Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ пятокъ 4-ой недѣли Великаго поста.

Господи и Владыко живота моего, духъ терпѣнія даруй ми, рабу Твоему!

Къ сему прошенію не нужно много возбуждать просителей, ибо для кого излишенъ духъ терпѣнія? Всѣ мы такъ или иначе — страдаемъ; у всѣхъ природа отвращается скорби и печалей; посему каждому нуженъ духъ мужества и терпѣнія, дабы не поникнуть подъ печалію, не предаться малодушію и ропоту.

Но гдѣ взять сего духа терпѣнія? въ собственномъ сердцѣ? Ахъ, оно первое отрекается терпѣть, бьется безпокойно при маломъ неудовольствіи, ропщетъ и стонетъ отъ боли — при сильной напасти. Въ своемъ разсудкѣ? Онъ готовъ, по временамъ, смотрѣть холодно на бѣдствія, но только по временамъ; и что изъ сего хладнаго взгляда? — новая туга въ душѣ, новая тяжесть въ сердцѣ. — У подобныхъ себѣ людей? Но, во-первыхъ, у каждаго есть свое горе; притомъ люди способнѣе раздѣлять съ нами радости, нежели скорби и, раздѣляя скорби наши, способнѣе съ нами плакать, нежели осушать наши слезы. Въ обстоятельствахъ жизни? Изъ нихъ то болѣе возникаютъ наши огорченія, наши печали и бѣдствія; взглядъ на міръ человѣческій самый слабый утѣшитель. Въ природѣ и ея стройномъ порядкѣ? Но самая стройность ея и благолѣпіе есть какъ-бы укоръ нашей бѣдности. А притомъ, взоръ человѣка страждущаго, минуя то, что въ природѣ есть отраднаго и успокоительнаго, останавливается обыкновенно на томъ, что въ ней представляется мрачнаго и возмущающаго, а мало ли такого?

Такимъ образомъ мысль человѣка скорбящаго, какъ голубица Ноева, не находя нигдѣ, ни внутрь, ни внѣ себя, мѣста для успокоенія, естественно стремится къ нему. — Внутреннее, ничѣмъ не заглушимое, чувство говоритъ каждому, /с. 288/ что тамъ — горѣ́, есть сила для укрѣпленія всякой немощи, есть радость, способная изгнать всякую печаль, есть жизнь, которая вовсе не знаетъ смерти и тлѣнія.

Что всего неожиданнѣе, самый нераскаянный грѣшникъ, въ минуту сильныхъ огорченій и бѣдъ, также подъемлетъ иногда очи къ небу и ожидаетъ себѣ помощи и духа терпѣнія. Но для чего? дабы, собравшись съ силами, снова устремиться къ достиженію тѣхъ же или подобныхъ, беззаконныхъ и безумныхъ замысловъ! Можно ли пожелать таковымъ духа терпѣнія? Нѣтъ, Господи, даждь имъ духа не терпѣнія, а малодушія и отчаянія въ исполненіи беззаконныхъ замысловъ, да уразумѣютъ, что напрасно уклонились отъ закона Твоего, вотще мнили найти y міра и плоти то, что обрѣтается у Тебе единаго. Отними у насъ самихъ духа терпѣнія, если мы будемъ употреблять его не на подвиги любви и благочестія, а на служеніе міру и страстямъ.

Молитву о терпѣніи имѣетъ право приносить тотъ, кто терпитъ за правду или для правды. Господи и Владыко живота моего, духъ терпѣнія даруй рабу Твоему, — можетъ сказать непостыдно человѣкъ, обремененный семействомъ и бѣдностію, — да не возропщу отъ тяжкаго жребія моего, да возмогу трудами рукъ моихъ воспитать дѣтей моихъ, да, томимый нуждою, не простру сихъ рукъ къ обману и хищенію. Господи и Владыко живота моего, духъ терпѣнія даруй ми, — можетъ непостыдно сказать человѣкъ, облеченный высокою властію и достоинствомъ, — да возмогу проходить, какъ должно, великое служеніе мое, ничего на забывая и не оставляя, что служитъ ко благу общему, да понесу съ благодушіемъ всю тяжесть пререканій человѣческихъ, да буду всѣмъ вся, не жалѣя ни силъ, ни покоя моего, не смущаясь никакими трудностями и неудачами. Господи и Владыко живота моего, духъ терпѣнія даруй рабу Твоему, — можетъ сказать слуга, желающій служить господину своему по-христіански, — да возмогу безъ ропота переносить прихоти и жестокость моего владыки, да не соблазнюсь худыми примѣрами роскоши и грѣха, коими окруженъ я, да не опущу никогда изъ виду той вѣчной награды, которую обѣщалъ Ты всѣмъ вѣрнымъ слугамъ въ царствіи Твоемъ. Господи и Владыко живота моего, духъ терпѣнія даруй рабу Твоему, — можетъ говорить самый послѣдній изъ преступниковъ, когда /с. 289/ онъ, возненавидѣвъ прежній путь беззаконія, испрашиваемый даръ терпѣнія рѣшился употребить на благодушное перенесеніе заслуженнаго наказанія, на побѣжденіе въ себѣ навыка ко грѣху, на очищеніе своей жизни и совѣсти подвигами покаянія и благихъ дѣлъ.

Всѣ таковые и имъ подобные да просятъ смѣло духа терпѣнія и могутъ быть увѣрены, что имъ не будетъ отказано. Ибо если что угодно предъ Господомъ и Владыкою живота нашего, то это наша готовность переносить страданія и искушенія. Таковыхъ Онъ никогда не оставитъ Своею помощью.

Но какъ же, скажетъ кто-либо, я давно страдаю жестоко, пламенно молюсь, вопію о помощи, прошу по крайней мѣрѣ духа терпѣнія, и не вижу его въ себѣ, не чувствую никакой отрады и мужества? — Кто бы ни былъ, страдающій такимъ образомъ, да будетъ вѣдомо тебѣ, что Господь слышитъ молитву твою, видитъ скорбь твою, сострадаетъ тебѣ, хранитъ тебя невидимо и уготовляетъ тебѣ вѣнцы и награду. Ибо какъ бы Онъ могъ не видѣть твоихъ слезъ и не сострадать имъ? — Это значило бы для Него отказаться отъ собственнаго всевѣдѣнія и самаго существа Своего, которое есть любовь и милосердіе. — Почему же не подается тебѣ мужество и терпѣніе? — Можетъ быть, потому, что для тебя надежнѣе и полезнѣе состояніе малодушія, нежели мужество, дабы ты, прошедъ это искушеніе, позналъ все безсиліе человѣческой природы и возвергъ всю надежду свою единственно на Господа; можетъ быть даже, что испрашиваемый даръ поданъ уже тебѣ, и ты не видишь его только потому, что воображалъ получить его не въ томъ видѣ, или не въ той мѣрѣ, какъ онъ тебѣ поданъ. Въ самомъ дѣлѣ, если ты продолжаешь молиться и уповать, то въ тебѣ уже есть по крайней мѣрѣ начатокъ духа терпѣнія. Ибо сей духъ состоитъ не въ томъ, чтобы не чувствовать своего безсилія и своихъ страданій, не плакать и не вопіять о помощи, не въ томъ, чтобы не преклоняться подъ тяжестію бѣдъ и искушеній и никогда не падать, а чтобы не пасть вовсе и не потерять вѣры и упованія. Въ ободреніе тебѣ на крестномъ пути твоемъ, мы можемъ и должны сказать тебѣ съ Апостоломъ одно, — что Господь никому и никогда не допускалъ и не допуститъ искуситься паче, еже можетъ понести, но со искушеніемъ всегда творитъ и избытіе.

/с. 290/ Но мнѣ, скажетъ иной, уже ничего не осталось ожидать и желать, какъ только смерти. И что же, возлюбленный о Христѣ страдалецъ, если и смерти? Развѣ бы ты не умеръ, если-бъ былъ самымъ первымъ счастливцемъ міра и когда бы все находилось въ твоей власти? Смерть есть событіе неизбѣжное для всѣхъ и каждаго. Объ одномъ должно заботиться всѣмъ, чтобы умереть о Господѣ, съ истиннымъ раскаяніемъ во грѣхахъ и съ вѣрою въ Искупителя. Въ такомъ случаѣ смерть не потеря, а успокоеніе отъ трудовъ и скорбей. Блажени мертвіи, умирающіи о Господѣ: ей, глаголетъ Духъ, да почіютъ отъ трудовъ своихъ!

Но меня, возразитъ страждущій, смущаетъ не собственная смерть, а мысль о томъ, что будетъ съ моимъ семействомъ, съ кѣмъ и какъ оно, бѣдное, останется? — Останется съ Тѣмъ, Кто именуетъ Себя Отцемъ сирыхъ и Заступникомъ вдовицъ, въ десницѣ Коего всѣ жребіи человѣческіе, Кто трехъ отроковъ сохранилъ невредимыми въ пещи огненной, Кто изъ младенца, преданнаго волнамъ рѣчнымъ, воздвигъ вождя народу израильскому и бога фараону. — Что будетъ съ твоимъ семействомъ? будетъ то, чего мы съ тобою не можемъ и знать, но что давно уже, отъ вѣчности, положено въ совѣтѣ Божіемъ, — будетъ то, что во всякомъ случаѣ можетъ послужить къ истинному его благу. И семейство твое, конечно, будетъ страдать и терпѣть; но сіе терпѣніе послужитъ оградою отъ соблазновъ роскоши и, можетъ быть, стократъ вознаградится еще въ этомъ мірѣ. Въ самомъ дѣлѣ, сколько примѣровъ, что изъ семействъ самыхъ бѣдныхъ и сиротствующихъ выходятъ люди самые прекрасные; между тѣмъ какъ тамъ, гдѣ, повидимому, все было употреблено на воспитаніе и образованіе дѣтей, являются члены семейства, служащіе ему въ печаль и укоризну.

Сими и подобными размышленіями, да подкрѣпляемъ себя, братіе, на пути земныхъ скорбей и лишеній, воодушевляясь примѣромъ Самого Господа и Спасителя нашего, Иже, вмѣсто предлежащія Ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ, и тако одесную престола Божія сѣде (Евр. 12, 2), уготовляя вѣнцы для всѣхъ истинныхъ страдальцевъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 387-390.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.