Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ среду первой недѣли Великаго поста.
На Преждеосвященной Литургіи, о покаяніи.

Что происходитъ, братіе, въ душѣ вашей, когда вамъ случится сдѣлать какой-либо важный проступокъ въ вашихъ житейскихъ дѣлахъ, — такой проступокъ, отъ коего портится весь ходъ вашихъ дѣлъ, разстроиваются всѣ ваши отношенія и кладется пятно на васъ предъ всѣми? Вы, во-первыхъ, ясно видите тогда и вполнѣ чувствуете, что вы точно сдѣлали важный проступокъ, что стократъ лучше было бы не дѣлать его; что если сдѣланное останется въ такомъ видѣ, какъ есть, то вамъ будетъ крайне худо. Изъ сего сознанія, изъ этого чувства собственнаго несчастія, въ васъ само собою раждается сильное отвращеніе не только къ вашему худому поступку, но и ко всему тому, что служило поводомъ къ нему, что состоитъ въ связи съ нимъ, что онъ влечетъ за собою: вы гнѣваетесь на себя самихъ, на недальновидность своего ума, на слабость своей воли, на невѣрность своихъ чувствъ, и готовы наложить на себя самое тяжкое наказаніе, чтобы отучить себя отъ подобныхъ грѣховъ. Вмѣстѣ съ симъ пробуждается рѣшимость навсегда беречься подобныхъ худыхъ поступковъ, и всего, что можетъ вести къ нимъ, а напротивъ любить и дѣлать противное. Далѣе, если Вы видите возможность остановить или изгладить слѣды своего несчастнаго проступка, то скоро и неукоснительно приводите въ дѣйство и силу всѣ средства къ тому. А если не видите такой возможности въ себѣ, а находите ее въ другихъ, то обращаетесь за помощью къ нимъ, и, получивъ ее, стараетесь загладить свое преступленіе такъ, какъ бы его вовсе не было. Такъ бываетъ съ нами, братіе, когда мы раскаеваемся сильно въ чемъ-либо по отношенію къ нашимъ дѣламъ земнымъ!

Подобное сему должно происходить при покаяніи во грѣ/с. 354/хахъ, съ тѣмъ только различіемъ, что здѣсь предметомъ раскаянія служитъ не одинъ какой-либо поступокъ нашъ, а все наше поведеніе, что побужденіемъ къ раскаянію служитъ представленіе не потери какихъ-либо выгодъ временныхъ, а погибели нашей вѣчной, и что дѣло покаянія, какъ дѣло нашего спасенія, происходитъ подъ особеннымъ содѣйствіемъ всемогущей благодати Божіей, открывающей намъ грѣхи наши и ихъ гнусность, возбуждающей въ насъ отвращеніе къ нимъ, и подкрѣпляющей надеждою на милость Божію.

Итакъ первое, что входитъ въ составъ покаянія, есть живое сознаніе своей грѣховности и ея гибельныхъ послѣдствій. Это начало покаянія, безъ коего не можетъ быть никакого продолженія, — ибо кто раскаевается, тотъ первѣе всего долженъ знать, въ чемъ раскаевается. Чѣмъ яснѣе познаніе своихъ грѣховъ, чѣмъ глубже убѣжденіе въ ихъ гибельныхъ послѣдствіяхъ, тѣмъ сильнѣе и прочнѣе покаяніе. Посему-то Свящ. Писаніе такъ часто и такъ разительно описываетъ ужасное состояніе человѣка грѣшника, чтобы мы хотя изъ чуждыхъ опытовъ научились познавать лучше собственное грѣховное несчастное состояніе.

И не надобно думать, братіе, что познать всю свою грѣховность и все несчастіе, отсюда проистекающее, есть дѣло не трудное, какъ это можетъ представляться съ перваго взгляда. Познаніе своихъ грѣховъ поверхностное точно легко; нѣтъ человѣка, который сказалъ бы о себѣ: я безгрѣшный; равно какъ нѣтъ человѣка, который рѣшился бы утверждать, что лучше грѣшить, нежели быть безъ грѣха. Но видѣть всю глубину своего поврежденія; но убѣдиться совершенно, что всякій грѣхъ, какъ бы онъ ни былъ повидимому безвреденъ для насъ, есть зло величайшее, — это очень не легко для нашей поврежденной и грѣхолюбивой природы! Самолюбіе наше такъ умѣетъ прикрывать самыя тяжкія измѣны наши долгу и совѣсти, что онѣ кажутся малыми недостатками; пороки, самые ужасные, сопровождаются не рѣдко такими выгодами въ мірѣ, что образъ ихъ для чувственнаго человѣка нашего бываетъ привлекательнѣе образа даже самой добродѣтели. Посему-то потребно усиленное дѣйствіе нашего ума и нашей совѣсти, чтобы узнать всю свою грѣховность и все несчастіе, отсюда происходящее. Печальный опытъ доказываетъ, что это даже невозможно безъ особеннаго дѣйствія благодати /с. 355/ Божіей, которая какъ одна только можетъ исцѣлить человѣка отъ грѣховъ, такъ одна можетъ и показать ему ясно тѣ смертельныя язвы, отъ коихъ исцѣляютъ его.

Но когда тѣмъ или другимъ образомъ убѣждаемся, что мы не тѣ, какими намъ быть должно, что путь, коимъ идемъ мы, есть путь вѣчной погибели, тогда, вслѣдъ за познаніемъ нашей грѣховности, не можетъ не слѣдовать горькое сожалѣніе о своемъ состояніи, родъ нѣкоей ненависти къ своему прежнему образу жизни, даже къ себѣ самимъ. Во всѣхъ силахъ души открывается стремленіе извергнуть изъ себя все нечистое и грѣховное. Самоосужденіе, самопрезрѣніе и самоненавидѣніе бѣднаго грѣшника простирается иногда въ семъ случаѣ до того, что онъ готовъ бываетъ быть самъ исполнителемъ казни надъ собою, какъ показываетъ примѣръ Іуды. Эта крайность отчаянія гибельная; между тѣмъ не слишкомъ надобно удаляться отъ нея и въ противную сторону, ибо природа наша гораздо наклоннѣе къ противной крайности, то-есть, къ нечувствію во грѣхѣ, а для истиннаго покаянія, послѣ познанія грѣховъ, нѣтъ ничего нужнѣе, какъ ненависть къ нимъ. Чѣмъ больше кающійся гнушается грѣхами и собою, тѣмъ онъ ближе къ исправленію.

Въ такомъ случаѣ, первое и послѣднее его желаніе освободиться отъ грѣховъ и страстей, и сколько можно исправить зло, имъ допущенное. Для сего кающійся, какъ отчаянный больной, желающій выздоровленія, готовъ бываетъ на всѣ пожертвованія, самыя тяжкія: лжесвидѣтель готовъ бываетъ предъ цѣлымъ свѣтомъ сознаться, что онъ предалъ кровь неповинную; владѣющій чуждымъ стяжаніемъ готовъ бываетъ возвратить все по принадлежности съ лихвою; невѣръ и кощунъ согласенъ употребить всѣ силы ума на укрѣпленіе въ умахъ, колеблемыхъ имъ дотолѣ, истинъ.

Но печальный опытъ и даже то же размышленіе, скоро открываютъ бѣдному грѣшнику, что онъ, при всемъ желаніи своемъ освободиться отъ темной власти грѣха и изгладить слѣдствіе прежнихъ пороковъ, не въ состояніи сдѣлать ни того, ни другаго. Не можетъ исправить своей природы, ибо для сего надобно не только оставить порочныя дѣйствія (въ чемъ онъ иногда успѣваетъ), но и очистить источникъ злыхъ дѣйствій — сердце; но для сего въ немъ нѣтъ силы: для сего нужно дѣйствіе Того, Который болѣе сердца нашего, и по/с. 356/тому можетъ измѣнить на лучшее самое основаніе его. Не можетъ грѣшникъ изгладить слѣдствій своихъ грѣховъ, ибо слѣдствія сіи простираются далеко за кругъ нашихъ дѣйствій, даже за кругъ нашихъ познаній: они видимы одному Всевѣдущему, доступны силѣ одного Всемогущаго. — Убѣжденіе въ сей сугубой невозможности — освободиться собственными силами отъ грѣха и его ужасныхъ послѣдствій, препровождаетъ грѣшника къ послѣдней ступени покаянія, — къ смиренному упованію на милость Божію. Вѣра внушаетъ грѣшнику, что невозможное для него возможно для его всемогущаго Спасителя; что если Онъ подастъ крѣпость, то наша воля утвердится въ добрѣ; если Онъ подвигнетъ премудрость и силу Свою, то изгладятся всѣ слѣдствія грѣховъ нашихъ, какъ бы они ни были безчисленны.

И здѣсь-то кающемуся грѣшнику предстаетъ во всемъ величіи Божественное лице Спасителя человѣковъ; онъ готовъ бываетъ пасть, подобно блудницѣ, къ стопамъ Его и омочить ихъ слезами, дабы услышать отъ Него отпущеніе грѣховъ и принять благодатную силу на сраженіе съ порокомъ. Священнослужитель Христовъ, съ своею властію вязать и рѣшить, съ чашею завѣта Тѣла и Крови Господней, есть для него истинный видимый представитель незримой благодати небесной; и онъ спѣшитъ къ симъ таинствамъ, какъ къ послѣднему врачевству отъ грѣховъ, какъ къ знаменію новаго завѣта съ Богомъ, какъ къ источнику новой благодатной жизни.

Таковъ, братіе мои, общій ходъ истиннаго покаянія! — общій говорю, ибо подробности его безчисленны и разнообразны, смотря по качеству душъ и сердецъ кающихся.

Итакъ, хотите ли принести истинное покаяніе? — Стяжяте познаніе своихъ грѣховъ, убѣдитесь въ ихъ ужасныхъ послѣдствіяхъ, пробудите въ себѣ чувство омерзенія къ прежней грѣховной жизни, воодушевитесь желаніемъ быть отселѣ чистыми отъ грѣха, рѣшитесь сдѣлать для сего все, что въ вашей власти, и спѣшите къ тѣмъ благодатнымъ средствамъ, кои для сего изобрѣтены премудростію Божіею и предлагаются всѣмъ намъ святою Церковію. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 353-356.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.