Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ среду 5-ой недѣли Великаго поста.

Господи и Владыко живота моего, духъ любве даруй ми, рабу Твоему!

Даруй, ибо аще языки человѣческими глаголю и ангельскими, любве же не имамъ, быхъ яко мѣдь звѣнящи или кимвалъ звяцаяй.

Даруй, ибо аще имамъ пророчество, и вѣмъ тайны вся и весь разумъ, и аще имамъ всю вѣру, яко и горы преставляти, любве же не имамъ, ничтоже есмь!

Даруй, ибо аще раздамъ вся имѣнія моя и аще предамъ тѣло мое, во еже сжещи е, любве же не имамъ, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 1-3).

Такъ высоко цѣнитъ даръ любви святый Апостолъ Павелъ, у коего заимствовали мы слова сіи. Онъ называетъ ее союзомъ или совокупностію всѣхъ совершенствъ; ставитъ ее не только превыше пророчествъ, дара языковъ и знаній, но и выше самой вѣры и надежды: больши же сихъ любы. Иначе и нельзя цѣнить сію добродѣтель, ибо Самъ Господь Богъ нашъ, по свидѣтельству святаго Евангелиста, любы есть, и только пребываяй въ любви, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16).

Но что это за любовь, такъ высоко цѣнимая? Очевидно, не та, что господствуетъ въ мірѣ, ибо и міръ исполненъ любовію, но какою? Все, еже въ мірѣ, говоритъ тотъ же Апостолъ, есть похоть плотская, похоть очесъ и гордость житейская (1 Іоан. 2, 16). Сія нечистая любовь не успокоиваетъ, а раздражаетъ, не созидаетъ, а превращаетъ; отъ сей любви рушится тишина и благо семействъ; стонутъ веси и грады; льется иногда рѣкою кровь человѣческая. Любовь сія хуже самой ненависти мірской, ибо ненависть заставляетъ быть осторожнымъ и убѣгать сѣтей вражіихъ, а любовь плотская заставляетъ добровольно стремиться въ пропасть.

Хотите ли знать свойства чистой любви христіанской? — Нельзя лучше изобразить ее, какъ она изображена у святаго Апостола Павла. Любы, говоритъ онъ, долготертитъ, милосердствуетъ; любы не завидитъ, любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ: вся покрываетъ, всему вѣру емлетъ, вся упо/с. 292/ваетъ, вся терпитъ, любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 4-8).

Очевидно, такой любви нѣтъ въ мірѣ. Были всѣ мы созданы для сей святой любви и имѣли ее нѣкогда, но не умѣли сохранить. Пришелъ духъ злобы и возмутилъ адскимъ дыханіемъ своимъ потокъ любви въ нашемъ сердцѣ. Съ тѣхъ поръ мы во враждѣ со всѣмъ міромъ и съ самими собою. Въ самомъ дѣлѣ, что теперь любовь наша? Большею частію сокрытая ненависть. Если мы любимъ Самого Бога, то потому, что Онъ всемогущъ, и мы опасаемся впасть въ руки Его правосудія, — водвергнуться Его гнѣву и мукамъ вѣчнымъ. Отнимите пламень ада, — и у многихъ угаснетъ любовь къ Самому Богу. Что же это за любовь, которая имѣетъ нужду возгрѣваться отъ пламени адскаго? — Если мы любимъ ближнихъ, то потому, что они служатъ къ нашей пользѣ и удовольствію; потому, что видимъ въ нихъ необходимыя орудія для своего самолюбія, своихъ страстей и прихотей. Въ противномъ случаѣ тотчасъ заступаетъ мѣсто отвращеніе и даже ненависть, вражда и преслѣдованіе. Что, наконецъ, выходитъ изъ любви нашей къ самимъ себѣ, которая, повидимому, такъ безпредѣльна и неизмѣнна? То, что мы, раболѣпствуя всю жизнь похотямъ и страстямъ своимъ, погибаемъ наконецъ тѣломъ и душею. Посему-то слово Божіе не находитъ для нашего блага другаго средства, какъ предписать намъ вмѣсто нечистой любви чистую ненависть къ самимъ себѣ. Такова наша любовь!

Кромѣ сего злополучнаго превращенія въ насъ дара любви, въ сердцѣ нашемъ есть другое, ужасное зло, — духъ ненависти и злобы. Какъ мы ни скрываемъ этого пришельца изъ бездны, но онъ нерѣдко проглядываетъ во многомъ, — въ явной и тайной гордости, съ коею небрежно презираемъ подобныхъ себѣ и не терпимъ высшихъ себя, — въ постоянной зависти къ малѣйшему совершенству ближнихъ, особенно когда его нѣтъ въ насъ самихъ, — въ нѣкоемъ злорадствѣ при огорченіяхъ и неудачахъ не только чуждыхъ намъ людей, но самыхъ ближнихъ и друзей нашихъ. Пламень прирожденнной злобы, въ насъ гнѣздящійся, хотя сокрывается во глубинѣ духа, подобно огню подземному, производитъ нерѣдко ужасные взрывы и потрясенія, отъ коихъ превращаются домы, грады и цѣлыя царства. У него есть при /с. 293/ томъ, какъ у огня подземнаго, постоянныя отверстія на поверхности устъ нашихъ, въ кои выходитъ чадъ изъ студенца бездны (Апок. 9, 2), въ видѣ словъ бранныхъ и зловонныхъ. Вмѣстѣ съ симъ чадомъ извергаются, какъ камни изъ горъ огнедышащихъ, брани и ссоры нерѣдко за самыя ничтожныя и пустыя вещи, — распри и ненависти между такими лицами, кои связаны всѣмъ, что природа и дружество имѣютъ у себя самаго крѣпкаго. Наконецъ, какъ огненная лава текутъ обманы наглые, явныя хищничества, жестокости и убійства, особенно во времена браней и междоусобій.

Взирая съ сей стороны на міръ человѣческій, ощущая вокругъ себя бурное дыханіе злобы и ненависти, усматривая въ собственномъ сердцѣ николиже оскудѣвающій источникъ злобы и лукавства, кто не почувствуетъ нужды возвесть очи къ небу и вмѣстѣ съ святымъ Ефремомъ воззвать: Господи и Владыко живота моего, духъ любви даруй ми, рабу Твоему! Даруй, да не увлекусь всемірнымъ потокомъ самолюбія и зависти, да возмогу любить всѣхъ, кого Ты любишь, любить такъ, какъ Ты любишь, не тою мірскою любовію, которая во всемъ ищетъ своихъ си, а любовію возлюбленнаго Сына Твоего, которая готова положить душу за братію, тѣмъ паче умѣетъ сносить всѣ недостатки ближняго и оскорбленія, готова прощать и любить самыхъ враговъ своихъ!

Но, ожидая и испрашивая такимъ образомъ огня чистой любви свыше, мы, братіе, и сами не должны оставаться въ бездѣйствіи, а уготовлять души и сердца свои, какъ свѣтильники, къ тому, чтобы огонь небесный, сошедъ на нихъ отъ Духа Святаго, могъ удобно воспламенить ихъ. Въ чемъ должно состоять сіе приготовленіе? послѣ молитвы, всего болѣе въ размышленіи о любви Божіей и о томъ блаженномъ союзѣ, коимъ во Христѣ связаны неразрывно всѣ потомки Адамовы.

Въ самомъ дѣлѣ, Отецъ небесный объемлетъ Своею любовію всѣхъ человѣковъ; Онъ сіяетъ солнце Свое равно на праведныя и неправедныя; мы именуемся и хощемъ быть чадами Его: если именуемся не напрасно, если хощемъ быть чадами не на словахъ токмо, а и на самомъ дѣлѣ, то какъ намъ ненавидѣть тѣхъ, коихъ любитъ общій Отецъ нашъ?

/с. 294/ Единородный Сынъ Божій, возлюбленный Спаситель нашъ, пришелъ на землю и умеръ для спасенія всѣхъ; любовь Его къ бѣднымъ грѣшникамъ не отвергаетъ никого, ни мытаря, ни прелюбодѣевъ; Онъ подалъ прощеніе со Креста самымъ распинателямъ Своимъ и молился за нихъ. Мы сознаемъ себя грѣшниками; хощемъ, чтобы грѣхи наши были очищены Его кровію, прикрыты Его заслугами: услышится ли наша молитва о семъ, подастся ли намъ прощеніе во грѣхахъ нашихъ, если мы не будемъ подражать великодушію и любви нашего Искупителя, не отпустимъ долговъ ближнимъ нашимъ, кои, въ сравненіи съ нашими долгами, составляютъ такую малость?

Духъ Святый, Коимъ знаменовались мы въ купели крещенія и отъ Коего получили обрученіе живота вѣчнаго, положилъ драгоцѣнное, неизгладимое знаменіе Свое не на однихъ насъ и не на однихъ тѣхъ, кои любезны намъ, но на всѣхъ и каждомъ; Онъ силенъ изъ Савла содѣлать Павла, изъ мытаря — Евангелиста, изъ разбойника на крестѣ висящаго — наслѣдника рая; будемъ ли мы послѣ сего смотрѣть на кого-либо, какъ на отверженнаго, — лишать совершенно любви своей того, кто не лишенъ знаменія и любви Духа Святаго?

И къ чему стремимся мы? къ наслѣдію царствія небеснаго, въ которое не можетъ внити никая злоба и ненависть. Посему, если бы кто-либо изъ ближнихъ нашихъ и заслуживалъ своею нечистотою нашъ гнѣвъ, то мы не должны питать къ нему ненависти изъ любви къ намъ самимъ, дабы сія ненависть, какъ вещь запрещенная, не помѣшала намъ войти въ царство любви и мира.

Подобными размышленіями, братіе, должны мы разогрѣвать хладное сердце свое для любви къ ближнимъ, и такимъ образомъ пріуготовлять его для принятія огня любви небесной отъ Самого Духа Святаго, твердо памятуя, что доколѣ сей огнь не низойдетъ на насъ, душа наша можетъ теплѣть, разгорячаться, даже дымиться, такъ сказать, любовію; но никогда не произведетъ изъ самой себя чистаго, постояннаго и неугасающаго пламени любви Христовой. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 391-394.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.