Церковный календарь
Новости


2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 36-я (1908)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 35-я (1908)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста, на часахъ.

Желая вамъ полнаго успѣха на поприщѣ святаго говѣнія, мы, братіе, приглашали васъ оставить среди сей недѣли, если можно, всѣ житейскія дѣла ваши, дабы всѣ мысли и чувства свои сосредоточить въ единомъ на потребу. Но теперь должны пригласить васъ къ совершенію нѣкоторыхъ дѣлъ именно въ продолженіе сей недѣли. Мало пригласить, хотимъ обя/с. 324/зать васъ къ сему, и обязать подъ опасеніемъ: въ случаѣ непослушанія, потери всего плода отъ подвиговъ и трудовъ вашихъ. Такъ поступимъ мы не по своей волѣ или умозрѣнію, а по волѣ Того, въ десницѣ Коего мы и дыханіе наше. Ибо слышите ли гласъ Его? — Егда стоите, говоритъ, молящеся, отпущайте, аще что имате на кого: да и Отецъ вашъ, Иже есть на небесѣхъ, отпуститъ вамъ согрѣшенія ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отецъ вашъ, Иже есть на небесѣхъ, отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Марк. 11, 25-26). Если и всегда такое правило у небеснаго Судіи, то кольми паче нынѣ, когда мы явимся предъ Него съ согрѣшеніями всей нашей жизни! — Подобнымъ образомъ въ другомъ мѣстѣ говорится: аще принесеши даръ твой къ олтарю, и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя; остави ту даръ твой предъ олтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой (Матѳ. 5, 23-24). Если Царь небесный не хочетъ принять отъ насъ самихъ никакого дара безъ примиренія съ ближнимъ нашимъ, то благоволитъ ли дать намъ Свой даръ, и такой даръ, какъ Тѣло и Кровь Сына Его, если мы явимся для принятія сего дара, не освободившись совершенно отъ всякой вражды съ ближнимъ?

Послѣ сего нѣтъ нужды и спрашивать, какое то дѣло, которое первѣе всего вамъ надобно сдѣлать въ сіи дни: всякъ, кто хочетъ принять оставленіе грѣховъ, удостоиться причащенія Тѣла и Крови Господней не въ судъ и осужденіе, долженъ прилежно осмотрѣться: нѣтъ ли у него вражды съ кѣмъ-либо? и если окажется, что есть это несчастіе, то должно простить оскорбившему его отъ всего сердца, простить такъ, чтобы о винѣ его не было и воспоминанія. Вмѣстѣ съ симъ должно постараться расположить, если можно, и враждующаго къ подобному прощенію, обратить его изъ врага въ собрата. Труденъ сей сугубый подвигъ? — Что дѣлать, когда такъ хочетъ Судія и Господь, къ Коему ты долженъ явиться для принятія отъ Него прощенія въ твоихъ грѣхахъ: мы не можемъ перемѣнить ни единой черты въ Его повелѣніи. Впрочемъ, такъ ли велика трудность, какъ представляется?... Что, если бы тебѣ приказалъ сдѣлать это же самое государь? — Не простилъ ли бы ты самую жестокую обиду, изъ уваженія къ его слову? — Не пошелъ ли бы /с. 325/ для примиренія къ самому закоренѣлому врагу своему? — А если бы ты еще имѣлъ несчастіе подпасть преступленію и казни, и тебѣ бы предложено было, для избѣжанія ея, оказать прощеніе своему врагу, вѣроятно, что тогда ты тотчасъ облобызалъ бы врага своего какъ брата, какъ избавителя. А для примиренія съ Царемъ небеснымъ кажется тяжелымъ, когда требуютъ примиренія съ твоимъ врагомъ? А для избѣжанія казни вѣчной — трудно сказать недоброжелателю ласковое слово? — Не явный ли это знакъ, что мы ни во что ставимъ слово Царя небеснаго, не боимся праведнаго гнѣва Его, не знаемъ цѣны того Тѣла и той Крови, ко вкушенію коихъ приступаемъ?...

«Но, зачѣмъ, скажешь, мнѣ еще идти ко врагу и говорить съ нимъ? довольно простить его совершенно». Зачѣмъ идти? — Затѣмъ, что такъ велитъ, какъ ты слышалъ, Спаситель твой. Онъ лучше насъ съ тобою знаетъ, что намъ должно дѣлать. «Довольно простить врага, не видавшись съ нимъ». Нѣтъ, сего мало. Такимъ образомъ исцѣлишься ты одинъ, а онъ останется въ недугѣ, а Врачъ душъ хочетъ, чтобы вы оба были здоровы, ибо врагъ твой есть также членъ Тѣла Его, какъ и ты. И, скажи, пожалуй, если теперь Спасителю и Господу твоему не настоять на совершенное погашеніе вражды между вами, то когда сдѣлать это? Теперь ты самъ ищешь милости, просишь отпущенія грѣховъ, и слѣдовательно долженъ быть расположенъ къ милости. И вотъ Господь премилосердый, пользуясь симъ случаемъ, у тебя самого проситъ милости же, ищетъ отпущенія грѣховъ брату твоему, и, посылая тебя къ нему, — хочетъ, чтобъ ты былъ врачемъ и для твоего недугующаго собрата.

«Но врагъ мой такъ золъ на меня, что или не приметъ меня; или окажетъ мнѣ презрѣніе, причинитъ новую досаду, и я возвращусь отъ него ни съ чѣмъ». Нѣтъ ты во всякомъ случаѣ возвратишься съ великою пользою. Не приметъ, презритъ, досадитъ? — Пусть! это для тебя новый вѣнецъ. Ты сдѣлалъ свое дѣло исполнилъ волю Спасителя, оказалъ самоотверженіе, которое тѣмъ будетъ для тебя плодоноснѣе, чѣмъ благоразумнѣе ты будешь умѣть перенести новую непріятность. Но я не думаю, чтобы изъ сотни враговъ и недоброжелателей нашлось хотя два, кои бы рѣшились обижать человѣка, ищущаго съ ними примиренія по-христіански. /с. 326/ Нѣтъ, человѣческая природа, какъ она ни груба и зла бываетъ, все не камень, не желѣзо, и особенно ничто ее такъ не трогаетъ, какъ смиреніе и любовь христіанская. Сколько ни разсказываютъ о подобныхъ случаяхъ и встрѣчахъ, всегда слышишь, что они оканчивались очень хорошо: врагъ пораженный христіанскимъ смиреніемъ и именемъ Іисуса Христа, трогается, смягчается, бросаетъ свою ненависть. «Но у меня, скажешь, съ врагомъ моимъ заведено уже дѣло въ судѣ; мнѣ поздно возвращаться назадъ; насъ рѣшитъ одинъ законъ». А въ твоей и его душѣ развѣ нѣтъ закона? а совѣсть твоя и его развѣ не первый судія? рѣши самъ дѣло по совѣсти, и представь рѣшеніе на совѣсть его; сдѣлай, сколько можно, христіанскихъ уступокъ изъ твоихъ правъ и поставь ихъ въ цѣну примиренія; такимъ образомъ въ минуту рѣшались самыя многолѣтнія и запутанныя тяжбы. Но, какъ бы ни поступилъ въ семъ случаѣ твой врагъ, ты по крайней мѣрѣ съ своей стороны сдѣлаешь, что повелѣваетъ тебѣ Господь Спаситель твой. А безъ сего сколько бы священникъ ни говорилъ: прощено, разрѣшено, ты не получишь разрѣшенія.

Изъ другихъ благочестивыхъ дѣлъ, приличныхъ особенно настоящей седмицѣ, болѣе всего надобно указать на дѣла милосердія. Не напрасно сказано Самимъ Спасителемъ: блаженни милостивіи, яко тіи помиловани будутъ; не напрасно еще въ Ветхомъ Завѣтѣ говорено: грѣхи твоя милостынями, и неправды твоя щедротами убогимъ искупи (Дан. 4, 24). Посему намъ, ищущимъ теперь прощенія и милости у Господа, всего приличнѣе явиться къ Нему за симъ, по оказаніи милости ближнимъ нашимъ. Нужно ли въ семъ отношеніи какое-либо вразумленіе отъ насъ? — Если нужно, то мы скажемъ — властелину, въ рукахъ коего участь многихъ тысячъ подобныхъ ему людей: дай, если не свободу, то хотя ослабу тѣмъ, кои служебными отношеніями къ тебѣ видимо стѣсняются въ развитіи данныхъ имъ отъ Бога способностей и силъ, даже въ исполненіи обязанностей своихъ къ Богу и ближнимъ; — евангельскому богачу скажемъ: раздери рукописаніе долга, коимъ связанъ предъ тобою бѣдный отецъ многочисленнаго семейства, — посѣти темницу и искупи тѣхъ, кои томятся тамъ за долги, — прими подъ кровъ свой малолѣтняго сироту и дай ему воспитаніе; — всякому скажемъ: /с. 327/ удѣли, что можешь, отъ избытковъ, даже отъ скудныхъ стяжаній твоихъ, и подай во имя Іисуса Христа бѣдному: лепта твоя такъ же будетъ Имъ принята, какъ и богатый даръ богатаго, ибо Господь ищетъ не обилія даровъ, а сердца нашего. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 323-327.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.