Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ среду первой недѣли Великаго поста, на утрени.

Вострубите трубою въ Сіонѣ, освятите постъ, проповѣдите цѣльбу, воззовите ко Господу усердно (Іоиль 2, 1; 1, 14).

Освятите постъ! — Но развѣ постъ самъ по себѣ не святъ, что его надобно освящать?

/с. 346/ Нѣтъ, братіе, постъ самъ въ себѣ святъ и чистъ, а бываетъ не святъ по причинѣ нашей нечистоты, подобно тому, какъ чистый и золотой сосудъ теряетъ чистоту и благолѣпіе отъ прикосновенія къ нему рукъ и устъ нечистыхъ. Въ самомъ дѣлѣ, посмотрите на постящихся: одинъ, предавшись посту, думаетъ неяденіемъ явствъ вознаградить закону и правдѣ Божіей за свои грѣхи, и, въ ложномъ мечтаніи о своей святости, позволяетъ себѣ презирать какъ грѣшниковъ, всѣхъ, кто не постится подобно ему: — не нужно ли освятить такой-горделивый постъ — смиреніемъ? Другой, въ жару благочестивой, но необдуманной ревности, вдругъ предается посту до того, что дѣлаетъ себя неспособнымъ къ исправленію дѣлъ своего званія: — не должно ли и сей — неразумный — постъ освятить благоразуміемъ христіанскимъ? — Третій, ограничивая постъ тѣломъ и его нуждами, нисколько не думаетъ о пощеніи духовномъ, о воздержаніи отъ страстей, о дѣлахъ любви и благочестія: и сей односторонній и безплодный постъ, явно, требуетъ освященія посредствомъ внутренняго самоотверженія, богомыслія, молитвъ и благотворительности.

Итакъ, братіе, желая освятиться посредствомъ поста, освятимъ прежде по слову Пророка, самый постъ. Какимъ образомъ? Во-первыхъ, освобожденіемъ нашего поста отъ неправильныхъ понятій о немъ, кои превращаютъ его и отнимаютъ у него силу; во-вторыхъ, — правильнымъ употребленіемъ нашихъ пощеній и ближайшимъ направленіемъ къ ихъ цѣли; наконецъ, соединеніемъ поста съ другими дѣлами вѣры и любви.

Мы назвали святый постъ врачевствомъ для души. Такое понятіе о постѣ уже не мало помогло намъ въ изображеніи его благотворныхъ дѣйствій. Сего же понятія о постѣ, не смотря на простоту его, достаточно будетъ и теперь, дабы вывести изъ него всѣ главныя правила, кои должно соблюдать намъ во время поста.

Постъ есть врачевство души и тѣла; посему тотъ былъ бы въ жалкомъ заблужденіи, кто, понадѣясь на силу своего поста, возмнилъ бы найти въ немъ одномъ средство къ примиренію съ Богомъ, къ удовлетворенію закону и правдѣ Божіей, къ вознагражденію за свои грѣхи, къ уплатѣ долга совѣсти. Врачеваніемъ своихъ болѣзней не платятъ своихъ /с. 347/ долговъ, не вознаграждаютъ обидъ, причиненныхъ кому-либо, не примиряются съ закономъ. Преступникъ исцѣленный отъ болѣзни посредствомъ чего бы то ни было, все — преступникъ. Для освобожденія отъ угрожающей казни нужно не здоровье, а совсѣмъ другое — оправданіе или помилованіе. Вы знаете, Кѣмъ и какъ доставлено всѣмъ намъ это Божественное оправданіе и вмѣстѣ помилованіе, — заслугами и крестною смертію Сына Божія, за насъ подъятою. Посему кто возмнилъ бы безъ вѣры въ заслуги и смерть Спасителя однимъ постомъ удовлетворить на судѣ правдѣ Божіей за свои грѣхи, тотъ симъ самымъ показалъ бы совершенно ложное понятіе и о правдѣ Божіей и о своихъ грѣхахъ. Какое удовлетвореніе закону Божію въ томъ, что мы не вкушаемъ пищи? Всесвятой правдѣ Божіей, оскорбленной нашими грѣхами, не могутъ удовлетворить самыя добродѣтели наши, ибо всѣ онѣ суть непремѣнный долгъ нашъ. Ей удовлетворяетъ, какъ мы сказали, одна смерть Сына Божія, за насъ подъятая. Посему, чтобы нашъ постъ былъ дѣйствителенъ и благопріятенъ Господу, мы должны удалять отъ него всякое понятіе, какъ о жертвѣ за грѣхи, а представлять его только средствомъ къ ослабленію въ насъ пагубной наклонности къ чувственности и постыднаго рабства плоти, и вмѣстѣ съ симъ должны, какъ можно болѣе, освящать его вѣрою въ заслуги Искупителя, которая одна, усвояя ихъ душѣ нашей, симъ самымъ оправдываетъ насъ предъ Богомъ. Вотъ первое освященіе поста — вѣрою и упованіемъ!

Постъ есть врачевство для души и тѣла; посему и тотъ, явно, поступилъ бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая постъ, думалъ бы, что по тому самому онъ имѣетъ право превозноситься надъ всякимъ, кто не постится, подобно ему. Гордятся ли множествомъ лекарствъ, или продолжительнымъ употребленіемъ ихъ? Напротивъ, это часто почитаютъ нужнымъ скрывать. Зачѣмъ же ты будешь превозноситься своимъ постомъ? — Если онъ великъ, то это знакъ, что ты еще малъ. Если онъ продолжителенъ, то безъ сомнѣнія потому, что болѣзнь твоя упорна, или здравіе не надежно. Чѣмъ тутъ превозноситься? — Ближній твой не постится, подобно тебѣ? Можетъ быть, онъ уже здравъ духомъ и не имѣетъ нужды въ семъ врачевствѣ; можетъ быть, это врачевство принимается имъ въ другомъ видѣ, нежели въ ка/с. 348/комъ принимаешь ты. Хотя бы онъ былъ духовно мертвъ безъ врачевства, тобою употребляемаго, все ты можешь и долженъ только сожалѣть и молиться о немъ, а не гордиться тѣмъ, что ты постигъ силу врачевства и употребляешь его какъ должно. Но ты никакъ не можешь употреблять его какъ должно, доколѣ не освятишь своего поста смиреніемъ. Ибо общая болѣзнь человѣческая, которую ты предпринялъ врачевать въ себѣ постомъ и покаяніемъ, главнымъ образомъ состоитъ въ самолюбіи и гордости. Посему-то святая Церковь никогда такъ громко и многократно не молитъ Господа, какъ во время поста, о томъ, чтобы Онъ даровалъ каждому изъ насъ зрѣти своя прегрѣшенія и не осуждати брата своего. Стои́тъ онъ? своему Господеви стои́тъ. Падаетъ? своему Господеви падаетъ, Который всегда силенъ возставить его. Всякъ долженъ смотрѣть за собою: стои́тъ ли онъ, — не падаетъ ли онъ? — Это второе, необходимое освященіе поста — смиреніемъ!

Постъ есть врачевство для души и тѣла; посему его надобно и употреблять какъ врачевство. Какъ употребляются лекарства? Большею частію не вдругъ, а постепенно, въ извѣстной мѣрѣ. Употребленіе всего врачевства вдругъ, во многихъ случаяхъ, причинило бы смерть. Постъ, по самому существу своему, принадлежитъ къ врачевствамъ, употребляемымъ не вдругъ. Посему тотъ поступилъ бы безразсудно, кто, рѣшившись прибѣгнуть къ посту для врачеванія своей души, вдругъ лишилъ бы себя пищи на слишкомъ долгое время. Вмѣсто пользы, отсюда можетъ произойти вредъ; такимъ образомъ постящійся сдѣлается неспособнымъ къ дѣламъ званія своего, ослабѣетъ, даже можетъ подвергнуть опасности свою жизнь. Тогда что пользы: — одно нареканіе на постъ. Святые подвижники постились весьма долгое время, но какъ? — пріучивъ себя къ тому постепенно. Пари́ть за сими орлами къ облакамъ могутъ только подобные имъ орлы; для насъ довольно начать приподниматься отъ земли. Усовершишься въ полетѣ, — тогда стремись и далѣе.

Что еще наблюдаютъ при употребленіи врачевствъ? — Соразмѣряютъ ихъ съ возрастомъ, тѣлосложеніемъ и другими обстоятельствами врачуемаго. То же надобно наблюдать и при употребленіи поста. Безразсудно было бы малолѣтнему, или престарѣлому, или немощному возложить на себя такой /с. 349/ постъ, какой могутъ переносить только возрастные, крѣпкіе и полные жизни. Святая Церковь, какъ чадолюбивая матерь, не забыла обратить вниманіе на все сіе; и какъ сама уставила правила снисхожденія примѣнительно къ положенію постящихся, такъ поставила въ обязанность дѣлать то-же самое духовнымъ отцамъ, при наложеніи на кающихся поста, въ видѣ епитимій. Послѣ сего намъ остается только быть внимательными къ своему положенію и пользоваться благоснисходительнымъ руководствомъ святой Церкви и ея пастырей. Это третье освященіе поста — благоразумнымъ употребленіемъ его, по мѣрѣ своихъ силъ и нуждъ.

Постъ есть врачевство для души; посему во время поста надобно смотрѣть не на одно тѣло, а паче на душу. И при врачеваніи тѣлесныхъ недуговъ, состояніе души много значитъ; потому врачи и совѣтуютъ, при употребленіи лекарствъ, наблюдать какъ можно болѣе душевнаго спокойствія, не думать о томъ или другомъ предметѣ, стараться занимать воображеніе тѣмъ, что есть лучшаго. Кольми паче нужно это при употребленіи поста. Какое вредное было бы противорѣчіе — тѣло лишать пищи, а душѣ въ то же время позволять предаваться мірскимъ помысламъ, яростнымъ движеніямъ, порывамъ самолюбія или ненависти! Это значило бы другою рукою разрушать то, что насаждается и созидается одною.

Спро́сите: какія занятія особенно приличны посту? — Во-первыхъ, молитва, общественная и домашняя; потомъ самоиспытаніе или изслѣдованіе своей жизни и совѣсти, размышленіе о предметахъ вѣры, особенно о жизни и ученіи, страданіяхъ и смерти за насъ нашего Спасителя; далѣе — примиреніе со всѣми врагами и прощеніе обидъ, дѣла человѣколюбія и благотворительности; — чтеніе слова Божія и душеспасительныхъ книгъ, бесѣда съ людьми благочестивыми, и тому подобное. Каждое изъ сихъ средствъ помогаетъ дѣйствію поста, увеличиваетъ его силы, услаждаетъ его горечь, и такимъ образомъ освящаетъ нашъ постъ.

Наконецъ, постъ есть врачевство сильное и необходимое, но вмѣстѣ съ симъ отнюдь не единственное, а пріуготовительное къ другимъ, высшимъ, духовнымъ врачевствамъ; посему, предаваясь посту, надобно всегда имѣть въ виду дальнѣйшую цѣль, то-есть, покаяніе, исповѣдь и причащеніе Св. Таинъ. Постъ долженъ помочь тебѣ первѣе всего вый/с. 350/ти изъ-подъ власти чувственности, уничтожить силу и власть плотскихъ страстей, дать свободу и удобность обозрѣть свою жизнь, узнать, какъ можно вѣрнѣе, язвы своей совѣсти, найти главную страсть, тебя снѣдающую, расположить искренно искать отъ ней исцѣленія, рѣшиться однажды и навсегданачать жизнь добродѣтельную. Если сего нѣтъ, то постъ, значитъ, еще не доставилъ тебѣ существенной пользы, и надобно или усугубить его, или исправить. Надобно усугубить его или исправить и въ такомъ случаѣ, если, постяся, ты не приблизился духомъ къ своему Спасителю, не почувствовалъ нужду въ заслугахъ Его, не ощутилъ духовнаго глада къ насыщенію себя Божественною трапезою Тѣла и Крови Его, не слышалъ еще въ себѣ гласа любви Его, призывающей къ соединенію съ Нимъ.

Какъ ни кратки и просты сіи правила поста, мною предложенныя, но если мы будемъ, братіе наблюдать ихъ постоянно во время нашего пощенія, то-есть, если будемъ растворять постъ нашъ вѣрою, смиреніемъ и молитвою, будемъ соразмѣрять его съ силами и потребностями нашими, будемъ, постяся тѣлесно, поститься въ то же время и духовно, то постъ нашъ будетъ святъ и благоугоденъ Господу, и послужитъ въ освященіе душъ и тѣлесъ нашихъ.

Между тѣмъ изъ самыхъ наставленій о постѣ, мною предложенныхъ, уже вы видите, братіе, какъ нужно каждому изъ васъ, вступая на поприще поста, со всею основательностію, размыслить предварительно о томъ, какъ ему поститься? отъ чего особенно воздержаться? до чего простерть лишеніе? чѣмъ и какъ занять себя въ это время? Для многихъ при семъ случаѣ можетъ еще открыться нужда въ совѣщаніи съ людьми, опытными въ духовныхъ подвигахъ. Не пренебрегайте симъ важнымъ средствомъ; пріимите трудъ найти для себя благоразумнаго руководителя. Когда мы предпринимаемъ врачевать какую-нибудь важную болѣзнь тѣла, сколько бываетъ у насъ предварительныхъ размышленій! Готовы, если бы можно было, созвать врачей со всего свѣта! А приступая къ врачеванію души — дѣлу такъ важному, котораго слѣдствія простираются на всю вѣчность, — думаемъ произвести сіе безъ особеннаго размышленія, наскоро, поверхностно, какъ бы дѣло шло объ уврачеваніи какого-либо домашняго животнаго! Послѣ сего удиви/с. 351/тельно ли, что самыя превосходныя средства духовнаго врачеванія, представляемыя намъ св. Церковію, не приносятъ пользы, и употребленіе ихъ, оставаясь безъ плода, служитъ не рѣдко къ нареканію на самыя средства?

Да не будетъ сего ни съ кѣмъ изъ васъ, возлюбленніи! Да содѣлается св. постъ спасительнымъ врачевствомъ для душъ и тѣлесъ нашихъ! Пророкъ, коего слова мы каждый разъ полагали въ основаніе собесѣдованій нашихъ о постѣ, имѣлъ утѣшеніе живописать потомъ благотворныя дѣйствія, кои постъ, покаяніе и молитва, имъ заповѣдуемая, произвели надъ его слушателями. Ничего не приписывая слабому слову нашему, но всего ожидая отъ всемощнаго дѣйствія благодати Божіей, избравшей насъ недостойныхъ въ служеніе слова, и мы дерзаемъ уповать, что, по окончаніи поприща св. поста, съ наступленіемъ святыхъ дней Воскресенія Христова, когда намъ должно будетъ изображать качества человѣка, воскресшаго со Христомъ и обновленнаго благодатію, — мы будемъ имѣть, драгоцѣнное для насъ, утѣшеніе, если не указать на кого-либо изъ васъ въ примѣръ духовнаго обновленія, то по крайней мѣрѣ имѣть его для себя въ виду. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 345-351.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.