Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста, на утрени.

Да искушаетъ же человѣкъ себе, и тако отъ хлѣба да ястъ, и отъ чаши да піетъ; ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая тѣла Господня (1 Кор. 11, 28-29).

Тѣ, коимъ надобно явиться въ судъ для отвѣтовъ въ дѣлѣ, отъ коего зависитъ благоденствіе ихъ жизни, не спѣшатъ своимъ приходомъ; стараются прежде узнать основательно, кто будетъ судить ихъ, какіе законы за нихъ и противъ нихъ, что можно сказать или сдѣлать въ пользу своего дѣла. Подобнымъ образомъ, если бы кого пригласили на трапезу въ домъ царевъ, гдѣ ему должно быть лицомъ къ лицу съ Царемъ, то онъ также почелъ бы за долгъ запастись всѣми нужными свѣдѣніями касательно свиданія съ царемъ и самой его трапезы; не счелъ бы за излишнее узнать даже неважныхъ подробностей. Намъ, братіе, вдругъ предстоятъ оба сіи случаи, или, лучше сказать, оба сіи счастія (счастіемъ называю и явленіе наше на судъ, ибо рѣшеніе на немъ дѣла въ пользу нашу отъ насъ зависитъ), какъ же намъ не размыслить со вниманіемъ о томъ, куда намъ должно явиться и что тамъ дѣлать? — Посему, если бы и не было на это прямаго повелѣнія Апостола, вами слышаннаго, то самое попеченіе о спасеніи душъ вашихъ заставило бы васъ, отъ размышленія о себѣ самихъ, касательно коего мы уже бесѣдовали съ вами, перейти мыслію къ размышленію о таинствѣ покаянія и причащенія, къ коимъ вы приступить намѣрены.

Въ дѣлѣ семъ опять каждый можетъ идти своимъ путемъ, разсматривать святѣйшія таинства такъ, какъ ему внушитъ его умъ и сердце, даже, можетъ быть, какъ ему внушитъ Самъ Богъ, или Ангелъ-хранитель. Но могутъ быть преподаны и нѣкоторые духовные совѣты въ руководство, кои потому, нашъ долгъ предложить вамъ, дабы имѣющіе въ нихъ нужду не принуждены были ходить за ними далеко.

Желаешь, сообразно велѣнію Апостола, размыслить о таинствѣ покаянія и исповѣди? — Обрати же вниманіе на слѣдующіе, главные, предметы: 1) кто и для чего учре/с. 317/дилъ сіе таинство? 2) въ чемъ его сила и какіе плоды? 3) что требуется отъ тебя исповѣдующагося, дабы благодать таинства оказала на тебѣ свою силу?

При рѣшеніи сихъ вопросовъ нѣтъ нужды углубляться въ какія-либо ученыя изслѣдованія, или глубокія соображенія; на это, если угодно, можешь употребить другое время; теперь все, имѣющее видъ учености, охладило бы твое сердце. Довольно чрезъ простое размышленіе убѣдиться сердечно. что судилище исповѣди точно учреждено Самимъ Тѣмъ, Кто единъ имѣетъ власть оставлять грѣхи, вязать и рѣшить совѣсти; — что священнослужители суть въ семъ дѣлѣ только смиренные слуги, кои дѣлаютъ, что имъ велѣно дѣлать Домовладыкою, не прибавляя къ силѣ таинства ничего своимъ достоинствомъ и не отъемля у него ничего своимъ недостоинствомъ; — что сила покаянія христіанскаго состоитъ не въ поверхностномъ оставленіи нѣкоторыхъ пороковъ и принятіи вмѣсто ихъ нѣкоторыхъ добродѣтелей, а въ измѣненіи, таинственнымъ дѣйствіемъ благодати Божіей, самаго духа и сердца нашего, — въ обновленіи всей жизни; — что, наконецъ, сила исповѣди всецѣло зависитъ отъ вѣры въ заслуги Іисуса Христа, удовлетворившаго смертію Своею за грѣхи наши правосудію Божію. Вмѣстѣ съ симъ нужно сокрушеніе духа о грѣхахъ; надобно принять всѣмъ сердцемъ то главное условіе, подъ коимъ будетъ тебѣ преподано помилованіе, то есть, чтобы ты помилованный, впредь, при помощи Божіей благодати, началъ вести себя, какъ прилично послѣдователю Христову: праведно, цѣломудренно и благочестно.

Когда сіи главныя стороны въ таинствѣ покаянія и исповѣди ясны будутъ въ душѣ твоей и оживлены до того, что ты почувствуешь всю важность и благотворность сихъ таинствъ, и всею крѣпостію воли возжелаешь оживотвориться имъ для своего спасенія, — то ты сдѣлалъ свое дѣло.

Если бы трудно было самому по себѣ отвѣтить на что-либо въ вышепредложенныхъ вопросахъ, — не стыдись спросить у знающихъ, обратись за вразумленіемъ къ духовному отцу. Впрочемъ и съ сего священнаго мѣста будетъ преподано въ продолженіе сей седмицы понятіе о всѣхъ сихъ предметахъ, чѣмъ облегчится и дополнится собственное размышленіе каждаго.

/с. 318/ Но есть въ семъ дѣлѣ нѣчто такое, чего никто, кающійся грѣшникъ, не можетъ сдѣлать для тебя и за тебя, хотя бы и усердно хотѣлъ оказать тебѣ сію услугу. Это слѣдующее: готовясь къ новой исповѣди, тебѣ надобно вспомнить хорошо твою исповѣдь прошедшую, разсмотрѣть, что послѣ ней произошло въ тебѣ: выполнилъ ли ты эпитимію, если была; сохранилъ ли себя отъ прежнихъ грѣховъ, или опять впадалъ въ нихъ, и что было того причиною? Далѣе — должно разсмотрѣть, что сказать предъ духовнымъ отцомъ, какъ поставить его скорѣе въ надлежащее познаніе твоего душевнаго состоянія, какого у него попросить совѣта, на какой вызваться, если то нужно, подвигъ покаянія? Сего, какъ самъ видишь, никто не можетъ сдѣлать за тебя; и къ этому всякъ, хотя-бъ былъ самый ограниченный по своимъ познаніямъ и способностямъ, завсегда способенъ. Сдѣлай же все это, дабы отецъ духовный могъ и скорѣе и вѣрнѣе видѣть твою душу и совѣсть, чтобы надежнѣе могъ предписать тебѣ врачевство духовное, чтобы тебѣ не придти въ замѣшательство предъ святымъ налоемъ и не тужить послѣ, что ты сдѣлалъ сіе важное дѣло не такъ, какъ должно.

О таинствѣ причащенія, если размышлять пространно, то надобно размышлять цѣлую вѣчность, ибо это святѣйшее таинство есть верхъ всемогущества, премудрости и любви Божіей къ намъ. Но для настоящихъ дней довольно, если разсмотришь съ участіемъ сердечнымъ — кто преподаетъ Святые Дары? что преподается въ нихъ? и кому преподается?

Господь Самъ не напрасно сказалъ при учрежденіи Тайной Вечери Апостоламъ: сіе творите въ Мое воспоминаніе! Посему, прежде нежели приступимъ къ чашѣ Завѣта, непремѣнно должно исполнить Его волю. Какъ исполнить? Воспомяни, во-первыхъ, какъ Сынъ Божій, тотчасъ по паденіи нашемъ въ раю, содѣлался нашимъ ходатаемъ, и принявъ на Себя удовлетвореніе за грѣхи наши, сказалъ Отцу: се иду, еже сотворити волю Твою, Боже! (Евр. 10, 7) иду пострадать и умереть за родъ человѣческій! — какъ потомъ дѣйствительно въ продолженіе многихъ вѣковъ, можно сказать, нисходилъ и приближался къ намъ въ обѣтованіяхъ и пророчествахъ; — какъ напослѣдокъ дней пришелъ /с. 319/ и воплотился отъ Дѣвы Маріи, будучи зачатъ Ею отъ Духа Святаго, — какъ при рожденіи Его пѣли Ангели, славили пастыри, поклонялись волхвы, а Иродъ неистовствовалъ и принудилъ Его бѣжать во Египетъ; вспомни, какъ Господь былъ обрѣзанъ осмодневно, принесенъ въ храмъ и принятъ Симеономъ; какъ потомъ тридцать лѣтъ проводилъ въ Назаретѣ, среди бѣдности и трудовъ; какъ, по крещеніи отъ Іоанна, по искушеніи въ пустынѣ, исшелъ на проповѣдь, училъ три года всѣхъ и каждаго, исцѣлялъ больныхъ, воскрешалъ мертвыхъ, Самъ не имѣя гдѣ главы подклонить; не забудь особенно послѣднихъ дней Его жизни, воскрешенія Лазаря, входа въ Іерусалимъ, послѣдней вечери и послѣднихъ бесѣдъ съ учениками, среди коихъ установлено таинство причащенія; — потомъ кроваваго пота и молитвы въ саду Геѳсиманскомъ; потомъ безчестія и истязаній на судѣ Синедріона, Ирода и Пилата; — потомъ распятія и смерти на Голгоѳѣ, и, наконецъ, славнаго воскресенія. Пройдя такимъ образомъ памятію всю жизнь своего Спасителя до самаго Его вознесенія на небо съ Елеона, подумай, какъ много Онъ для тебя сдѣлалъ. И всего этого казалось Ему мало, — если Онъ не будетъ до скончанія вѣка питать тебя еще Божественною Плотію и Кровію Своею!...

Отъ Подателя обрати взоръ къ подаемому, къ чашѣ Завѣта, изъ коей ты будешь пить жизнь вѣчную. Замѣть, какъ проста наружность дара, и какъ необъятна его сила. Ибо для чего преподается Тѣло и Кровь Господа? Въ оставленіе грѣховъ и въ жизнь вѣчную, — для того, чтобы тебѣ наитѣснѣйшимъ образомъ соединиться съ Христомъ, и чрезъ сіе соединеніе очиститься, освятиться, обезсмертиться, обожиться, вознестись надъ всѣмъ сотвореннымъ. Что ни взглядъ на чашу Завѣта, то будетъ новая святая мысль и чувство; что ни новая мысль и чувство, то или просвѣщеніе, или обличеніе, или укрѣпленіе, или утѣшеніе.

Пораженный величіемъ предмета, ты невольно потомъ обратишь взоръ и на себя самаго: кто ты приступающій къ чашѣ Завѣта, ищущій соединенія съ Господомъ? — Не разсѣянный ли міролюбецъ, который хочетъ выполнить одинъ обрядъ церковный, чтобы не имѣть на себѣ въ обществѣ нареканія человѣка невѣрующаго? Не фарисей ли, /с. 320/ который до того замечтался о неукоризненности своего житія, что думаетъ сдѣлать нѣкотораго рода услугу храму, являясь въ немъ среди презираемыхъ имъ грѣшниковъ? Не храмлющій ли на оба колѣна христіанинъ, для коего кажется совершенно возможнымъ то, что такъ несовмѣстно, и по свидѣтельству Евангелія и по существу вещи, то есть, быть угоднымъ и вѣрнымъ Богу и міру, совѣсти и страстямъ?

Вообще надобно вникнуть, чувствуемъ ли мы нужду въ соединеніи съ Христомъ, есть ли въ насъ алчба духовная къ Божественному брашну Тѣла Его, есть ли жажда духовная къ Божественному питію Крови Его? есть ли желаніе сохранить столь великіе дары, по принятіи ихъ, въ чистой совѣсти и чистомъ житіи? есть ли рѣшимость оставить для сего то, что дѣлало насъ нечистыми и богопротивными, оставить не на день, не на седмицу, а навсегда.

Не безполезно, наконецъ, заранѣе помыслить и о томъ, куда, когда и какъ явиться для самой исповѣди, для самаго причащенія? Отъ малыхъ неожиданныхъ встрѣчъ можетъ зависѣть въ такомъ случаѣ не мало: можетъ встревожиться духъ, придти въ безпорядочное движеніе сердце, помутиться мысль, угаснуть чувство, а это въ такія минуты очень важно. Ибо, скажите сами, не подобныя ли подробности занимаютъ насъ и служатъ предметомъ размышленія для самыхъ важныхъ людей, когда дѣлаются приготовленія къ срѣтенію царя земнаго?... Ужели мы не сдѣлаемъ для Царя небеснаго того, что дѣлаемъ для владыкъ земныхъ?... Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 316-320.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.