Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово во вторникъ первой недѣли Великаго поста, на часахъ.

Вострубите трубою въ Сіонѣ, освятите постъ, проповѣдите цѣльбу, и воззовите ко Господу усердно (Іоил. 2, 1; 1, 14).

Приглашеніе сіе такъ ясно, что его можно было понять съ перваго раза. И однакоже пророкъ, не смотря на краткость своего пророчества и разнообразіе предметовъ, о коихъ предлежало ему говорить, обращаетъ его къ народу еврейскому дважды (Іоил. 2, 15). Ежели и слово пророческое о постѣ, слово сильное и живое вдохновеніемъ Божественнымъ, имѣло нужду въ повтореніи, чтобы достигнуть своей цѣли, то удивительно ли, что наше слово, которое богато однимъ усердіемъ къ вѣчному благу душъ вашихъ, отзовется иногда объ одномъ и томъ же предметѣ въ слухъ вашъ нѣсколько разъ? — Если бы мы даже иногда простерли усердіе свое и до нѣкоего излишества, то и въ семъ случаѣ, — молимъ любовь вашу, — нетяжко пріимите насъ. Ибо, скажемъ словами Апостола, мы проповѣдуемъ вамъ, не яко да сами искусни явимся, но да вы доброе сотворите; мы же яко неискусни будемъ (2 Кор. 13, 7).

Итакъ, послѣдуя слову пророческому, обратимся паки къ святому посту. Въ прошедшій разъ мы видѣли благотворное дѣйствіе его на самый тѣлесный составъ нашъ; теперь посмотримъ на то, какъ онъ врачуетъ души и сердца наши.

Одно изъ самыхъ лучшихъ одобреній врачевству, коль скоро оно употребляется всѣми, это знакъ, что всѣ, или, по крайней мѣрѣ, весьма многіе, испытали надъ собою его благодѣтельную силу. Смотрите же теперь, гдѣ нѣтъ поста? — У іудея — постъ, у магометанина — постъ, у язычника — постъ; въ Индіи постятся, въ Китаѣ постятся, постятся даже у дикихъ народовъ. Что могло расположить народы, столь противоположные, полюбить столь противное чувственности нашей средство, какъ не твердое убѣжденіе въ его общеполезности? — И откуда это убѣжденіе въ пользѣ поста, какъ не отъ испытанія ея на самомъ дѣлѣ? За другія средства могли стоять или умозрѣніе, или естественныя наклонности, или выгода: за постъ кто и что станетъ? — Одинъ опытъ. И сей опытъ, надобно сказать, въ отношеніи къ посту, такъ /с. 340/ великъ, что простирается далѣе предѣловъ человѣчества. Ибо что не постится на землѣ? — Животныя? — И они постятся, пребывая по временамъ безъ пищи, а нѣкоторыя наблюдая въ семъ какъ бы нѣкую особую заповѣдь въ извѣстныя времена. Растенія? — И у нихъ есть постъ; и они не всегда равно получаютъ питательные соки изъ земли, въ продолженіе цѣлыхъ мѣсяцевъ вкушая весьма малую пищу. Самая земля пріемлетъ на себя въ урочныя времена видъ постящейся, а иногда, напримѣръ во время засухи и зимы, подвергается какъ бы особенно наложенному на нее посту.

Для чего такая всеобщность поста въ природѣ? — Для возстановленія изнуренныхъ силъ. Казалось бы, питаніе должно подкрѣплять и возстановлять силы всего живущаго, и однакоже одного питанія не достаточно для сего: нуженъ постъ, какъ возстановитель силъ самого питанія.

Послѣ сего уже не трудно судить, можетъ ли обойтися падшій человѣкъ безъ сего всевозстановляющаго средства, то есть поста? — Напротивъ, для человѣка постъ есть, можно сказать, природное средство къ возстанію. Ибо съ чего началось и въ семъ состояло первое паденіе наше? Въ томъ, что мы, въ лицѣ прародителя нашего, не соблюли поста. Если бы постъ былъ сохраненъ въ раю, — говоритъ одинъ учитель Церкви, — человѣкъ и доселѣ оставался бы въ раю, а мы можемъ сказать, что если бы постъ былъ сохраняемъ и внѣ рая, то мы паки давно приблизились бы къ Эдему. Ибо съ чего и теперь начинается паденіе каждаго изъ насъ? — Съ нарушенія заповѣди о постѣ. Не соблюлъ поста во взорѣ и слухѣ? — потеряна чистота сердца. Не соблюдено поста въ мысляхъ и умозрѣніи? — отворена дверь вольномыслію и невѣрію. Нарушенъ постъ въ желаніяхъ? — дѣлаешься рабомъ любостяжанія и гордости. Пренебреженъ постъ языка и устъ? — вышелъ кощунъ и празднословъ. А что, наконецъ, бываетъ, когда постъ и воздержаніе вовсе удаляются отъ трапезы? Въ такомъ случаѣ нерѣдко прилагаются скотамъ несмысленнымъ даже такіе люди, коимъ повидимому, суждено было стоять выше человѣчества. Что же, братіе, послѣ сего дивнаго, если святая Церковь, принимая васъ на свои руки для врачеванія духовнаго въ настоящее время, первѣе всего, посредствомъ поста, старается затворить и изсушить главный источникъ зла, насъ снѣдающаго?

/с. 341/ Постъ однимъ появленіемъ своимъ уже разсѣеваетъ многочисленную толпу безпорядковъ и соблазновъ; сравните нынѣшніе дни съ прошедшею недѣлею: гдѣ прежде были безчинныя собранія, тамъ тишина и порядокъ; не видно людей, безчестящихъ природу человѣческую; не слышно кликовъ, раздирающихъ цѣломудренный слухъ; каждый идетъ степенно къ своему дѣлу; встрѣчается ли съ кѣмъ-либо — не заводитъ пустыхъ рѣчей; даже споритъ ли — споритъ мирно; даже гнѣвается ли — гнѣвается умѣренно. Если бы кто, видѣвши городъ прежде, посмотрѣлъ на него теперь, и не зналъ, что наступилъ святый постъ, то подумалъ бы, что съ нами произошло какое-либо чудо. А въ чемъ это чудо? Въ постѣ. Затворенъ источникъ зла, и сами собою изсякли протоки. Безъ сомнѣнія, такая благотворная перемѣна въ городѣ предполагаетъ перемѣну на лучшее и въ домахъ; и тамъ теперь все должно быть тише и благообразнѣе: мужъ менѣе терпитъ отъ сварливой и упрямой жены; жена не столько страдаетъ отъ гордаго и нечувствительнаго мужа; дѣти менѣе преданы шумнымъ играмъ; слуги не такъ развлекаются услугами, не столько воздыхаютъ отъ прихоти господъ; самымъ домашнимъ животнымъ болѣе теперь ослабы; самыя бездушныя вещи, употребляемыя обыкновенно въ хозяйствѣ, теперь какъ бы отдыхаютъ. Все это произвелъ постъ однимъ появленіемъ своимъ.

Но это еще только предначинательное дѣйствіе врачевства; при дальнѣйшемъ правильномъ употребленіи поста, вмѣстѣ съ другими духовными врачевствами, онъ проникаетъ до самой глубины проказы грѣховной, и возвращаетъ человѣку здравіе душевное не на нѣсколько дней, или недѣль, а на всю жизнь. Чтобы видѣть, какимъ образомъ происходитъ сіе, низойдемъ мыслію къ самому главному источнику зла, насъ снѣдающаго.

Отчего мы, и желая быть добрыми, слѣдовать во всемъ закону Божію, остаемся рабами своихъ похотей и страстей? Оттого, что въ насъ превращенъ порядокъ вещей: — тѣло наше должно бы служить орудіемъ души и быть въ полномъ подчиненіи разсудку, а у насъ душа служитъ орудіемъ тѣла и рабствуетъ его наклонностямъ. Мало сего: плоть, господствуя надъ духомъ, употребляя его непрестанно по своимъ чувственнымъ, нечистымъ видамъ, до того ослабляетъ и уни/с. 342/жаетъ духъ, что онъ не въ состояніи бываетъ служить даже хорошимъ орудіемъ для тѣла, самъ грубѣетъ, плотянѣетъ, даже вовсе теряется и какъ бы исчезаетъ; смотря на такихъ людей, мы невольно бываемъ принуждены вопрошать: есть ли въ такомъ человѣкѣ душа? — Самъ Господь, когда посмотрѣлъ предъ потопомъ на подобныхъ людей, то нашелъ, что они — одна плоть. Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3).

Послѣ сего явно, братіе, что то средство должно назвать превосходно дѣйствующимъ для нашего исправленія, коимъ наиболѣе освобождается духъ изъ-подъ рабства плоти. А что первѣе и наиболѣе можетъ содѣйствовать сему освобожденію, какъ не св. постъ? — Чувственный человѣкъ наиболѣе преданъ пищѣ и питію; чрево, по выраженію Апостола, есть его богъ; и вотъ этотъ самый кумиръ ниспровергается самымъ первымъ дѣйствіемъ поста, который посему всегда, какъ ни появляется, есть уже знаменіе владычества духа надъ плотію, есть вѣстникъ освобожденія его отъ рабства. Чѣмъ далѣе и строже соблюдается постъ, тѣмъ болѣе возрастаетъ свобода духа: кто въ состояніи лишать себя, когда только захочетъ, вовсе пищи, тотъ явно еще болѣе въ состояніи лишить себя пищи роскошной, тому еще легче обойтись безъ вредныхъ для чистоты сердца зрѣлищъ, безъ шумныхъ и убійственныхъ игръ, безъ чтенія соблазнительныхъ и пустыхъ книгъ, безъ щегольства въ нарядахъ и пр. А такая возможность располагать собою и ограничивать себя уже сама по себѣ весьма много значитъ, ибо ея-то и недостаетъ у многихъ, и отъ сего-то недостатка многіе не смотря на доброту сердца и множество благихъ чувствованій, весь вѣкъ проводятъ въ рабствѣ плоти и міру, слѣпымъ прихотямъ и страстямъ. Доставляя такую свободу духу и такое владычество надъ тѣломъ, св. постъ упрочиваетъ все сіе тѣмъ, что съ одной стороны отнимаетъ у тѣла многія, вредныя для духа, качества, съ другой даетъ духу силу и крѣпость для поддержанія своего святаго достоинства. Сравните свое тѣло до поста и послѣ поста, даже непродолжительнаго; вы увидите, что самая тяжесть его значительно измѣнилась. Вслѣдствіе поста тѣло наше получаетъ легкость и удободвижимость: кто едва могъ преклонить главу для выраженія своей покорности предъ своимъ Создателемъ, /с. 343/ тотъ свободно уже можетъ повергаться предъ Нимъ на землю въ духѣ покаянія. За легкостію слѣдуетъ умиреніе всѣхъ чувствъ тѣлесныхъ: безчинныя взыгранія плоти, отъ коихъ часто страдаютъ самые лучшіе изъ людей, незнакомыхъ съ постомъ, исчезаютъ сами собою, какъ кипѣніе въ сосудѣ, подъ коимъ потушенъ огнь; яростныя движенія при неудовольствіяхъ и огорченіяхъ, если не прекращаются вовсе, то теряютъ силу, какъ стрѣлы, пускаемыя изъ лука, у коего ослаблена тетива. Облегченное, умиренное такимъ образомъ тѣло, вмѣсто того что самый духъ прежде доводило до огрубѣнія и оплотянѣлости, само тонетъ и какъ бы одухотворяется, съ охотою слѣдуетъ за всѣми движеніями духа, легко переноситъ подвиги любви и самоотверженія, начинаетъ, по выраженію Давида, радоваться о Бозѣ живѣ и утренневать ко храму святому. Посему, когда приходитъ самая смерть для разлученія души отъ тѣла, то, найдя ихъ въ законномъ отношеніи другъ къ другу, не видя, чтобы духъ былъ со всѣхъ сторонъ опутанъ узами плоти, совершаетъ разлученіе ихъ скоро и тихо, не употребляя для сего лютыхъ потрясеній и страданій. Самое тлѣніе не смѣетъ простерть обычнаго ему облака смрада на тѣло, освященное постомъ: составъ его разрѣшается въ чистотѣ, какъ весенній снѣгъ при сіяніи утренняго солнца.

Уже по сему можете судить, братіе, какъ должно быть хорошо душѣ подъ осѣненіемъ св. поста. Воспріявъ владычество надъ плотію, не связуемая ея требованіями и прихотями, она начинаетъ новую, себѣ сродную жизнь и дѣятельность. Попеченія ея уже не устремляются на удовлетвореніе однѣмъ нуждамъ чувственнымъ; время дотолѣ траченное въ удовольствіяхъ, проводится или въ Богомысліи, или въ подвигахъ любви и смиренія. Каждая способность души является послѣ поста въ другомъ, лучшемъ видѣ; зеркало совѣсти, не затемняемое дыханіемъ плоти, становится чище и отражаетъ въ себѣ гораздо яснѣе законъ Божій и беззаконія наши, даетъ видѣть самыя незначительныя пятна, самыя невеликія уклоненія съ царскаго пути долга; воля принимаетъ силу на управленіе всего корабля души и, сосредоточенная въ дѣлѣ спасенія, прямо устремляетъ его къ вѣчному пристанищу; воображеніе, не загроможденное образами нуждъ и утѣхъ плотскихъ, живописуетъ предметы /с. 344/ священные, крестъ и страданія Спасителя, страшный судъ, блаженство праведныхъ и мученія грѣшныхъ; память вѣрнѣе отдаетъ свой залогъ, не скрываетъ пеленою забвенія прежнихъ грѣховъ, пренебреженныхъ уроковъ Промысла, опущенныхъ случаевъ къ самоисправленію, неисполненныхъ обѣтовъ; разсудокъ легче и связнѣе судитъ о предметахъ духовныхъ, скорѣе рѣшаетъ недоумѣнія совѣсти, громче твердитъ о нуждѣ примиренія съ Богомъ и пріуготовленія себя къ вѣчности, въ сердцѣ является теплота, и проторгается источникъ святыхъ чувствованій, отъ коихъ невольно текутъ очистительныя слезы покаянія; вкусъ очищается, получаетъ отвращеніе не только къ грубымъ, но и утонченнымъ наслажденіямъ плоти, и наклонность къ радостямъ и утѣшеніямъ духовнымъ; словомъ, вся душа со всѣми ея мыслями, желаніями, намѣреніями, чувствами принимаетъ направленіе высшее, тонѣетъ, сосредоточивается, живѣетъ, одухотворяется: весь человѣкъ измѣняется на лучшее. Посему, когда наступаетъ время употребленія другихъ духовныхъ врачевствъ: исповѣди и св. причащенія, то они находятъ уже человѣка приготовленнымъ. Благодать Божія, на расчищенномъ отъ поста полѣ, спокойно совершаетъ свое сѣяніе и жатву въ жизнь вѣчную.

Изображая такимъ образомъ благотворныя дѣйствія поста, я братіе, какъ сами видите, ограничиваюсь самыми очевидными, обыкновенными и, такъ сказать, неизбѣжными его дѣйствіями, ограничиваюсь потому, чтобы представить его въ удобопріемлемомъ для каждаго изъ васъ видѣ. Какихъ чудесъ не открылось бы за симъ, если бы, идя по лѣствицѣ опытовъ святыхъ людей, мы рѣшились взойти на самый верхъ, и оттуда посмотрѣть, что производилъ и, слѣдовательно, что можетъ производить св. постъ! Вы увидѣли бы, какъ Моисей, послѣ четыредесятидневнаго поста, дѣлается способнымъ принять на Синаѣ законъ, среди громовъ, молній и бурь; — какъ Илія, послѣ такого же поста, удостоивается на Хоривѣ видѣть славу Божію, и потомъ самъ возносится съ плотію на небо на колесницѣ огненной; — какъ Предтеча воспитывается постомъ въ человѣка, болѣе коего не воста въ роженныхъ женами; — какъ Самъ Спаситель не прежде исходитъ на подвигъ спасенія всего міра, какъ приготовившись четыредесятидневнымъ постомъ въ пустынѣ; какъ Апо/с. 345/столы пребываютъ въ постѣ, ожидая сошествія Св. Духа, и снова предаются посту предъ каждымъ важнымъ дѣломъ; — какъ Свѣтильники Церкви, Василіи, Григоріи, Златоусты, находятъ въ постѣ неистощимый елей для горѣнія на свѣщникѣ Церкви; — какъ обращаются къ посту, за духовною помощью, самые вожди народа, равноапостольные Константины, Іустиніаны, Владиміры; — какъ постъ образуетъ цѣлый сонмъ Ангеловъ во плоти, коихъ святыя и нетлѣнныя тѣлеса составляютъ драгоцѣнное сокровище нашего града [1]. Но о всѣхъ сихъ чудесахъ св. поста намъ довольно упомянуть: это доля избранныхъ Божіихъ; для насъ достаточно, если постъ послужитъ къ исцѣленію собственной души нашей отъ язвъ грѣховныхъ. И онъ послужитъ къ сему, если мы возлюбимъ его сердечно; если, возлюбивъ, будемъ благоразумно употреблять сіе врачевство. Благоразумно, говорю, ибо не должно сокрывать, что врачевство св. поста, какъ и всякое врачевство, можетъ быть употребляемо неправильно, и, употребляемое такимъ образомъ, можетъ, подобно всякому врачевству, не приносить пользы, даже обращаться во вредъ.

Послѣ сего, братіе, если для васъ дорого здравіе душевное, вы по необходимости должны спросить: какъ надобно поститься, чтобы получить всю духовную пользу отъ поста? — Но вопросъ сей такъ важенъ, что разрѣшеніе его не можетъ быть поверхностнымъ, и потому мы займемся имъ въ слѣдующій разъ. А до того времени, молимъ васъ — размыслить о слышанномъ и начать повѣрять то, сколько можно, собственнымъ вашимъ опытомъ, который, безъ сомнѣнія, откроетъ вамъ гораздо болѣе, нежели сколько можно было, по краткости времени, сказать вамъ отсюда. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Т. е. Кіева.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 339-345.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.