Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово во вторникъ первой недѣли Великаго поста, на утрени.

Вострубите трубою въ Сіонѣ, освятите постъ, проповѣдите цѣльбу, и воззовите ко Господу усердно (Іоил. 2, 1; 1, 14).

Для чего при началѣ поста, по слову Пророка, надлежало вострубить трубою и проповѣдать цѣльбу? — Казалось бы, постъ требуетъ противнаго, благоговѣйнаго молчанія, или возвѣщенія тихаго, — проповѣди не объ исцѣленіи, а о смиреніи и воздержаніи. Трубятъ трубою, когда хотятъ дать знать о чемъ-либо далеко стоящимъ, или тяжело слышащимъ, проповѣдуютъ исцѣленіе такимъ больнымъ, кои думаютъ, что они совершенно здоровы и не имѣютъ нужды во врачеваніи, или отчаяваются получить его. Итакъ, вѣрно всѣ таковые люди были въ древнемъ Израилѣ. Въ Израилѣ новомъ — между христіанами, гдѣ столько духовнаго свѣта, столько благочестивыхъ опытовъ и Божественныхъ силъ для духовныхъ подвиговъ, казалось бы, менѣе мѣста для сомнѣній о необходимости и пользѣ святаго поста. Но, по ближайшемъ разсмотрѣніи дѣла, и здѣсь труба пророческая оказывается не излишнею. И въ насъ, какъ въ древнихъ Израильтянахъ, чувственный человѣкъ ни противъ чего не возстаетъ такъ, и съ своею силою и съ своимъ безсиліемъ, какъ противъ святаго поста. Посѣщать богослуженія, приступать къ исповѣди, принимать Святыя Тайны, для сего — каяться, молиться, воздыхать и плакать, — на все это охотно соглашаются иногда люди самые чувственные, но подчинить себя правиламъ воздержанія, предписываемымъ Церковію, возложить на себя иго святаго поста, — это кажется для многихъ, изъ самыхъ нехудыхъ христіанъ, слишкомъ тяжелымъ, ненужнымъ, даже опаснымъ. Такимъ образомъ святый постъ изъ друга, какимъ бы надлежало ему быть для всѣхъ, превращается для нѣкоторыхъ едва не во врага; вмѣсто того, чтобы прибѣгать къ нему, какъ къ врачевству, бѣгутъ отъ него, какъ отъ болѣзни. Сами чувствуете, братіе, можно ли духовнымъ врачамъ быть хладнокровными зрителями такого положенія дѣлъ. — Итакъ не дивитесь, если мы воспріимемъ навремя трубу, указуемую Пророкомъ, и посвятимъ нѣсколько минутъ /с. 333/ на разобраніе несчастной тяжбы между нашею чувственностію и цѣльбоносною силою святаго поста.

Я сказалъ, что противъ святаго поста чувственный человѣкъ нашъ возстаетъ и съ своею силою и съ своимъ безсиліемъ. Въ самомъ дѣлѣ, послушайте тѣхъ, кои не любятъ поста; одни изъ нихъ говорятъ: «я не могу поститься, для меня нѣтъ нужды въ постѣ; чего другіе желаютъ достигнуть чрезъ постъ, у меня то самое есть безъ поста». Явно, что это голосъ силы — мнимой или истинной — увидимъ послѣ. Другіе говорятъ совершенно другое: «постъ могъ быть для меня полезенъ, но я не могу поститься; это средство весьма дѣйствительное, но оно выше моей немощи». Такъ говоритъ, явно, безсиліе — мнимое или истинное — также увидимъ послѣ. Сообразно съ симъ, обратимъ, братіе, вниманіе прежде на сильныхъ, а потомъ на безсильныхъ нелюбителей святаго поста.

Что есть люди, кои менѣе другихъ имѣютъ нужду въ постѣ, — это несомнѣнно: какъ можно сравнять въ семъ отношеніи сына роскоши — богача евангельскаго, и сына нищеты — Лазаря? Кромѣ сего, извѣстное сложеніе тѣла, образъ воспитанія, особенный родъ жизни и занятій, извѣстное настроеніе духа, дѣлаютъ нѣкоторыхъ людей, въ отношеніи къ добродѣтели, безъ поста почти такими, какими другіе могутъ содѣлаться только посредствомъ продолжительныхъ постовъ. Все это справедливо; но не менѣе вѣрно, братіе, и то, что всѣ такіе, скажемъ не обинуясь, весьма счастливые въ отношеніи къ дѣлу своего спасенія, люди имѣютъ нужду въ постѣ. Для убѣжденія въ семъ ихъ самихъ, довольно предложить имъ одинъ слѣдующій вопросъ: имѣютъ ли они нужду въ покаяніи? признаютъ ли себя грѣшниками, больными духомъ и сердцемъ, и потому имѣющими нужду въ исцѣленіи своея совѣсти? — Безъ сомнѣнія. Но есть ли какаялибо болѣзнь, которая врачевалась бы пресыщеніемъ, для коей не было бы нужно воздержаніе и діэта? — Въ отношеніи къ тѣлу — нѣтъ, а въ отношеніи къ душѣ можетъ быть? — Намѣреваясь врачевать отъ чего-либо плоть свою, вы будете прибѣгать къ воздержанію и лишеніямъ, а, приступая къ врачеванію души, будете позволять чреву своему все, что угодно? Не странное ли противорѣчіе? — Согласимся, что постъ вовсе не нуженъ вамъ (чего однакоже быть не мо/с. 334/жетъ), какъ оплотъ противъ чувственности и пороковъ; такъ онъ нуженъ вамъ, какъ ограда вашихъ добродѣтелей: вы не надѣетесь чрезъ него пріобрѣсти что-либо для духа, такъ возьмите его въ помощь, чтобы не потерять пріобрѣтеннаго. Адамъ въ раю былъ не ниже васъ совершенствомъ; возмнилъ обойтись безъ поста, — и что вышло? — Лотъ среди самаго Содома процвѣталъ добродѣтелями; внѣ Содома сложилъ съ себя постъ, — и что произошло? — Положимъ, что вы и безъ поста не впадете въ пороки грубые; но если впадете и не въ грубые безъ поста, и это важный вредъ: ядъ тонкій и медленный все ядъ, и вы никогда не рѣшитесь принимать его. И какъ поступаете вы, думающіе теперь обойтись безъ поста, когда находитъ какая-либо всеобщая опасная болѣзнь? Надѣясь на всю силу и крѣпость, оставляете ли вы предосторожности? Напротивъ, вы часто берете ихъ болѣе, нежели люди слабые. А зараза грѣха для васъ ничего не значитъ? — Когда всѣ ограждаютъ себя спасительными учрежденіями Церкви, вы думаете безопасно провождать духовную жизнь, продолжая удовлетворять пожеланіямъ чувственности? — И что, наконецъ, за сила духа, которая выражаетъ себя рабствомъ плоти? — Что это за здравіе души и тѣла, которое не можетъ обойтись безъ крика и вопля закалываемыхъ животныхъ? Ты и безъ поста твердъ въ правилахъ добродѣтели? Покажи же эту силу и твердость въ обузданіи твоихъ чувственныхъ пожеланій. И безъ поста думаешь быть истиннымъ христіаниномъ? Докажи же своею покорностію распоряженіямъ общей матери Церкви, что ты точно сынъ ея, а не противникъ. Ты говоришь, что имѣешь и безъ поста искреннюю любовь къ ближнимъ? — Какъ же ты не боишься, явно нарушая правила поста, подать имъ поводъ къ соблазну? Не такъ поступалъ Апостолъ, дѣйствительно сильный духомъ и искренно любившій ближнихъ: аще, говоритъ онъ, брашно соблазняетъ брата моего, не имамъ ясти мяса во вѣки! (1 Кор. 8, 13). Вотъ истинная сила духа и любовь къ ближнимъ! — То самое наконецъ, что непостящійся произвольно отдѣляется отъ всего сонма православныхъ чадъ Церкви постящихся, есть уже весьма худой признакъ. Добродѣтельному Урію предложено было нѣкогда, во время брани Израильтянъ съ Амаликитянами, войти навремя въ свой домъ для успокоенія; но онъ съ чувствомъ святаго негодо/с. 335/ванія отвѣчалъ: Кивотъ Божій, и Израиль, и Іуда пребываютъ въ кущахъ, азъ же вниду ли въ домъ мой ясти и пити? (2 Цар. 11, 11). А вы, мнимо сильные духомъ, хотите поступать напротивъ! Кивотъ Божій въ церкви покрытъ завѣсою печали, весь Израиль и Іуда въ кущахъ, — всѣ православные сыны Церкви постятся, а вы располагаетесь ясти и пити?

Другихъ противниковъ поста я назвалъ безсильными, потому что, въ отраженіи отъ себя благодѣтельной силы поста, они опираются на свою немощь. «Я, — обыкновенный отзывъ таковыхъ, — я по немощи своей не могу поститься, хотя бы и хотѣлъ». Что отвѣчать таковымъ? Упрекать ли ихъ въ немощи? Да не будетъ! Мы призваны врачевать немощное. Не можете поститься, сколько желали бы, — поститесь, сколько можете; такимъ образомъ сами увидите, что вы можете гораздо болѣе, нежели думаете. Намѣреніе святой Церкви не наложить на кого-либо чрезъ постъ новую, а сложить чрезъ него со всѣхъ прежнюю тяжесть. Только смотри, въ чемъ состоитъ сія невозможность поститься; — не въ тяжести ли нѣкоторой и непріятности для чувственнаго человѣка отъ первыхъ дѣйствій? — Но это неизбѣжное слѣдствіе почти всѣхъ врачествъ, въ ихъ первомъ дѣйствіи, — что они сначала ослабляютъ больныхъ, даже кладутъ иногда въ постель, чтобы возвратить имъ силу и здоровье. Не удивительно, что и постъ начнетъ свое дѣйствіе ослабленіемъ нашего ското-человѣка; въ семъ самомъ выражается цѣлебная сила его; изъ этого всего менѣе должно брать побужденіе слагать съ себя постъ. Надобно быть терпѣливымъ, продолжать употребленіе врачевства, и смотрѣть, что будетъ далѣе. Смѣемъ увѣрить васъ, братіе, что чѣмъ вы будете терпѣливѣе и постояннѣе въ употребленіи святаго поста, тѣмъ скорѣе увидите его благотворное надъ собою дѣйствіе. По прошествіи первыхъ припадковъ тяжести и негодованія отъ раздражительности чувственнаго человѣка, лишеннаго обычной пищи, — тяжесть тѣла будетъ проходить, смущеніе чувствъ замѣнится тишиною сердечной, горечь врачевства постепенно обратится въ сладость, такъ что, наконецъ, даже чувственный человѣкъ вашъ не въ состояніи будетъ сказать ничего противъ поста, и самъ охотно подпишетъ свой приговоръ.

/с. 336/ «Но я долженъ въ семъ случаѣ опасаться за свое здоровье, мое сложеніе слишкомъ слабо и разстроено». — Это возраженіе самое употребительнѣйшее и самое благовидное въ устахъ нашего чувственнаго человѣка. Не будемъ и мы ослаблять его — дадимъ ему напротивъ всю силу. Вѣримъ, любезный собратъ, что твое опасеніе основательно, что отъ поста можетъ потерпѣть нѣсколько здоровье твоего тѣла, но — если ты за сію жертву получишь здравіе души? — Ужели послѣднее менѣе первой? ужели ты не согласишься промѣнять крѣпость тѣла на силу духа? — Если такъ, то ты, явно, печешься болѣе о тѣлѣ, нежели о душѣ, — мѣняешь небо на землю, не желаешь искренно своего спасенія... Но я чувствую, что такой языкъ слишкомъ возвышенъ для многихъ изъ насъ. Увы, отъ нынѣшнихъ христіанъ нельзя требовать, чтобы они согласились промѣнять прямо землю на небо! — Пойдемъ другимъ путемъ. Ты опасаешься постомъ разстроить свое здоровье? — Что-жъ, если мы скажемъ тебѣ, что благоразумный постъ есть одно изъ вѣрнѣйшихъ средствъ къ возстановленію самаго разстроеннаго здоровья? Духовнымъ врачамъ съ трудомъ повѣрятъ въ семъ случаѣ, спросите тѣлесныхъ врачей, и они скажутъ вамъ то же самое; — увѣрятъ, что симъ однимъ способомъ — постомъ, благоразумно употребляемымъ, можно врачевать самыя опасныя и неисцѣльныя болѣзни, — что вообще сей, если угодно такъ назвать. методъ врачеванія особенно дѣйствителенъ въ тѣхъ недугахъ, отъ коихъ страдаетъ нынѣшнее, разслабленное, человѣчество.

Хотите ли, братіе, видѣть отчасти, какъ именно святый постъ дѣйствуетъ къ возстановленію силъ нашего тѣла? — Чтобы заставить васъ полюбить сіе спасительное врачевство изъ самыхъ чувственныхъ выгодъ его для здравія тѣлеснаго, я оставлю навремя тонъ проповѣдника и приму голосъ естествоиспытателя. Тѣло наше не напрасно сравнивается съ машиною, искусно устроенною. Движеніе сей машины заводится и поддерживается двумя способами; дыханіемъ и питаніемъ. Дыханіе есть нѣчто непрестанно дѣйствующее, безъ чего нельзя жить. Тутъ нѣтъ мѣста посту; хотя и здѣсь полезна умѣренность. Питаніе не таково: оно необходимо, но по временамъ; непрестанное питаніе причинило бы смерть. Это указаніе самой природы на постъ, какъ на средство къ поддержанію здравія. Притомъ питаніе есть вещь многослож/с. 337/ная въ своемъ производствѣ: нельзя безъ изумленія видѣть, сколько труда бѣдному тѣлу надъ пищею, чтобы превратить ее въ сокъ и кровь. Какъ ни прочно устроены для сего органы питанія, но отъ непрестанной работы они утомляются и ослабѣваютъ до того, что не въ состояніи бываютъ отправлять своего дѣла, какъ должно. Отсюда разстройство органовъ питанія, а отселѣ — необозримое полчище болѣзней. Посему одна изъ главныхъ цѣлей науки врачебной есть возстановленіе должнаго дѣйствія органовъ питанія. Но какъ возстановить его? Первѣе и надежнѣе всего — прекращеніемъ работы изнурительной. Это самое внушаетъ намъ уже сама природа, лишая насъ при болѣзняхъ каждый разъ побужденія къ пищѣ, и производя отвращеніе къ ней. Надобно только повиноваться и тотчасъ обращаться къ посту. Призванный вовремя, сей врачъ скоро поправляетъ все дѣло самымъ простымъ и естественнымъ образомъ. Не имѣя новаго матеріала для работы органы пищеваренія во время поста доканчиваютъ всѣ прежніе уроки свои; продолжаютъ потреблять все, съ разныхъ временъ оставшееся, и что остаткомъ своимъ тяготило ихъ и все тѣло. Истощивъ свой собственный запасъ, сіи органы собираютъ и употребляютъ запасные соки, находящіеся по всему тѣлу, кои, оставаясь долго безъ употребленія и перемѣны, также портятся и портятъ тѣло; истощивъ и это, обращаютъ свое дѣйствіе на самихъ себя, исправляютъ, такъ сказать, и поновляютъ на досугѣ весь свой снарядъ, скрѣпляютъ ослабѣвшее, возбуждаютъ отъ безчувствія уснувшее, стягиваютъ расширенное, отверзаютъ заглохшее, и такимъ образомъ приводятъ себя въ состояніе дѣйствовать правильно снова. Поелику же отъ органовъ питанія зависитъ весь составъ тѣла, то благотворныя дѣйствія, въ нихъ совершающіяся, быстро отзываются во всемъ тѣлѣ: обращеніе крови и соковъ нервныхъ становится правильнѣе и свободнѣе; излишки и недостатки въ разныхъ видахъ и мѣстахъ исчезаютъ; жизненная сила, не подавляемая болѣе тяжестію плоти, не истощаемая непрестанною работою, пробуждается, оживаетъ и дѣлается способною исправлять сама собою многія, даже важныя поврежденія. А такимъ образомъ непримѣтно проходятъ самыя упорныя болѣзни.

Послѣ таковыхъ дѣйствій поста на здравіе тѣла, — а я /с. 338/ не увеличилъ, а развѣ много ослабилъ ихъ, желая въ описаніи ихъ избѣжать того, что не для всѣхъ понятно, — не въ правѣ ли мы, братіе, измѣнить теперь свой голосъ, и вмѣсто того, чтобы защищать постъ отъ жалующихся на слабость здравія, предложить его имъ, какъ самое главное врачевство? Вамъ жаль вашего тѣлеснаго состава, вашего слабаго сложенія? Сжальтесь же надъ нимъ дѣйствительно, и призовите на помощь святый постъ, котораго требуетъ самая природа тѣла вашего. Какъ? вы даете покой машинамъ въ вашихъ работныхъ храминахъ, и не дадите его никогда своему чреву? Вы погашаете по временамъ лампаду, чтобы дать время очистить ее, и хотите, чтобы внутрь васъ непрестанно горѣлъ огонь, и чтобы, не смотря на сіе, тамъ было все всегда чисто? — Пусть бѣдный стомахъ вашъ узнаетъ, хотя изрѣдка, что надъ нимъ благоразумный владыка, дающій ослабу, а не тиранъ, изнуряющій непрестанною работою. Въ награду за сіе получите не тягость и слабость, коихъ столько опасаетесь, и кои скоро пройдутъ, а крѣпость, живость, легкость и особенное нѣкое чувство здравія, коего вы теперь не имѣете. Самый позывъ на пищу, испорченный отъ непрестаннаго пресыщенія, сдѣлается живѣе, тонѣе, благороднѣе, и удовлетвореніе его будетъ сопровождаться гораздо большимъ удовольствіемъ, теперь для васъ вовсе недовѣдомымъ.

Въ заключеніе сего изображенія благотворныхъ дѣйствій святаго поста для самаго тѣла, не излишнимъ почитаю, братіе, указать вамъ на примѣры людей, кои не одну Четыредесятницу, а всю жизнь провождали въ постѣ. Сколько бы, вы думаете, жили они? умирали преждевременно? не достигали послѣднихъ предѣловъ жизни? — Нѣтъ, большею частію, далеко переходили за нихъ: иной жилъ восемьдесятъ, другой девяносто, иной болѣе ста лѣтъ.

Послѣ сего для самыхъ животолюбивыхъ, самыхъ чувственныхъ людей ничего болѣе не остается, какъ облобызать воздержаніе и возлюбить святый постъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 332-338.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.