Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Слово въ недѣлю Сыропустную, огласительное.

Востани спяй, и воскресни отъ мертвыхъ и освѣтить тя Христосъ (Еф. 5, 14).

По милосердію Господа, мы опять у поприща святаго поста и покаянія! — Нѣкоторые изъ среды насъ, кои вмѣстѣ съ нами въ прошедшемъ году приступали къ исповѣди и святой трапезѣ, восхищенные Ангеломъ смерти, стоятъ теперь предъ престоломъ правды Божіей, а мы стоимъ паки предъ престоломъ милосердія!.. За ними, или предъ ними, двери чертога Царскаго уже затворились, а предъ нами еще отверсты!.. Ихъ жребій, можетъ быть, уже рѣшенъ невозвратно, а нашъ — еще въ собственныхъ рукахъ нашихъ! Возблагодаримъ же Господа, не погубившаго насъ со беззаконьми нашими, и снова дарующаго намъ всѣ средства къ покаянію!

Какъ и чѣмъ возблагодаримъ? — Неукоснительнымъ и вѣрнымъ употребленіемъ сихъ самыхъ средствъ къ своему спасенію. Говоря такимъ образомъ, мы не предполагаемъ, братіе, чтобы кто-либо изъ васъ проводилъ прежнія святыя Четыредесятницы вовсе не по-христіански, тѣмъ паче, чтобы кто-либо изъ васъ намѣренно удалялся святыхъ таинствъ Церкви: — напротивъ, мы полагаемъ, что каждый изъ васъ каждый годъ, притекалъ къ святому Алтарю для принятія отпущенія грѣховъ и для таинственнаго соединенія съ Господомъ и Спасителемъ своимъ чрезъ причащеніе Тѣла и Крови Его; думаемъ даже, что все сіе каждый разъ не оставалось безплоднымъ для души, и оставляло благотворный слѣдъ во всей вашей жизни... Но, братіе мои, не смотря на /с. 304/ все это, позвольте предложить вамъ нынѣ одинъ вопросъ: столько разъ приходя во врачебницу духовную, толикократно проходя весь курсъ врачеванія сердечнаго, такъ много разъ исходя изъ храма Божія, повидимому, оправданными и исцѣленными, — чувствовали-ль вы однакоже хотя одиножды совершенное здравіе душевное? И если чувствовали, то долго ли продолжалось сіе драгоцѣнное чувство?.. И здѣсь, мы не предполагаемъ, чтобы вы, послѣ седмидневнаго говѣнія и воздержанія, вдругъ сдѣлались совершенно безгрѣшными (это святый удѣлъ тѣхъ, кои уже разрѣшились отъ узъ плоти и крови); — но вы должны были послѣ того быть какъ можно свободнѣе отъ грѣха; въ васъ подобало произойти рѣшительной перемѣнѣ на лучшее; свѣту благодати надлежало въ вашей душѣ быть подобно солнцу утреннему, восходить выше и выше, разогнать всѣ облака заблужденій, изсушить всѣ протоки чувственности, чтобы наконецъ произвесть полный день Боговѣдѣнія и благочестія. Такъ ли было съ вами? — Замѣчали-ль вы въ себѣ, послѣ подвига поста и покаянія, постоянное удаленіе отъ міра и приближеніе къ Богу, ослабленіе и исчезновеніе прежнихъ худыхъ навыковъ, и вступленіе на ихъ мѣсто обычаевъ благихъ и христіанскихъ? — Не трудно отвѣчать на сей вопросъ, если все это въ васъ происходило и происходитъ. Человѣкъ, выздоровѣвшій отъ тяжкой болѣзни, не затруднится сказать, здоровъ ли онъ. Даже начавшій только выздоравливать тотчасъ скажетъ, что онъ выздоравливаетъ. А изъ насъ, братіе, не правда ли, что для многихъ весьма трудно отвѣчать на вопросъ: оздравѣлиль они духомъ и совѣстію? Многіе, напротивъ, принуждены съ горестію сознаться, подобно древнимъ израильтянамъ, что въ нихъ происходитъ противное, ждахомъ мира, и не бяху благая: времене уврачеванія, и се боязнь! (Іер. 8, 15). Предъ каждымъ пощеніемъ, исповѣдію и причащеніемъ, мы надѣялись получить чрезъ нихъ здравіе душевное, и принимали сіи таинства съ радостію, между тѣмъ донынѣ остаемся тѣ же, что были прежде: души наши хладны къ добру и наклонны ко злу; прежнія страсти во всей прежней и, нерѣдко, большей силѣ; совѣсть съ тѣми же язвами, сердце съ тою же тяжестію; весь внутренній человѣкъ нашъ еще мертвъ, или крайне разслабленъ. Ждахомъ мира, и не бяху благая: времене уврачеванія, и се боязнь!..

/с. 305/ Что же значитъ сіе? Еда нѣсть ритины въ Галаадѣ? или врача нѣсть тамо? Чесо убо ради нѣсть исцѣлена рана дщере людей моихъ? (Іер. 8, 22) — вопрошалъ нѣкогда Пророкъ, видя продолженіе болѣзненнаго состоянія народа израильскаго. Подобнымъ образомъ вопросимъ, братіе, васъ и мы, имѣя въ виду, доселѣ продолжающуюся, неисцѣльность душъ вашихъ. Еда нѣсть ритины въ нашемъ духовномъ Галаадѣ? или врача нѣсть тамо? Ужели вся немощная врачующая, рука Божія сократилась, и таинства святыя Церкви потеряли свою силу? — Или пастыри Церкви, изрекая вамъ прощеніе, изрекали его не отъ сердца? Нѣтъ, прощенное здѣсь, не воспомянется и тамъ, если только вы сами не оживите его повтореніемъ прежнихъ грѣховъ! — Или Спаситель, преподавая вамъ Тѣло и Кровь, преподавалъ чуждыя, а не Свои собственныя? Нѣтъ, Онъ не откажется отъ Своего Тѣла и Своей Крови, если только вы умѣли сохранить сей даръ... Множество людей, подобныхъ вамъ, еще тягчайшихъ грѣшниковъ, пользуясь сими же самыми средствами, успѣли омыться отъ всѣхъ нечистотъ грѣховныхъ, уврачеваться совершенно отъ проказы адской, содѣлались святыми, Богоугодными, и теперь приготовляются въ мирѣ окончить земное поприще свое, или уже наслаждаются благодатію помилованія въ царствѣ славы, а вы, братіе, пользуясь столько разъ сими же самыми средствами, остаетесь доселѣ на одрѣ духовной смерти, или влачите жалкіе остатки жизни духовной въ узахъ грѣха! — Что значитъ сіе?..

Ахъ, братіе, не то ли самое, на что жаловался нѣкогда тотъ же Пророкъ, взирая на отчаянное состояніе Вавилона? — Вавилонъ, говорилъ онъ, падаетъ; день суда и казни его близокъ, неизбѣженъ. Но кто виною? — Вавилону ли недоставало средствъ къ отвращенію бѣдствія? У него ли не было врачевства и обязаній на рану? И они всѣ употреблены надъ нимъ; но безъ пользы: Врачевахомъ Вавилона, и не исцѣлѣ! (Іер. 51, 9). Такъ, можетъ быть, братіе, о насъ давно вѣщаютъ предъ престоломъ правды Божіей Ангелы-хранители наши: Твоя премудрость, Господи, приставила насъ блюсти души и тѣла ихъ, руководить и подкрѣплять ихъ на пути къ небу. Самъ зриши, опущено ли нами что-либо, могущее просвѣтить ихъ умъ, возбудить и согрѣть ихъ сердце, удержать стопы ихъ на пути къ погибели? Но /с. 306/ что могутъ содѣлать для нихъ всѣ средства ко спасенію, всѣ наши усилія и попеченія, когда они или отвергаютъ ихъ съ гордостію, или употребляютъ съ нерадѣніемъ? — Врачевахомъ Вавилона, и не исцѣлѣ! Не исцѣлѣлъ потому, что возлюбилъ свою грѣховную рану, непрестанно растравляетъ ее новыми, беззаконіями, рѣшился жить и умереть во грѣхахъ своихъ.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, какъ употребляемъ мы врачевства духовныя, какъ приступаемъ къ самому рѣшительному изъ нихъ — къ исповѣди и святому причастію? — Приступаемъ почти всѣ, какъ къ средству временному, а не какъ къ мѣрѣ рѣшительной; смотримъ на святѣйшее таинство, какъ на обрядъ благочестивый, полезный въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ, а не какъ на таинство паки-бытія, которое должно переродить насъ совершенно на всю жизнь. А посему и приступаемъ, хотя съ приготовленіемъ, но поверхностнымъ, не проникающимъ до глубины нашего духа, до корня зла, въ насъ живущаго; — пріемлемъ Тѣло и Кровь Христову, хотя съ благоговѣніемъ, но нисколько не помышляя о тѣхъ чрезвычайныхъ дѣйствіяхъ, коимъ подобаетъ произойти въ насъ; отходимъ отъ престола Благодати съ благими мыслями, но отнюдь не съ твердою рѣшимостію измѣниться въ своей жизни совершенно; кратко: говѣемъ, исповѣдуемся, причащаемся во оставленіе грѣховъ прошедшихъ, не думая объ оставленіи грѣховнаго поведенія въ будущемъ, — въ жизнь благую, вѣчную, на небѣ, не помышляя о жизни добродѣтельной, во времени, на землѣ. Можно ли же ожидать рѣшительнаго исцѣленія навсегда, когда вовсе и не думаютъ о семъ исцѣленіи?

Но такъ поступаютъ еще лучшіе изъ насъ. Что сказать о прочихъ исповѣдникахъ и причастникахъ? — Оставленіе на нѣсколько дней обыкновенныхъ дѣлъ и занятій, хожденіе въ продолженіе сего времени въ церковь; потомъ нѣсколько минутъ, употребленныхъ на исповѣдь; потомъ нѣсколько минутъ, — на причащеніе; затѣмъ нѣсколько благочестивыхъ мыслей и сердечныхъ вздоховъ, — вотъ все говѣніе, вся жертва Богу! А потомъ? — Немедленное возвращеніе къ прежнимъ дѣламъ, опять тотъ же родъ жизни, опять прежнія забавы, тѣ же грѣховныя утѣхи, то же служеніе страстямъ самымъ постыднымъ: скажите сами, чего ожидать послѣ такого, можно /с. 307/ сказать, мимолетнаго говѣнія? Развѣ мимолетныхъ же плодовъ; и они точно бываютъ: нѣсколько животныхъ спасается въ это время отъ закланія, нѣсколько худыхъ привычекъ остается на время безъ удовлетворенія; уста не произносятъ прежнихъ срамныхъ словъ; взоры не блуждаютъ нѣсколько времени по прелестямъ міра; самое сердце, не подавляемое заботами, начинаетъ биться покойнѣе. Но потомъ зло, на время стѣсненное, еще болѣе раскрывается и свирѣпѣетъ; съ поверхностно покаявшимися бываетъ то же, что съ больными, послѣ превратнаго врачеванія: болѣзнь ожесточается болѣе и болѣе!..

Сами чувствуете, братіе, что я не переиначиваю вещей, не увеличиваю нашей вины, а изображаю дѣло какъ есть. Для чего изображаю? — Для того, что теперь снова открывается курсъ врачеванія духовнаго. Если пойдемъ безразсудно прежнимъ путемъ, то достигнемъ и цѣли прежней, то есть, никакой не достигнемъ. Опять раны совѣсти закроются на время съ тѣмъ, чтобы послѣ раскрыться еще больше; опять сложимъ тяжесть грѣховъ, чтобы потомъ поникнуть подъ нею еще глубже. Что же наконецъ выйдетъ изъ такого образа дѣйствованія? — То, что мы, врачуясь всю жизнь, наконецъ, умремъ во грѣхахъ нашихъ. И для иныхъ это несчастіе еще, можетъ быть, не такъ близко: они будутъ имѣть нѣсколько Четыредесятницъ для уврачеванія души своей, а для нѣкоторыхъ судъ уже написанъ (Псал. 149, 9) и судія предъ дверьми! (Іак. 5, 9). Я хочу сказать, братіе, что какъ ни ограничено число насъ, теперь здѣсь находящихся; но, безъ сомнѣнія, есть между нами такіе, для коихъ наступающая Четыредесятница наступаетъ въ послѣдній разъ. Кто сіи, обреченныя жертвы смерти? — Можетъ быть, ты, слушатель, наименѣе теперь думающій о семъ; можетъ быть, я, возвѣщающій тебѣ сію грозную, но спасительную для всѣхъ насъ истину...

Итакъ, братіе, соединимся всѣ нынѣ въ искреннемъ желаніи своего спасенія; — вступимъ каждый въ святое поприще покаянія такъ, какъ бы оно отверзалось предъ нимъ въ первый и послѣдній разъ. И оно точно будетъ для насъ первымъ и послѣднимъ, коль скоро мы въ продолженіе его измѣнимся совершенно и оставимъ навсегда нашу грѣховную жизнь. Ибо, сколько бы кто прежде ни каялся, но если /с. 308/ не исцѣлѣлъ доселѣ душею, то онъ исцѣлѣетъ теперь въ первый разъ. А кто получитъ здравіе, тому, если не потеряетъ его, не нужно будетъ получать его въ другой разъ, а только хранить и укрѣплять его.

Господи и Владыко живота нашего! Врачу душъ и тѣлесъ нашихъ! Ты, Который снова отверзъ предъ нами недостойными дверь покаянія! Самъ изведи насъ всемощною десницею Твоею изъ Египта духовнаго рабства и введи въ пустыню св. поста! Что бы ни ожидало насъ въ сей пустынѣ, мы предаемъ Тебѣ души и сердца наши, руководи насъ столпомъ облачнымъ, или огненнымъ, питай манною, или напаяй меррою; — токмо введи насъ въ Ханаанъ небесной чистоты и Богоподобія! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 303-308.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.