Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ среду 4-ой недѣли Великаго поста.

Господи и Владыко живота моего, духъ смиренномудрія даруй ми, рабу Твоему!

Такъ многократно повторяемъ мы, если не устами, то мыслію, вмѣстѣ съ служителемъ алтаря. Но многіе ли на самомъ дѣлѣ желаютъ стяжать прекрасную добродѣтель смиренномудрія? Увы, духъ міра, духъ явной или тайной гордыни и тщеславія, до того возобладалъ между самыми христіанами, что добродѣтель смиренномудрія пришла едва не во всеобщее забвеніе, и если продолжаетъ стоять въ ряду добродѣтелей, то какъ рѣдкость, бывшая когда-то въ употребленіи, а теперь пригодная развѣ только для нѣкоторыхъ особенныхъ, такъ сказать, охотниковъ до добродѣтели.

Между тѣмъ, какая добродѣтель любезнѣе для всѣхъ — смиренномудрія? — для всѣхъ, говорю, ибо Самъ Господь свидѣтельствуетъ о Себѣ: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ. И мы сами не чувствуемъ ли особеннаго удовольствія, когда намъ доводится имѣть дѣло, или срѣтиться съ человѣкомъ истинно смиренномудрымъ, особенно когда онъ украшенъ способностями?

Для того, чтобы мы любили смиреніе и не думали, что оно можетъ унизить насъ, или помѣшать намъ на пути жизни къ нашему возвышенію, сей добродѣтели прямо обѣщана награда, и именно возвышеніе; равно какъ за противоположный порокъ — гордости прямо угрожается наказаніемъ, и именно униженіемъ: всякъ, сказано, возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется. И поелику это говоритъ Самъ Богъ, не ложный во всѣхъ словесѣхъ Своихъ, то опытъ непрестанно подтверждаетъ сказанное. Сколько гордецовъ низверженныхъ, — сколько смиренныхъ — вознесенныхъ!

Но насъ ничто не трогаетъ и не можетъ привлечь къ смиренію, ни слово Божіе, ни опытъ. Гордиться, высокоумствовать, почитать себя лучше другихъ, презирать подобныхъ себѣ, искать первенства, отличій, — все это сдѣлалось для насъ какъ бы нѣкою необходимостію. Отчего? Отъ незнанія самихъ себя, отъ необращенія вниманія на свои недостатки. Кто знаетъ хорошо самого себя, тотъ какими бы ни обладалъ талантами, всегда будетъ смиренномудръ. Почему? потому что, при всѣхъ совершенствахъ нашихъ, въ /с. 284/ насъ всегда есть множество недостатковъ, слѣдовательно и причинъ къ смиренію какъ естественныхъ, такъ и отъ насъ зависящихъ. И, во-первыхъ, примѣтьте: Творецъ премудрый, въ огражденіе насъ отъ гордости, даруя кому-либо отличные въ извѣстномъ родѣ таланты, всегда почти отъемлетъ у такого человѣка способность на нѣкоторыя, самыя обыкновенныя вещи, или присоединяетъ къ талантамъ какой-либо видимый, ощутительный недостатокъ. Такъ напримѣръ, люди, одаренные великимъ умомъ, часто не имѣютъ никакого дара слова; изумляющіе памятію бываютъ бѣдны разсудкомъ; особенно красивые не рѣдко близоруки или тупы. Самыя совершенства наши, достигая скоро предѣла и встрѣчая преграду, за которую нельзя прейти, должны вести насъ къ смиренномудрію. Ты, напр., отличенъ умомъ высокимъ, познаніями обширными: такъ тебѣ же болѣе и скорѣе, нежели кому другому, должно быть извѣстно, что значитъ весь умъ человѣческій и всѣ наши познанія; — какъ этотъ умъ, — говоря словами Соломона, — съ трудомъ обрѣтаетъ и то, что на землѣ, а того, что на небесахъ, что за предѣлами чувственнаго міра, ни познать самъ собою, ни опредѣлить не можетъ. Самая непрочность и бренность многихъ совершенствъ нашихъ также постоянное побужденіе къ тому, чтобы не превозноситься. Ты одарена теперь здравіемъ и красотою, кои побуждаютъ тебя выситься предъ другими, но долго ли продолжится эта свѣжесть лица, этотъ розовый цвѣтъ ланитъ и устъ, этотъ, такъ называемый, небесный, а въ самомъ дѣлѣ нерѣдко адскій взглядъ? Завтра придетъ болѣзнь, и все исчезло; послѣ завтра посѣтитъ печаль и горе, и все увяло; чрезъ нѣсколько времени наступитъ преклонность лѣтъ, и ты станешь на ряду со всѣми. Не лучше ли же не отдѣляться гордостію отъ другихъ теперь, когда это всѣ поставятъ тебѣ въ добродѣтель и заслугу?

Если за симъ бросить хотя бѣглый взглядъ на наши недостатки нравственные, вспомнить о вольныхъ и невольныхъ грѣхопаденіяхъ нашихъ, то откроется неизсякаемый источникъ побужденій къ смиренію для всякаго. Ибо сколько у каждаго обязанностей не выполненныхъ, или выполненныхъ нерадиво! Сколько случаевъ къ добру, опущенныхъ неразумно, или употребленныхъ на добро, но своекорыстно и только отчасти! Сколько прямыхъ и очевидныхъ худыхъ /с. 285/ наклонностей и мрачныхъ дѣлъ! Тѣмъ паче сколько порочныхъ мыслей и чувствъ! Стоитъ только, хотя по временамъ, заглядывать въ свое сердце, пересматривать свитокъ своихъ мыслей, чувствъ и дѣяній; и всякъ увидитъ, какъ онъ еще малъ духомъ и нечистъ сердцемъ, какъ далекъ отъ того, чѣмъ могъ и долженъ быть.

Если кому-либо изъ насъ по симъ и многимъ другимъ причинамъ придетъ святое желаніе не молиться только устами о духѣ смиренномудрія, а и на самомъ дѣлѣ стяжать сію боголюбезную добродѣтель, тотъ да вѣдаетъ, что смиренномудріе есть такое состояніе души, въ коемъ она, познавъ всю слабость и нечистоту свою, бываетъ далеко отъ всякаго высокаго мнѣнія о себѣ; постоянно старается раскрывать въ себѣ все доброе, искоренять все злое, но никогда не почитаетъ себя достигшею совершенства и ожидаетъ его отъ благодати Божіей, а не отъ собственныхъ усилій. Человѣкъ смиренномудрый всегда имѣетъ нѣкую святую недовѣрчивость къ себѣ, къ силамъ своего ума и воли, и потому осмотрителенъ, скроменъ и тихъ во всѣхъ своихъ словахъ и дѣйствіяхъ. Онъ никогда не позволитъ себѣ дерзкихъ сужденій, тѣмъ паче о лицахъ и предметахъ, кои выше его, тѣмъ паче о таинствахъ вѣры. Человѣкъ смиренномудрый особенно боится похвалъ и высокихъ достоинствъ, посему не только не ищетъ ихъ, но радъ, когда они мимоходятъ его. Онъ охотно уступаетъ другимъ первенство во всемъ, въ самыхъ дѣлахъ благихъ. Но когда нужно подать примѣръ, онъ первый. Смиренномудрый безъ огорченія, даже иногда съ радостію встрѣчаетъ неудачи и огорченія, ибо знаетъ цѣну и пользу ихъ для своего внутренняго исправленія. Потому онъ не памятозлобивъ, всегда готовъ простить обидѣвшаго и воздать ему за зло добромъ. Таковы очевидные признаки смиренномудрія! Оно любитъ сокрывать свои добродѣтели; любитъ, напротивъ, обнаруживать свои недостатки, если то можетъ быть безъ соблазна для ближняго.

У кого учиться смиренномудрію? всего менѣе у мудрости земной. Разумъ по натурѣ своей, какъ замѣчаетъ св. Павелъ, кичитъ, то есть надмѣваетъ и располагаетъ къ гордости и величанію; одна любовь чистая созидаетъ, — смиряя, соединяя, утверждая. Всего лучше учиться добродѣтели смиренномудрія у святыхъ Божіихъ человѣковъ, кои оста/с. 286/вили намъ величайшіе образцы смиренія, какъ напримѣръ Авраамъ, который удостоившись чрезвычайныхъ откровеній и великаго названія другомъ Божіимъ, не преставалъ называть себя землею и пепломъ; святый Давидъ, коему ни санъ царя, ни званіе пророка, не воспрепятствовали сказать о себѣ: азъ есмь червь, а не человѣкъ, поношеніе человѣковъ; святый Павелъ, который, будучи первымъ изъ Апостоловъ по трудамъ, смиренно исповѣдуетъ, что онъ есть первый изъ грѣшниковъ. Но, чтобы мы охотнѣе учились сей трудной для нашего самолюбія добродѣтели, то учителемъ смиренномудрія взялся быть для насъ Самъ Господь и Спаситель нашъ. Научитеся, говоритъ Онъ, отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ. Какого не оставилъ Онъ намъ урока, какого не подалъ примѣра въ смиреніи? При самомъ вступленіи въ міръ нашъ, Онъ, яко Владыка и Господь всяческихъ, могъ бы окружить колыбель Свою, если не роскошью, то удобствомъ; но гдѣ раждается Онъ? — въ вертепѣ. На чемъ возлегаетъ Рожденный? въ ясляхъ. Се примѣръ смиренія для васъ, богатые! Иродъ воздвигаетъ на Него лютое гоненіе, Его жизнь въ опасности, а что бы послать противъ гонителя хотя единаго изъ тѣхъ дванадесяти легіоновъ Ангелъ, кои готовы были всегда къ исполненію Его велѣній? — Но Онъ, гонимый, смиренно спасаетъ жизнь Свою бѣгствомъ во Египетъ. Се примѣръ смиренія для васъ, сильные земли! — Іоаннъ исходитъ на Іорданъ проповѣдывать покаяніе и совершаетъ крещеніе во оставленіе грѣховъ: тутъ ли мѣсто Тому, Кто не сотворилъ ни единаго грѣха, и для того пришелъ на землю, чтобы истребить всякій грѣхъ правдою Своею? — И что подумаютъ, если безгрѣшный будетъ просить сего крещенія и получитъ его? — Но Господь проситъ крещенія, и пріемлетъ его смиренно отъ Своего Предтечи. Се примѣръ смиренія для васъ, кои слишкомъ дорожите мнѣніемъ о васъ человѣческимъ, и изъ опасенія того, что подумаютъ о васъ, уклоняетесь отъ совершенія дѣлъ благихъ! — А на Голгоѳѣ? Здѣсь уже не примѣръ, а можно сказать, чудеса смиренія, предъ коими всѣ наши подвиги и опыты въ смиреніи суть ничто!

Итакъ, ищущая смиренія душа, нѣтъ нужды намъ съ тобою много думать, кого избрать себѣ наставникомъ и образцемъ смиренія: имъ будетъ для насъ Самъ Господь и Спа/с. 287/ситель нашъ. Для сего предадимъ себя Ему всецѣло, какъ малое дитя предается учителю, и будемъ слушать, что Онъ начнетъ внушать намъ. Люди могутъ только учить и подавать совѣты; Онъ же и научитъ стократъ лучше, и явитъ въ Себѣ совершенный примѣръ того, чему поучаетъ, и подастъ намъ силы исполнить выученное на самомъ дѣлѣ.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 383-387.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.