія, составленную и оставленную, можно сказать, въ духовное наслѣдство для всѣхъ истинно кающихся святымъ Димитріемъ Ростовскимъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 357-364.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.