Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ среду 6-ой недѣли Великаго поста.

Кончилась, братіе, молитва святаго Ефрема. Окончатся и наши собесѣдованія о ней. Ужели кончится вмѣстѣ съ ними и духъ молитвы и собесѣдованій? — Да не будетъ! — Ибо если /с. 300/ такъ, то напрасно проведено здѣсь время; напрасно и мы выходили предъ васъ и расточали мысли и слова наши; напрасно и вы собирались въ такомъ множествѣ, стояли не малое время въ такой тѣснотѣ, слѣдуя за нами взорами и мыслію вашею. Но если видѣнное нами въ васъ во время святаго поста, можетъ служить порукою за будущее, то мы въ правѣ имѣть не столь печальныя надежды. Ибо что мы видѣли? постоянное, усердное расположеніе къ святой церкви и слушанію поученій; видѣли глубокое благоговѣніе къ предметамъ священнымъ и вниманіе къ дѣлу своего спасенія; слышали частые вздохи при напоминаніи о грѣхахъ, были не разъ свидѣтелями даже слезъ вашихъ. Возможно ли, чтобы все это разсѣялось и исчезло, не оставивъ слѣда? Не нашихъ какихъ-либо трудовъ жаль намъ было бы при семъ, братіе. Много ли мы трудились, и не вознаграждаетъ ли подобный трудъ самъ себя? Нѣтъ, намъ жаль было бы въ такомъ случаѣ васъ и душъ вашихъ. Ибо, если-бы хожденіе въ церковь и слушаніе поученій, продолжавшіяся столько времени, не оставили по себѣ никакого слѣда въ нашихъ нравахъ и жизни, то это значило бы, что сердца наши подобно камнямъ, на коихъ, что ни сѣй, не дождешь никакого плода, на коихъ, если что и всходитъ, то, не имѣя углубленія въ корнѣ, скоро изсыхаетъ потомъ — безплодно. Это значило бы, что мы находимся въ глубокомъ ослѣпленіи и безжалостно обманываемъ самихъ себя, ибо когда наступитъ время поста, притихаемъ во злѣ, оставляемъ угожденія плоти и рабство страстямъ, обращаемся, повидимому, къ Богу, а когда пройдетъ постъ и паки предстанетъ міръ съ его отравою, то бѣжимъ стремглавъ къ сему врагу, пьемъ до дна подносимую намъ отраву, отдаемъ ему въ жертву то, что успѣли пріобрѣсти добраго.

Какого же плода, спросите, ты требуешь отъ насъ, и что хочешь, чтобы произвели въ насъ бесѣды твои? Не наши бесѣды, возлюбленные. Если бы мы надѣялись на свое слово и свой умъ, то никогда бы не рѣшились разверзть предъ вами устъ своихъ. Но мы увѣрены, что съ нами, на семъ мѣстѣ, всегда невидимо Тотъ, Кто избралъ насъ недостойныхъ въ дѣло служенія и поручилъ намъ слово спасенія (2 Кор. 5, 19), Кто даетъ, когда нужно, уста и мудрость самымъ буіимъ міра, Кто словомъ Своимъ можетъ воздвигнуть отъ камени чада Аврааму и изъ самаго ожесточеннаго /с. 301/ грѣшника содѣлать сосудъ въ честь. Въ насъ есть увѣренность, что когда мы совершаемъ священнодѣйствіе благовѣствованія Христова и оглашаемъ своими словами слухъ вашъ, въ то же время дѣйствуетъ надъ сердцами вашими благодать Духа Святаго. Того общаго всѣхъ насъ Наставника, Который посредствомъ рыбарей и мытарей обратилъ изъ тьмы въ свѣтъ, изъ области сатаны къ Богу — цѣлую вселенную, Который можетъ тронуть не только самое закоснѣлое во грѣхѣ сердце, но и премѣнить его на сердце новое, чистое и святое. При такихъ великихъ и всемогущихъ дѣйствователяхъ почему не ожидать самыхъ чудесъ обращенія? — Въ самомъ дѣлѣ, развѣ рука Господня сократилась? Развѣ у Спасителя не осталось для насъ крови очистительной, а у Духа — огня просвѣщающаго? — Не мните же, что вы не обязаны ни къ чему важному потому, что слушали человѣка, вамъ подобнаго. Пусть человѣкъ сей будетъ далекъ отъ совершенства, пусть будетъ самымъ послѣднимъ изъ грѣшниковъ, но онъ вѣщалъ вамъ о имени Господнемъ, вѣщалъ не отъ себя, а отъ лица Спасителя вашего; вмѣстѣ съ нимъ дѣйствовалъ на васъ Самъ Духъ истины и благодати. Пренебречь такимъ дѣйствіемъ — значитъ забыть о спасеніи души своей.

Не забывайте же сего, возлюбленные! Не будьте подобны человѣку, который, посмотрѣвшись въ зеркало и увидѣвъ лицо свое и черныя пятна на немъ, вмѣсто, того, чтобы тотчасъ умыться, отшелъ и забылъ, что видѣлъ и что надобно ему было сдѣлать.

Изъяснимся прямѣе. Предъ вами, по мѣрѣ силъ нашихъ, изображены пороки, кои безобразятъ душу нашу, и коихъ потому всемѣрно надобно избѣгать христіанину; изображены и добродѣтели, кои могутъ украсить все существо наше, и кои потому самому надобно, во что бы то ни было, стяжать и хранить до конца жизни. Быть не можетъ, чтобы не только наше слово, но и собственная совѣсть наша не говорила вамъ, что и въ васъ, какъ и въ прочихъ людяхъ, есть сіи пороки и немалый недостатокъ въ сихъ добродѣтеляхъ. Не должно ли послѣ сего, — если мы не почитаемъ за ничто и пороковъ и добродѣтелей, принять всѣ возможныя мѣры къ искорененію въ насъ первыхъ и къ насажденію и укрѣпленію послѣднихъ? — Итакъ, кто любилъ доселѣ празднословить и кощунствовать, да научится отселѣ полагать словамъ своимъ вѣсъ и устамъ затвору. Кто любилъ предаваться праздности и губилъ драгоцѣнное время въ забавахъ, да /с. 302/ изыщетъ полезное, сродное своему состоянію и способностямъ, занятіе. Кто увлекался слѣпо мечтами честолюбія, да возлюбитъ смиреніе и престанетъ гоняться за призракомъ хвалы мірской. Кто привыкъ встрѣчающіяся въ жизни искушенія срѣтать ропотомъ и жалобами на свою судьбу, да встрѣчаетъ ихъ отселѣ преданностію въ волю Божію, яко врачевство полезное для души. Кто былъ въ отношеніи къ другимъ суровъ, жестокъ и нелюбовенъ, да пріиметъ противный образъ обхожденія и дѣйствій. Кто забывалъ свои грѣхи и любилъ смотрѣть на чужіе недостатки, да престанетъ видѣть сучецъ въ очесѣ брата и да научится извлекать бревно изъ собственнаго глаза.

Когда послѣдуетъ такая перемѣна съ нами, тогда можно будетъ сказать, что настоящій святый постъ прошелъ для насъ не безъ пользы, что мы не напрасно посѣщали храмъ, не напрасно слушали поученія. Тогда и мы возблагодаримъ Господа, что благодать Его удостоила насъ послужить дѣлу вашего спасенія. А доколѣ не произойдетъ сего, то и окончивъ, повидимому, дѣло, мы съ вами стои́мъ еще на распутіи между успѣхомъ и неудачею, между потерею и пріобрѣтеніемъ. Стоятъ, безъ сомнѣнія, и свѣтоносные духи добродѣтелей и мрачные духи пороковъ, и ожидаютъ теперь, къ кому изъ нихъ мы обратимъ лице свое, за кѣмъ пойдемъ въ слѣдъ. Не заставимъ же, братіе, ихъ въ недоумѣніи долго взирать на насъ. Что медлить? въ чемъ сомнѣваться? пойдемъ за Ангелами Божіими путемъ любезныхъ имъ добродѣтелей въ царствіе Божіе, дабы, окружая насъ и сопутствуя намъ въ продолженіе жизни нашей, они явились къ намъ и при исходѣ изъ тѣла души нашей и сопроводили насъ на лоно Авраамле. Отвратимся однажды и навсегда отъ темныхъ ангеловъ грѣха и пороковъ, извергнемъ изъ души и сердца своего, чрезъ покаяніе и исповѣдь, все, что занято отъ нихъ богопротивнаго и душевреднаго, дабы въ противномъ случаѣ они не предстали у смертнаго одра нашего и не повлекли бѣдную душу нашу, какъ свою собственность, въ глубины адовы.

Господь, давшій силу немощи нашей возвѣстить вамъ путь истины и правды, да даруетъ и вамъ хотѣніе и силу вступить на сей путь съ бодростію и шествовать по нему безъ преткновенія. О семъ не престанемъ молить Его благость выну, доколѣ не оскудѣетъ слово во устахъ нашихъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 399-402.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.