Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста, на часахъ.

Многіе изъ васъ, братіе, владѣютъ способностію читать и разумѣть письмена; нѣкоторые до того привыкли къ чтенію книгъ, что не могутъ дня провести безъ сей душевной пищи. Не совѣтуемъ рѣшительно и мы оставлять среди сихъ дней вовсе чтенія. Но какое чтеніе прилично настоящимъ днямъ? Явно, не то, какое бываетъ въ другія времена. Прилично ли, напр., въ настоящіе дни взять въ руки какую-либо повѣсть, нанисанную для одного время-препровожденія, какъ бы она впрочемъ ни была благонамѣренна? Часовъ, остающихся за часами Богослуженія и благочестиваго размышленія, такъ не много, что истратить ихъ на чтеніе чего-либо не прямо душеполезнаго и священнаго, было бы знакомъ явнаго невниманія къ собственному спасенію.

Что же теперь прилично читать любителямъ чтенія?

Въ отвѣтъ на сіе, я спрошу васъ, во что вы надѣетесь вступить съ Богомъ чрезъ таинство покаянія и причащенія? — Не въ новый ли завѣтъ вѣры, любви, упованія и вѣрности до смерти? — Итакъ читайте первѣе всего Завѣтъ Новый, начертанный для всѣхъ насъ, можно сказать, не тростію и черниломъ, а Кровію Господа и Спасителя нашего. Тутъ увидите вы сущность и всѣ условія блаженнаго союза Бога съ человѣкомъ, который нарушенъ грѣхами нашими, и въ /с. 330/ который мы паки вступаемъ чрезъ вѣру и покаяніе. Если бы для кого чтеніе всего Новаго Завѣта было неудобоисполнимо, такой прочти хотя одно изъ четырехъ Евангелій, въ коихъ повѣствуется о воплощеніи и смерти Сына Божія. Чтеніе Новаго Завѣта съ великою пользою можетъ быть предварено чтеніемъ хотя первыхъ главъ изъ Завѣта Ветхаго, въ коихъ описывается паденіе нашихъ праотцевъ, а въ лицѣ ихъ и всего человѣчества, — съ его ужасными послѣдствіями для всѣхъ насъ. Такое чтеніе есть ближайшее и естественное приготовленіе къ чтенію и разумѣнію. Завѣта Новаго. Ибо надобно узнать важность болѣзни, чтобы научиться дорожить врачемъ и врачевствомъ. Кто увидитъ всю бездну паденія человѣческаго (а ея нельзя не увидѣть, прочетши хотя три главы изъ книги Бытія), тотъ не можетъ не чувствовать горячайшей любви къ Тому, Кто пришелъ извлечь насъ изъ сей бездны и Коего дѣянія и смерть описаны въ Завѣтѣ Новомъ. Послѣ Евангелія весьма полезно прочесть хотя одно изъ посланій Апостольскихъ, особенно посланіе къ Римлянямъ, гдѣ изображено ужасное состояніе человѣка въ состояніи естественномъ, безъ вѣры въ Сына Божія, и блаженное состояніе человѣка, оправданнаго сею вѣрою, освященнаго благодатію Духа Святаго. Святая Церковь сама подаетъ намъ примѣръ чтенія Новаго Завѣта, возглашая на послѣдней седмицѣ поста, какъ вы сами знаете, въ слухъ нашъ всѣ четыре Евангелія. Въ продолженіе настоящей седмицы она не дѣлаетъ сего, можетъ быть для того, чтобы мы теперь дѣлали это сами.

Послѣ чтенія Священнаго Писанія, если достанетъ времени и усердія, весьма полезно и прилично для многихъ, если не для всѣхъ, прочитать священный катехизисъ, гдѣ, отъ лица самой Церкви, для всѣхъ чадъ ея изложена сущность нашея вѣры и нашихъ обязанностей, предметъ нашего упованія и молитвъ. Это можетъ оказать не малую помощь при духовномъ испытаніи самихъ себя, — предъ исповѣдію, при обозрѣніи нашей вѣры и нашихъ обязанностей. Въ катехизисѣ не найдешь новости? — Но ея нѣтъ и въ зеркалѣ: оно всегда одно и то же; однакоже ты нерѣдко смотришься въ него. Зеркало открываетъ новости къ тебѣ, такъ и катехизисъ. Смотря въ сіе зерцало вѣры, надежды и любви, ты можешь открыть въ себѣ, въ своемъ образѣ мыслей и по/с. 331/веденіи, много такого, чего не откроютъ тебѣ другія, самыя ученыя и краснорѣчивыя книги.

Если и за симъ чтеніемъ останется время, то употреби Его на чтеніе такихъ твореній, коими возбуждается духъ покаянія христіанскаго. Благодаря матерней попечительности святой Церкви, мы не имѣемъ недостатка въ книгахъ сего рода. Однѣ бесѣды святаго Златоуста о покаяніи и трогательныя покаянныя поученія святаго Ефрема Сирина достаточны умилить сердце каждаго читателя. Изъ отечественныхъ Отцевъ Церкви первый проповѣдникъ покаянія есть святый Димитрій Ростовскій. Чего не вышло изъ-подъ его христіанскаго пера на пользу кающихся грѣшниковъ? Онъ оставилъ намъ и трогательное поклоненіе страданіямъ Спасителя, и благоговѣйное размышленіе о таинствѣ Евхаристіи, и молитву исповѣданія предъ Богомъ кающагося грѣшника. Подобное должно сказать о произведеніяхъ блаженнаго Тихона Воронежскаго. Какъ мудро обнажаетъ онъ грѣхъ отъ всѣхъ прикрасъ его и указуетъ его ядовитость! Какъ отечески входитъ въ положеніе несчастнаго грѣшника! Какъ кротко зоветъ его ко Спасителю! Какъ трогательно указуетъ на крестъ и язвы Христовы!

Послѣ сихъ совѣтовъ для читающихъ, что сказать вамъ, кои лишены умѣнія читать? — Вы, братіе, слушайте со вниманіемъ, что читается здѣсь, ибо здѣсь читается все, что необходимо нужно для спасенія. А если бы вамъ и послѣ сего завидна была участь читающихъ, то я скажу вамъ: читайте сами! — читайте — въ вашей совѣсти! Письмена ея понятны каждому, а что написано въ совѣсти нами самими, то для насъ важнѣе всего пишемаго другими. Всѣ книги человѣческія исчезнутъ современемъ, а свитокъ совѣсти останется одинъ съ нами. Чтеніе изъ него одного предложится на страшномъ судѣ Божіемъ. Итакъ прежде, нежели будетъ читанъ свитокъ сей тамъ, читайте его какъ можно чаще, со всѣмъ вниманіемъ, здѣсь. И не читайте только, а и старайтесь исправлять. Всѣ прочія книги только читаются; отъ нихъ можно и должно перемѣняться читающимъ, а ихъ перемѣнить намъ нельзя. А свитокъ совѣсти таковъ, что его должно читать и исправлять, для того и читать, чтобы исправлять. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 329-331.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.