Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ пятокъ 5-ой недѣли Великаго поста.

Господи Царю, даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія и не осуждати брата моего, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ!

Что бы казалось легче и естественнѣе для человѣка, какъ зрѣть собственныя свои прегрѣшенія? — Но, видно, это не собственность наша, а даръ, и даръ не малый, когда его проситъ для себя и такой великій подвижникъ, какъ св. Ефремъ. Подлинно, сей даръ нисходитъ только свыше, и весьма нуженъ для всѣхъ и каждаго. Во всѣхъ насъ есть какое-то непостижимое отвращеніе отъ того, чтобы зрѣть свои прегрѣшенія. Можетъ быть, это знакъ, что грѣхъ не свойственъ природѣ нашей; но во всякомъ случаѣ это крайне пагубно для насъ, ибо какъ я займусь исправленіемъ своей жизни, если не знаю, что во мнѣ худаго и въ чемъ состоятъ грѣхи мои? — О семъ-то однакоже познаніи менѣе всего заботятся. Тутъ оставляетъ человѣка даже врожденное ему любопытство, такъ что вы найдете множество людей, кои, подобно Соломону, пересмотрѣли все отъ кедра до иссопа, и ни разу не разсматривали самихъ себя хотя столько, какъ они разсматриваютъ какое-либо насѣкомое или травку. Судя по сему, можно бы даже подумать, что человѣкъ ненавидитъ себя и потому не хочетъ знать. Между тѣмъ онъ любитъ себя болѣе всего, и во всемъ ищетъ только себя, все относитъ къ себѣ видимо, непрестанно занимается собою, но разсматривать свой характеръ и поведеніе, свое сердце и совѣсть, къ этому нѣтъ у человѣка охоты; въ семъ отношеніи онъ готовъ заняться чѣмъ угодно, только бы не самимъ собою; готовъ дни и недѣли проводить надъ разбираніемъ самыхъ маловажныхъ вещей, только бы не быть принужденнымъ бесѣдовать съ своею совѣстію.

Въ самомъ дѣлѣ, много ли употребляемъ мы времени на испытаніе своей совѣсти даже предъ исповѣдію, когда нужно бываетъ дать предъ служителемъ алтаря, или иначе предъ Самимъ Спасителемъ нашимъ, отчетъ въ нашемъ поведеніи, и выслушать приговоръ съ разрѣшеніемъ или осужденіемъ насъ на всю вѣчность? — Много, если употребляемъ на сіе важнѣйшее дѣло нѣсколько часовъ. А сколько часовъ, дней, /с. 296/ недѣль и мѣсяцевъ употребляется нами на предметы самые неважные для души и совѣсти, на мелкіе счеты и отчеты по хозяйству, на разсмотрѣніе какой-либо книги или древности, на составленіе плана для какихъ-либо увеселеній, на продажу или покупку нѣсколькихъ животныхъ? Напрасно слово Божіе непрестанно повторяетъ намъ, что душа наша безконечно важнѣе тѣла, и что если погубимъ душу, то ничто не поможетъ, хотя бы пріобрѣли цѣлый міръ; напрасно пастыри и учители Церкви внушаютъ намъ, что не надобно пренебрегать грѣховныхъ ранъ сердца, что онѣ, оставленныя безъ вниманія, содѣлаются неисцѣлимыми и причинятъ смерть душѣ; напрасно внутренній человѣкъ нашъ, брошенный безъ помощи, подъемлетъ иногда главу и стонами своими напоминаетъ намъ, что внутрь насъ смерть и пагуба: мы глухи и слѣпы ко всѣмъ симъ внушеніямъ и указаніямъ; бросивъ бѣглый взглядъ на мрачную картину своего бытія, поправивъ въ ней иногда нѣкоторыя черты, слишкомъ уродливыя, тотчасъ закрываемъ ее отъ самихъ себя завѣсою забвенія. Кто же послѣ сего можетъ возбудить насъ отъ пагубнаго нечувствія и невниманія къ самимъ себѣ, если Самъ Господъ не пріидетъ къ намъ и не коснется сердца нашего Своею всемощною благодатію? — Но сію благодать надобно испросить усердною молитвою, безъ чего она, если и пріидетъ къ намъ, то не найдетъ себѣ у насъ входа и мѣста. Посему-то человѣкъ, начинающій ощущать нужду въ познаніи нечистоты и грѣховъ своихъ, долженъ какъ можно чаще обращаться съ молитвою ко Господу и вопіять изъ глубины души: Господи Царю, даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія! Сними съ умственныхъ очей моихъ бѣльмо самолюбія, да вижу всю черноту моихъ преступныхъ дѣяній; направь Самъ душевное мое зрѣніе на мою совѣсть, да не скользитъ оно и не разсѣевается по предметамъ для меня чуждымъ, хотя и обольстительнымъ! — Ибо что пользы, если я буду знать все, а не познаю самого себя? Что пользы, если я совершу дѣла великія и громкія, коимъ будетъ дивиться свѣтъ, а не исправлю себя для вѣчности? — Пусть лучше останется для меня въ неизвѣстности все, что происходитъ въ свѣтѣ, какъ падаютъ и возвышаются царства, но да не останется невѣдомымъ то, что совершается въ моемъ сердцѣ и совѣсти, какъ падаю и какъ долженъ возставать отъ паденія я самъ.

/с. 297/ При пагубной невнимательности къ себѣ и состоянію души своей, въ человѣкѣ есть другая крайность — несчастная наклонность къ осужденію своихъ ближнихъ. Не говоримъ уже о слабомъ полѣ, у коего наклонность къ пересудамъ ближнихъ дѣлается нерѣдко господствующею страстію, самые мужи, отъ коихъ ожидалось примѣровъ совершенно противнаго, и они, наряду съ немощными сосудами, раболѣпствуютъ сему недугу. И откуда берется въ семъ отношеніи дальнозрительность у самыхъ близорукихъ умовъ! Откуда смѣтливость и тонкая сообразительность у самыхъ косныхъ на всѣ прочія сужденія! Откуда неутомимость въ изслѣдованіи чужихъ дѣлъ и намѣреній у самыхъ недѣятельныхъ!

И здѣсь также въ людяхъ не безъ страннаго противорѣчія. Облеките сихъ самозванныхъ судей и пересудчиковъ обязанностію судить грѣхопаденія ближнихъ по законамъ: они скоро потеряютъ терпѣніе и будутъ тяготиться своею должностію, показывать небрежность въ ея выполненіи, хотя это со вредомъ для блага общественнаго. А безъ обязанности, дома, въ праздной бесѣдѣ, сіи же люди всегда готовы не утомляясь судить и пересуждать весь свѣтъ.

Сама добродѣтель и порокъ не производятъ въ насъ, въ отношеніи наклонности осуждать ближняго, почти никогда различія. Человѣку набожному, напримѣръ, вовсе неприлично заниматься не только осужденіемъ, но и сужденіемъ о грѣхопаденіяхъ своихъ ближнихъ, ибо если кто, то работающій Господеви, долженъ знать, что имъ же судомъ судитъ человѣкъ ближняго, себе осуждаетъ (Матѳ. 7, 2). Но многіе ли изъ людей набожныхъ совершенно свободны отъ несчастной наклонности осуждать при каждомъ случаѣ ближняго? У нѣкоторыхъ, напротивъ, набожность служитъ какъ бы вмѣсто признаннаго всѣми права видѣть и указывать сучецъ, находящійся въ очію брата. Подобное съ людьми явно порочными и обезславленными. Собственные грѣхи и чернота должны бы навсегда запечатлѣть имъ уста и заставить смотрѣть долу. Но они-то первые готовы кричать на весь свѣтъ о томъ, что замѣтятъ въ васъ, прибавляя отъ собственнаго запаса зла то, чего недостаетъ къ худости вашего поступка.

Послѣ сего неудивительно, если истинно добрый христіа/с. 298/нинъ, чувствуя на ряду съ другими въ падшей природѣ своей наклонность ко осужденію ближняго, и видя невозможность самому собою всегда удерживать языкъ отъ злорѣчія, обращается съ молитвою ко Господу о томъ, чтобы ему дарована была благодать — зрѣти своя прегрѣшенія и не осуждати брата своего! Довольно, Господи, съ меня моихъ собственныхъ грѣховъ и язвъ внутреннихъ, кои еще не осмотрѣны, не исчислены, остаются безъ уврачеванія и со дня на день дѣлаются глубже и неисцѣльнѣе, а до грѣховъ чуждыхъ, коль скоро согрѣшающіе не зависятъ отъ меня, какая мнѣ нужда? Есть у нихъ свой судія и вмѣстѣ врачъ, Твоя правда и Твоя любовь. Стоя́тъ ли они? Тебѣ, своему Господу, стоя́тъ. Падаютъ ли? Тебѣ, своему Господу, падаютъ. И Ты всегда силенъ возставить ихъ. Сколько грѣшниковъ посредствомъ покаянія содѣлались людьми святыми! Можетъ быть, и осуждаемые мною уже престали отъ грѣха, давно начали свое покаяніе и оправданы благодатію Твоею, а я буду продолжать преслѣдовать ихъ злорѣчіемъ и подобно діаволу, клеветать на нихъ, теперь уже невинныхъ и оправданныхъ Тобою! — Да сохранитъ меня отъ сего благодать Твоя, и да подастъ, вмѣсто осужденія ближняго, зрѣти моя прегрѣшенія, зрѣть не хладнымъ окомъ чуждаго зрителя, а какъ взираютъ на свою нищету, на свои раны, на собственную смерть, зрѣть и плакать о зримомъ, зрѣть и врачевать гнилость души, зрѣть и употреблять всѣ средства не впадать въ новые грѣхи и въ новую пагубу!

Если бы кто за симъ вопросилъ: какое надежнѣйшее средство къ тому, чтобы, при помощи благодати Божіей, пріучить себя зрѣть свои прегрѣшенія, тому скажемъ, что лучшее средство принудить себя къ тому (съ намѣреніемъ говоримъ — принудить, ибо безъ принужденія и всякое благое дѣло, тѣмъ паче сіе, никогда не совершится) состоитъ въ томъ, чтобы назначить извѣстное, хотя краткое, время именно на разсматриваніе своихъ поступковъ и чувствъ, назначить такъ, чтобы оно не было уже употребляемо ни на что другое. Такимъ образомъ мы поставимъ себя въ необходимость заниматься самими собою, а занимаясь постоянно, если не вдругъ, то съ продолженіемъ времени, непремѣнно узнаемъ, каковы мы, какая въ насъ господствующая страсть, чѣмъ недугуетъ нашъ умъ и сердце. Совѣтъ сей можетъ по/с. 299/казаться неисполнимымъ для тѣхъ, кои не вправѣ располагать своимъ временамъ. Но, во-первыхъ, нѣтъ человѣка, у коего бы вовсе не было своего времени, а здѣсь его немного и нужно; во-вторыхъ — если не можешь располагать временемъ, то располагай мыслями: этого никто не можетъ отнять у тебя. Ты, напримѣръ, слуга, долженъ всякій часъ быть готовъ исполнять приказанія господина; но, среди самаго исполненія ихъ, у тебя есть не мало возможности обратить мысль на самого себя, на свою жизнь, на свои грѣхи. Симъ святымъ занятіемъ наполнялось бы даже у тебя множество праздныхъ промежутковъ времени, въ которые ты не знаешь что дѣлать, скучаешь, предаешься злорѣчію или еще худшему.

Какъ пріучить себя, съ другой стороны, не осуждать брата своего, то есть, всякаго ближняго? — Во-первыхъ, смотри всегда на согрѣшающаго собрата какъ на больнаго, потому что грѣхъ есть дѣйствительно болѣзнь, худшая всѣхъ болѣзней. При такомъ взглядѣ страсть къ осужденію непремѣнно будетъ хладѣть и гаснуть. Ибо осуждаемъ ли мы больнаго, кто бы онъ ни былъ? Нѣтъ, мы чувствуемъ къ нему невольное состраданіе. Во-вторыхъ, должно поставить себѣ за правило, увидѣвъ что-либо худое въ ближнемъ или услышавъ о томъ, тотчасъ мысленно помолиться за него. Это каждому и завсегда весьма легко дѣлать, и между тѣмъ это сильнѣйшее средство противъ духа осужденія, который не терпитъ молитвы и бѣжитъ отъ нея.

Когда мы будемъ, такимъ образомъ, сами дѣлать свое дѣло по силамъ, будемъ пріучать себя къ тому, чтобы смотрѣть на свои паденія, а не на грѣхи ближняго, то Господь подастъ намъ и благодать Свою, съ которою намъ можно будетъ достигнуть того вожделѣннаго состоянія, въ коемъ знаютъ только себя и свои грѣхи, и не вѣдаютъ, есть ли въ мірѣ хотя одинъ подобный грѣшникъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 395-399.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.