Церковный календарь
Новости


2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Начало развала (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Въ Ставкѣ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста, на утрени.

Не слишкомъ ли часто мы выходимъ предъ васъ съ наставленіемъ, не обременяемъ ли много въ самомъ началѣ подвига? — Но надобно скорѣе дойти до конца предмета, ибо раздѣлить бесѣду на разные дни, было бы неудобно для васъ и вашей памяти, хотя для насъ это было бы легче. Посему мы теперь же укажемъ вамъ третій и послѣдній главный предметъ, о коемъ вамъ въ настоящіе дни должно /с. 321/ размыслить со всѣмъ прилежаніемъ. Это новый образъ мыслей, чувствъ и дѣйствій, который слѣдуетъ принять вамъ по окончаніи св. говѣнія, дабы сохранить плоды его.

Да, братіе, если вы расположены принести покаяніе не на одну седмицу, или на одинъ постъ, а на всю жизнь; если желаете примириться съ Создателемъ и Господомъ своимъ не навремя, а навсегда, то въ васъ, по окончаніи сего святаго дѣла, должна произойти великая перемѣна, — бóльшая, нежели какая бываетъ по вступленіи въ новое званіе или должность, большая нежели при самыхъ рѣшительныхъ и важныхъ обстоятельствахъ жизни. Ибо, что значатъ всѣ наши званія и должности предъ званіемъ сына и наслѣдника Божія во Христѣ Іисусѣ? что значатъ всѣ самыя разительныя обстоятельства жизни въ сравненіи съ тѣмъ великимъ чудомъ пакибытія, когда грѣшникъ изъ жертвы ада становится приснымъ въ дому Отца небеснаго? — Св. Писаніе, которое не любитъ и не можетъ преувеличивать предметовъ и понятій, называетъ истинное покаяніе новымъ твореніемъ. Но можно ли сдѣлаться новымъ твореніемъ, и не принять новаго образа мыслей, чувствъ и дѣйствій? равно какъ можно ли принять и сохранить его, не размысливъ прежде о немъ, и не усвоивъ его себѣ твердою рѣшимостью — жить и дѣйствовать Богоугодно? — Недостатокъ сего-то предварительнаго соображенія и рѣшимости служитъ главною причиною того, что все благое, производимое въ душѣ таинствами исповѣди и причащенія, остается безъ дальнѣйшаго дѣйствія, всѣ святые обѣты, при семъ даваемые Богу и себѣ, разсѣваются, можно сказать, въ воздухѣ, вскорѣ по выходѣ изъ церкви. Не принято заранѣе мѣръ къ сохраненію себя отъ прежней заразы; не обдумано надежныхъ средствъ къ поддержанію благаго расположенія, къ осуществленію святыхъ обѣтовъ, — и потому все благое, появившееся навремя въ душѣ, остается безъ плода; все прежнее зло опять вторгается въ сердце, при первомъ искушеніи, — не рѣдко съ большею силою. Имѣя въ виду все сіе, или, лучше сказать, страдавъ столько разъ отъ сего, вы теперь, чтобы не потерять снова благодати помилованія, постараетесь, заранѣе, найти какъ можно болѣе самыхъ надежныхъ средствъ къ тому, чтобы оградить себя отъ подобнаго несчастія. И въ ободреніе вамъ должно сказать, что если въ чемъ, то въ сихъ средствахъ нѣтъ не/с. 322/достатка. Сколько представляетъ ихъ также св. Церковь, которая возраждаетъ насъ къ духовной жизни таинствами покаянія и причащенія! Самое устройство жизни нашей, по премудрому распоряженію Промысла Божія, таково, что при различныхъ соблазнахъ и искушеніяхъ, вокругъ насъ всегда находится не малое число средствъ къ нашему спасенію; надобно только умѣть знать свое положеніе и имѣть искреннее желаніе имъ пользоваться.

При размышленіи о будущемъ поведеніи своемъ, должно обратить особое вниманіе на три вещи: 1) что вамъ въ вашемъ образѣ мыслей, занятій и дѣйствій оставить? 2) что вновь принять и усвоить? 3) и что измѣнить болѣе или менѣе?

Надобно разсмотрѣть, что оставить? напр., посѣщеніе театра, или чтеніе сладострастныхъ книгъ, или употребленіе излишнихъ снѣдей, отъ коихъ страдало если не цѣломудріе тѣла, то чистота сердца. Что оставить? напр., знакомство и бесѣды съ такимъ-то вольнодумцемъ или человѣкомъ безнравственнымъ, коего мысли и слова, какъ дымъ, если и не производятъ пламени, то всегда чернятъ стѣны дома и портятъ зрѣніе. Что оставить? напр., духъ недовольства и строптивости, отъ коего, хотя онъ повидимому и не выходитъ вовсе изъ предѣловъ, какъ отъ медленнаго огня, постоянно страдаетъ чувствительность твоихъ подвластныхъ или слугъ.

Надобно разсмотрѣть, что принять въ будущемъ за правило для себя? Если пренебрежены были доселѣ, или не пользовались всѣмъ должнымъ уваженіемъ у тебя домашняя и общественная молитвы, то надобно опредѣлить, какъ отселѣ вознаградить сіе важное опущеніе, какіе часы употреблять на молитву и чтеніе Св. Писанія дома, какіе дни или часы посвящать на хожденіе въ храмъ. Подобнымъ образомъ, если доселѣ оставляемо было вовсе безъ вниманія душевное состояніе твоихъ домашнихъ, то надобно сообразить, какъ заняться и занять ихъ самихъ дѣломъ ихъ спасенія, какія открыть имъ къ тому средства и чѣмъ заохотить ихъ къ сему.

Надобно разсмотрѣть и рѣшить, что измѣнить въ своей жизни, будетъ ли это самое важное, напр., родъ и образъ жизни, или самое, повидимому, маловажное, напр., образъ и цвѣтъ одежды. Ибо, въ дѣлѣ спасенія, какъ и въ другихъ дѣлахъ, важное не рѣдко зависитъ отъ малаго, и изъ малостей слагается великое.

/с. 323/ Во всѣхъ сихъ отношеніяхъ, надобно при размышленіи имѣть въ виду то, чтобы найти и взять, какъ можно болѣе, надежныхъ мѣръ къ воспрепятствованію вторгаться въ душу прежнимъ порокамъ и страстямъ, къ безпрепятственному развитію въ себѣ новой благодатной жизни, по всѣмъ ея видамъ и направленіямъ, къ укорененію себя въ вѣрѣ, любви и упованіи христіанскомъ, къ соединенію въ духѣ съ Господомъ и Спасителемъ своимъ.

При семъ весьма хорошо сдѣлаетъ тотъ, кто обдумавъ планъ своего будущаго поведенія, предложитъ его на разсмотрѣніе какого-либо опытнаго благочестиваго человѣка, всего ближе — на разсмотрѣніе своего духовнаго отца. Весьма хорошо поступитъ и тотъ, кто, будучи въ состояніи писать, положитъ сей планъ на бумагу, будетъ какъ можно чаще перечитывать его, имѣть предъ своими глазами и повѣрять имъ свое новое поведеніе.

Не излишне будетъ, если кто, составивъ себѣ главныя правила поведенія, произнесетъ торжественно обѣтъ поступать по нимъ неуклонно. Давидъ былъ не хуже насъ, и однакоже, для удержанія себя на пути закона, прибѣгалъ даже къ клятвѣ: кляхся, говоритъ онъ, и поставихъ сохранити судьбы правды Твоея!

Если вы возьмете такимъ образомъ заранѣе всѣ мѣры къ сохраненію въ себѣ слѣдовъ и плодовъ покаянія, то можете быть увѣренными, что благодать помилованія, столько разъ доселѣ принимаемая туне, теперь не будетъ тща въ васъ; вы не возвратитесь паки на прежнее, но будете идти тѣмъ спасительнымъ путемъ вѣры, смиренія и любви, на который поставятъ васъ святыя таинства Церкви. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 320-323.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.