Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста, на утрени.

По самому теперь присутствію вашему здѣсь, братіе, видно, что вы имѣете благое намѣреніе посвятить настоящую седмицу на пріуготовленіе себя къ исповѣди и причащенію Св. Таинъ. Тогда какъ многіе изъ собратій вашихъ преданы еще сну, или стенаютъ отъ тяжкой дани, безразсудно принесенной вчера плотоугодію, — вы, вмѣстѣ съ служителями алтаря, поспѣшили утренневать ко храму святому и насладиться первою зарею великаго поста. Привѣтствуемъ васъ съ симъ подвигомъ усердія и любви! Кто можетъ (а много такихъ, кои не могли бы?), для того всего лучше начать поприще святаго говѣнія нынѣ, вмѣстѣ съ Церковію, потому что Богослуженіе настоящей седмицы особенно приноровлено къ подвигамъ св. покаянія, и особенно богато предметами, возбуждающими умиленіе сердечное. Судя по сему, и мы могли бы только пригласить васъ быть внимательными къ тому, что будетъ совершаться здѣсь въ продолженіе сей святой седмицы, и потомъ предоставить васъ собственному вашему усердію къ дѣлу вашего спасенія. Но поелику и при обиліи средствъ врачеванія и при извѣстности способовъ ихъ употребленія, живый голосъ и наставленіе врача никогда не излишни, — то позвольте намъ, по долгу духовныхъ врачей, /с. 309/ предложить любви вашей нѣсколько благихъ совѣтовъ. Будемъ бесѣдовать какъ можно проще и безъискусственнѣе, чтобы изъ самаго слова нашего видно было, что мы бесѣдуемъ во время поста, коему приличны не цвѣты краснорѣчія, а слезы и пепелъ покаянія.

Св. Церковь въ продолженіе сей седмицы, во-первыхъ, сама предложитъ вамъ, братіе, наидѣйствительнѣйшія средства къ исцѣленію душъ и освященію сердецъ нашихъ; и вамъ должно употребить все стараніе, чтобъ усвоить себѣ сіи средства и воспользоваться ими какъ должно: это первый, главный и неотмѣнный долгъ вашъ! — Но, пользуясь св. таинствами и душеспасительными учрежденіями св. Церкви, вы не оставите употребить и съ своей стороны всѣхъ, отъ васъ самихъ зависящихъ средствъ, ведущихъ къ той же цѣли: это второй, также священный долгъ вашъ! — Побесѣдуемъ порознь о томъ, какъ лучше исполнить вамъ ту и другую обязанность; и во-первыхъ, разсмотримъ тѣ средства ко спасенію, кои находятся въ собственныхъ рукахъ вашихъ, и кои, не бывъ опредѣлены Церковію, а предоставлены свободѣ каждаго, по тому самому требуютъ скорѣйшаго наставленія, касательно ихъ употребленія.

Какія это средства? — Для всѣхъ и каждаго это — благочестивое размышленіе, благочестивыя собесѣдованія, нѣкоторыя благочестивыя дѣла и особенно — молитва; для нѣкоторыхъ — чтеніе священныхъ и душеспасительныхъ книгъ. Не поскучайте, братіе, если мы войдемъ касательно каждаго изъ сихъ занятій въ нѣкоторыя подробности: совѣты касательно сего могутъ быть полезны вамъ не только на сію седмицу, но и на цѣлый годъ, на всю жизнь. Ибо, если вы расположены (какъ и должно) искать чрезъ покаяніе спасенія не временнаго, а вѣчнаго, то вся послѣдующая жизнь ваша должна служить для васъ пріуготовительною Четыредесятницею къ празднованію вѣчной Пасхи въ обителяхъ Отца небеснаго.

Одно изъ главныхъ средствъ къ духовному врачеванію себя, находящихся въ собственныхъ рукахъ нашихъ, какъ сказалъ я, есть благочестивое и покаянное размышленіе. Три главные предмета, о коихъ, братіе, каждому изъ васъ, въ духѣ покаянія, должно непремѣнно размыслить въ сіи дни самому съ собою. Это, во-первыхъ, вы сами, кои намѣ/с. 310/рены приступить къ исповѣди и св. причащенію; во-вторыхъ, сіи самыя таинства; въ третьихъ, то, какъ вамъ вести себя, по принятіи ихъ, до конца вашей жизни.

И, во-первыхъ, братіе, вамъ должно, какъ можно скорѣе, со всею основательностію заняться самими собою, собрать свои мысли и устремить ихъ на свою совѣсть, свою жизнь и свои отношенія. Лучше и полезнѣе сего занятія трудно найти и во всякое другое время, а теперь это — необходимость!.. Иначе, безъ познанія самихъ себя, какъ вамъ приступить къ исповѣди, и просить врачевства, не вѣдая, въ чемъ ваша болѣзнь? — Такое самоиспытаніе можетъ совершаемо различнымъ образомъ, смотря по способности каждаго, но всего ближе, если оно начнется съ общаго обзора вашей жизни, если вы пойдете мыслію по слѣдамъ вашего происхожденія на свѣтъ — до нынѣ. Не будетъ излишнимъ, если обратите при семъ вниманіе и на то, отъ кого вы произошли, когда и гдѣ узрѣли свѣтъ, въ какомъ состояніи суждено вамъ жить и дѣйствовать. Въ сихъ предварительныхъ обстоятельствахъ нашей жизни первѣе всего открываются намѣренія о каждомъ изъ насъ премудрости Божіей, ибо обстоятельства сіи нисколько не зависятъ отъ насъ, между тѣмъ какъ отъ нихъ зависитъ вся наша жизнь. Узнавъ такимъ образомъ самую первую волю Божію о васъ, вы припомните потомъ, какъ пробудилась душа ваша къ сознанію самой себя, какіе предметы и лица поражали ваше первое вниманіе, куда устремились первыя желанія, что вамъ особенно нравилось или отвращало отъ себя, какъ вы вступили въ сношенія съ міромъ, съ людьми, съ Богомъ, какъ узнали, что добро и что зло, какъ то и другое оказывало надъ вашими сердцами свое первое дѣйствіе, какъ потомъ начало то и другое выражаться въ вашихъ наклонностяхъ и поступкахъ. Это представитъ вамъ умилительную картину вашего первобытнаго человѣчества и, безъ сомнѣнія, вашего первобытнаго паденія. Ибо хотя мы всѣ приходимъ на свѣтъ уже со грѣхомъ Адамовымъ, съ наклонностію ко злу, и слѣдовательно, уже поврежденными, но и въ собственной жизни каждаго есть злополучный пунктъ времени, съ коего начинается рядъ его собственныхъ, произвольныхъ паденій, и въ коемъ, слѣд., надъ каждымъ изъ насъ повторяется подобное тому, что было съ Адамомъ во время его паденія. Отъ лѣтъ /с. 311/ отрочества вы перенесете потомъ вниманіе свое на вашу юность, и, не смотря на вѣтренность сего возраста, постараетесь воскресить въ памяти вашей хотя главныя черты вашего юношества, ибо это такой возрастъ, въ коемъ полагается уже нами самими основаніе всей нашей будущей жизни, образуется нашъ характеръ, рѣшается предварительно вопросъ: что мы будемъ для Бога, для самихъ себя и нашихъ ближнихъ? — Тутъ представятся вниманію тѣ наставники и руководители, кои на васъ особенно дѣйствовали, тѣ знанія и труды, кои были вамъ по нраву и занимали васъ собою; тѣ лица и предметы, къ коимъ стремилось сердце; тѣ надежды и страхи, кои волновали вашу грудь; тѣ грѣхи вѣдѣнія или невѣдѣнія, нагльства или унынія, коими такъ богаты юность каждаго; тѣ наказанія или награды, коими побуждаемы были первые шаги ваши на пути долга, или останавливаемы отъ ниспаденія во глубину вольномыслія и порока. Это разсмотрѣніе путей вашей юности изъяснитъ вамъ многое въ жизни вашей, ибо здѣсь, большею частію, сокрывается причина, почему мы таковы, или не таковы, какъ должны быть, въ отношеніи къ закону Божію. За симъ мысль ваша естественно обратится къ возрасту мужескому, къ тому званію, которое суждено вамъ проходить, тому роду жизни, который довелось вести. Тутъ вы замѣтите со тщаніемъ положеніе ваше въ мірѣ и кругъ вашей дѣятельности, отношеніе вашего характера къ вашему званію и роду жизни; — кто тѣ люди, кои дѣйствуютъ на вашу судьбу, и тѣ, на судьбу коихъ дѣйствуете вы; отъ чего зависѣли успѣхи и неуспѣхи ваши доселѣ, какимъ вы подвергались несчастіямъ, отъ какихъ страдали болѣзней, какія терпѣли потери, въ какомъ отношеніи вы къ обществу и своему семейству; кто ваши доброжелатели и друзья, кто враги и недруги, и почему тѣ и другіе въ такомъ, а не въ другомъ къ вамъ отношеніи? Все это должно разсмотрѣть не поверхностно, какъ странникамъ и соглядатаямъ въ чужой землѣ, а какъ хозяевамъ дома, кои хотятъ знать, въ какомъ состояніи ихъ дѣла и домъ. И все это однакоже есть только предварительная работа, только приступъ къ дѣлу. Собравъ вновь всѣ силы ума, вооружившись всѣмъ безпристрастіемъ, вы приступите потомъ къ главному занятію надъ самими собою, постараетесь узнать, въ какомъ состояніи находи/с. 312/тесь вы въ отношеніи къ вашему спасенію. Здѣсь должно имѣть въ виду преимущественно три предмета: 1) Куда принадлежимъ мы — къ числу людей обращенныхъ, въ коихъ началось уже дѣло спасенія, или къ числу людей, кои доселѣ вовсе не мыслили о спасеніи, оставались въ состояніи грѣха и нечувствія духовнаго? 2) Если мы не имѣли еще счастія прейти средостѣніе, отдѣляющее малое число спасаемыхъ отъ толпы людей погибающихъ, — то въ чемъ особенно состоитъ наша грѣховность и нечистота, какая страсть наиболѣе господствуетъ въ насъ и что особенно питаетъ ее и укрѣпляетъ? 3) Если, напротивъ, по благодати Божіей, въ насъ положено уже начало духовнаго обновленія, — то какъ идемъ мы по новому пути благодати, съ тою ли силою, тѣмъ ли преспѣяніемъ, какъ должно? и если не такъ, то что препятствуетъ нашему духовному возрастанію и плодоношенію? — Вотъ, говорю, три главныхъ вопроса, кои мы должны имѣть въ виду всякій разъ, когда хотимъ знать, въ какомъ мы состояніи по отношенію къ нашему спасенію! Кто разрѣшитъ ихъ, какъ должно, предъ тѣмъ откроется образъ его нравственнаго бытія, тотъ будетъ знать, кто и что онъ для неба и вѣчности.

Для облегченія сего дѣла для всѣхъ и каждаго, Господь, премудрый и милосердый, далъ нѣсколько зерцалъ, въ коихъ, когда посмотришься прилежно, видишь себя со всѣми своими недостатками. Таково зерцало — десятословіе Моисеево, гдѣ указаны всѣ главныя обязанности наши къ Богу и ближнему. Таково зерцало — нагорная проповѣдь Спасителя о блаженствахъ, въ коей такъ трогательно означены добродѣтели истиннаго христіанина. Таковы зерцала — многія мѣста изъ посланій Ап. Павла, въ коихъ онъ изображаетъ дѣянія людей духовныхъ и людей плотскихъ; напр., двѣнадцатая и тринадцатая главы посланія къ Римлянамъ, и все посланіе къ Филипписеямъ. Употребляй любое изъ сихъ зерцалъ, а лучше, если употребишь ихъ, хотя не вдругъ, всѣ. Притомъ, какъ стоя предъ зерцаломъ, дабы лучше видѣть себя, мы обращаемся къ нему лицомъ разными сторонами, такъ полезно дѣлать и смотрясь въ зерцало закона Божія. Постарайся обратиться къ нему поперемѣнно всѣми сторонами существа своего — не однимъ духомъ съ его умомъ и совѣстію, а и душею съ ея желаніями и наклонностями, и са/с. 313/мымъ тѣломъ съ его сложеніемъ, привычками, требованіями и немощами, и наконецъ самымъ внѣшнимъ состояніемъ, съ его выгодами и невыгодами въ отношеніи къ дѣлу нашего спасенія. Должно поставить предъ зерцаломъ слова Божія свой умъ, дабы открылось, какой въ немъ образъ мыслей, какими водится онъ убѣжденіями, есть ли въ немъ свѣтъ вѣры, всегда ли свѣтитъ онъ и достаточно ли озаряетъ пути жизни? — Должно поставить предъ зерцаломъ свою волю, дабы обнаружилась цѣль, къ коей она постоянно стремится, — на небѣ ли она или на землѣ, — дабы открылись побужденія, коими она движется, — чисты ли они и достойны ли христіанина, — дабы явились правила, коимъ мы слѣдуемъ, изъ Евангелія ли они взяты и совѣсти, или изъ обычаевъ міра и внушеній гордости житейской? Надобно поставить предъ зерцало слова Божія свое сердце съ его чувствами, дабы видѣть, чѣмъ живетъ оно и для чего бьется, что наиболѣе радуетъ и печалитъ насъ: преспѣяніе въ добродѣтели, или удача въ земныхъ предпріятіяхъ? Можно употреблять съ пользою и другіе пріемы для сравненія себя съ образцомъ истиннаго христіанина, начертаннымъ въ разныхъ видахъ — въ словѣ Божіемъ; напр., полезно разсматривать себя по своимъ отношеніямъ, какъ члена семейства, какъ члена общества, какъ члена Церкви; сравнивать образъ своихъ мыслей, правилъ и жизни съ образомъ мыслей и жизни людей праведныхъ, или людей грѣшныхъ, изображенныхъ въ словѣ Божіемъ, особенно подобнаго намъ состоянія. Въ поощреніи къ сему святому дѣлу, должно сказать, что кто займется имъ не поверхностно, не поскучаетъ и не оставитъ его отъ первыхъ неудачъ, кои могутъ быть отъ неопытности, тотъ непремѣнно достигнетъ цѣли, увидитъ себя каковъ онъ есть, и будетъ въ состояніи сказать, чего недостаетъ ему и что надобно дѣлать.

И, во-первыхъ, при озареніи свѣта благодати Божіей, къ коей постоянно надобно обращать умъ и сердце свое, скоро можетъ открыться: положено ли въ насъ доселѣ начало дѣлу нашего спасенія? — Положено, если при всѣхъ случайныхъ уклоненіяхъ и невольныхъ препинаніяхъ, на пути къ спасенію, главною цѣлію дѣйствій и правиломъ поведенія, главнымъ побужденіемъ къ трудамъ и началомъ одушевленія есть мысль о Богѣ и вѣчномъ спасеніи. Положено, если ты, /с. 314/ почитая себя бѣднымъ грѣшникомъ, проникнутъ вѣрою въ Сына Божія, въ Его крестную жертву за насъ, и стараешься, сколько можно болѣе, сообразовать себя съ Его ученіемъ, освящать себя благодатію Его Пресвятаго Духа. Напротивъ, если началомъ твоихъ мыслей, чувствъ, дѣйствій служитъ самолюбіе, если внутрь тебя господствуетъ какая-либо страсть, то, хотя бы въ твоемъ нечистомъ поведеніи, какъ между тернами, и появлялись иногда цвѣты добродѣтелей мірскихъ; ты не въ числѣ людей обращенныхъ, твой путь не есть путь истиннаго христіанина.

Подобнымъ образомъ не трудно узнать и то, какая особенно страсть господствуетъ въ насъ, и что питаетъ ее, если мы имѣемъ несчастіе находиться въ числѣ грѣшниковъ необращенныхъ. Ибо, хотя корни господствующей страсти бываютъ далеко сокрыты въ темпераментѣ, въ образѣ воспитанія и во внѣшнихъ отношеніяхъ нашихъ, но вѣтви ея покрываютъ обыкновенно весь кругъ нашего бытія домашняго и общественнаго; воня смертная отъ адскихъ цвѣтовъ ея несется далеко во всѣ стороны, несчастные плоды ея бываютъ разсѣяны по всѣмъ входамъ и исходамъ нашимъ. Въ такомъ разѣ даже одно поверхностное мнѣніе о насъ другихъ людей не рѣдко можетъ служить довольно вѣрнымъ указаніемъ нашего духовнаго недуга, ибо люди, будучи не такъ способны къ оцѣнкѣ добродѣтелей нашихъ, всегда почти вѣрно отгадываютъ наши господствующіе недостатки. Можно узнать преобладающій въ насъ порокъ и потому, что ни съ чѣмъ такъ не трудно разставаться, какъ съ нимъ, ни къ чему прикосновеніе такъ не болѣзненно, какъ къ нему: одна мысль — бросить его, стоитъ немалыхъ усилій.

Что касается до послѣдняго предмета: надлежащимъ ли образомъ идемъ мы по пути благочестія, если вступили на него, то имѣющій нужду знать сіе, легко узнаетъ, если обратитъ вниманіе хотя на слѣдующее: убываетъ ли и слабѣетъ ли зло, въ немъ доселѣ оставшееся? рѣже ли подвергается онъ тѣмъ нападеніямъ, отъ коихъ страдалъ прежде, и что приводитъ къ нимъ? легче ли для него становится совершеніе тѣхъ добродѣтелей, кои прежде казались ему такъ трудны? усиливается ли въ немъ смиреніе христіанское и вѣра въ Сына Божія? — Если совѣсть будетъ отвѣчать хотя на одинъ изъ сихъ вопросовъ: нѣтъ, — то нечего болѣе сомнѣваться и /с. 315/ думать: надобно спѣшить снова всецѣлымъ покаяніемъ, дабы вовсе не угасъ въ душѣ огнь небесный. И въ противномъ случаѣ, не вдругъ должно удовлетворяться утвердительнымъ отвѣтомъ совѣсти, а смотрѣть — отставая отъ одного недостатка, не вдаемся ли мы въ другой, ему противоположный, не впадаемъ ли въ другую крайность, напр., изъ людей хладныхъ къ вѣрѣ, не становимся ли мечтателями, или ревнителями не по разуму?

Руководясь сими и подобными чувствами, братіе, вы поспѣшите въ настоящіе дни какъ можно вѣрнѣе узнать себя и свое душевное состояніе. Всякъ займись собою! ибо, если теперь не заняться симъ дѣломъ, то когда же сдѣлать это? — Нѣтъ нужды, что ты ученъ и знаешь природу человѣческую и себя самого по ученому: здѣсь требуется не ученаго самопознанія, а христіанскаго самоиспытанія. Развѣ нѣтъ людей, кои составили цѣлыя ученыя книги о душѣ, а ни разу въ жизни не разсматривали своей души въ отношеніи къ своему спасенію? Никто не приводи въ извиненіе своей простоты и неумѣнія размышлять. Какъ? Считать свои деньги умѣешь, хотя бы ихъ были тысячи; а пересмотрѣть свои обязанности, счесть свои грѣхи и недостатки не можешь? — Какой членъ заболитъ въ тѣлѣ, тотчасъ слышишь; а гдѣ болѣзнь въ душѣ, не чувствуешь? — Легко можетъ случиться, что, обративъ испытательный взоръ на себя самого, ты, по привычкѣ, не можешь долго держать его въ себѣ. Въ такомъ случаѣ обращай его чаще; и ты привыкнешь стоять съ собою лицемъ къ лицу предъ зерцаломъ слова Божія и совѣсти. Для успѣха въ семъ дѣлѣ, оставь на время всѣ прочія дѣла; уединись отъ людей и шума житейскаго, особенно посвящай на это тишину ночную. Такъ поступалъ нѣкогда и Давидъ.

Въ противномъ же случаѣ, то есть, если не можешь заняться теперь надлежащимъ образомъ познаніемъ самого себя, — то лучше оставь говѣніе до другой недѣли, ибо слышишь, что говоритъ — не проповѣдникъ какой-либо обыкновенный, а Апостолъ Христовъ: да искушаетъ человѣкъ себѣ, и тако отъ хлѣба да ястъ, и отъ чаши да піетъ; ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая тѣла Господня (1 Кор. 11, 28)!.. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 308-315.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.