Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ пятокъ 3-ей недѣли Великаго поста.

Господи и Владыко живота моего, духъ цѣломудрія даруй ми, рабу Твоему!

Если какой духъ, то цѣломудрія долженъ быть испрашиваемъ свыше, ибо для сохраненія сей добродѣтели надобно сражаться съ собственною природою; а гдѣ, скажемъ словами Іоанна Лѣствичника, побѣждается природа, тамъ должно быть присутствіе существа, которое выше природы. «Напрасно будешь сражаться, продолжаетъ тотъ же святый наставникъ, и отгонять отъ себя духа нечистоты плотской философскими доказательствами и противорѣчіями, потому что онъ можетъ и съ своей стороны предоставить намъ не мало съ разумомъ сходнаго и состязаться съ нами естественными доводами. Посему, желающій преодолѣть плоть самъ собою, всуе течетъ. Предложи ко Господу немощь естества своего и признай предъ Нимъ все твое безсиліе, тогда нечувствительно пріимешь отъ Него и даръ цѣломудрія».

Кромѣ общей, какъ можно чаще повторяемой, молитвы о дарованіи духа цѣломудрія, у того, кто хочетъ быть цѣломудреннымъ, по совѣту святыхъ мужей, должна быть всегда наготовѣ краткая молитва частная — на случай искушеній грѣховныхъ. — А именно, когда почувствуешь, говорятъ они, что въ сердцѣ твоемъ — отъ видѣнія ли, отъ слуха ли, или само собою — возраждается нечистое плотское вожделѣніе, то устреми тотчасъ мысль ко Христу съ молитвою о помощи и держи тамъ ее, доколѣ не получишь подкрѣпленія. Отвративъ такимъ образомъ вниманіе свое отъ искры грѣховной, запавшей въ твое сердце, ты симъ самымъ какъ бы отнимешь у нея воздухъ, и она чрезъ то угаснетъ. А когда нужно, то низойдетъ и роса благодати для ея угашенія.

Послѣ молитвы ничто такъ не ограждаетъ цѣломудріе, какъ постъ и труды. Въ самомъ дѣлѣ, отними изъ-подъ котла хврастіе — угаснетъ огонь; отними у тѣла роскошныя яства и сытость, и угаснетъ вожделѣніе чувственности. Обремененному трудами тѣлу не до страстныхъ движеній: оно ищетъ тогда покоя и тишины. Праздность, напротивъ, и нѣга суть неизсякаемый источникъ сладострастія. Посему, думающій сохранить цѣломудріе среди пресыщенія и роскоши подобенъ тому, кто бы, возлежа среди блата, надѣялся /с. 280/ остаться чистымъ. Можетъ быть, онъ успѣетъ сохранить чистоту тѣлесную, но непремѣнно лишится душевной.

Равнымъ образомъ, желающему хранить чистоту души и тѣла необходимо избѣгать всѣхъ случаевъ, гдѣ она видимо можетъ подлежать очерненію, а для сего, по примѣру святаго Іова, должно положить завѣтъ съ очами, слухомъ и всѣми чувствами своими. Ибо не напрасно Пророкъ чувства наши называетъ окнами, чрезъ кои входитъ въ нашу душу смерть. Всѣ грѣхи любятъ входить сими окнами, но ничто такъ часто не входитъ ими, какъ похоть плоти, посему и надобно блюсти сіи окна и не отверзать ихъ безразсудно. А когда уже нельзя, почему-либо, не видѣть и не слышать соблазновъ, то на таковые случаи надобно имѣть противуядіе духовное. Такимъ средствомъ во время окружающаго соблазна, кромѣ сердечной молитвы, можетъ служить устремленіе мысли ко кресту Христову и Его пречистымъ язвамъ, или къ собственному гробу и смерти. Такимъ образомъ ядъ соблазна обезсиливается вѣрно и скоро.

Смиренное расположеніе духа и сердца, по ученію святыхъ Отцевъ, есть также великая ограда для цѣломудрія, потому ли, что на смиренныхъ всего болѣе призираетъ Господь, — а гдѣ взоръ Его, тамъ и благодать, оттуда бѣжитъ всякій соблазнъ и грѣхъ; — или можетъ быть и потому, что свойства смиренія есть понижать и подавлять въ человѣкѣ все, выходящее изъ предѣловъ, слѣдовательно и взыграніе плоти и крови. Гордость, напротивъ, и надменіе, особенно соединенныя съ осужденіемъ ближняго, по замѣчанію людей опытныхъ въ духовной брани, всего скорѣе подвергаютъ самаго совершеннаго, повидимому человѣка, искушенію отъ плотскихъ сквернъ, да накажется не превозноситься своею добродѣтелію, видя внутрь себя столь лютую язву.

Размышленіе о предметахъ духовныхъ и происходящая отсюда любовь къ нимъ, особенно любовь къ Господу и Спасителю нашему, къ Его страданіямъ и Кресту — также средство къ огражденію чистоты духа и тѣла. «Цѣломудренный человѣкъ, учитъ святый Іоаннъ Лѣствичникъ, любовь любовію отражаетъ и огнь тѣлесный погасаетъ духовнымъ».

Съ другой стороны, ограждаетъ цѣломудріе представленіе мукъ вѣчныхъ и огня геенскаго. Этотъ огнь самъ по себѣ будетъ жечь, а теперь можетъ охлаждать и спасать /с. 281/ отъ огня страстей, когда живо представляемъ его. Одинъ подвижникъ, не довольствуясь представленіемъ сего огня въ умѣ своемъ, рѣшился дать почувствовать предварительно жестокость его своему тѣлу. «Ты побуждаешь меня ко грѣху, сказалъ онъ: посмотримъ же, способно ли ты вынесть муку, угрожающую за грѣхи!» и съ сими словами положилъ перстъ руки на горящую свѣчу. Боль отъ огня угасила пламень плоти.

То самое, что возжигаетъ плотское похотѣніе, можетъ быть съ пользою употреблено, какъ врачевство противъ страсти. «Призываетъ ли тя, вопрошаетъ святый Димитрій Ростовскій, уязвлятися красотою лица тлѣющая во гробѣ плоть? Итакъ, когда сія красота начнетъ уязвлять твое сердце живая, вообрази ее во гробѣ лежащую, безобразную, покрытую тлѣніемъ и смрадомъ, и она потеряетъ силу влечь тебя».

Сими и подобными средствами должны мы ограждать себя, братіе, отъ нападеній плотскихъ помысловъ; должны, если то нужно, сражаться до крови, но исходить изъ брани побѣдителями. Ибо побѣдить непремѣнно нужно, потому что Богъ призвалъ насъ, какъ учитъ Апостолъ, не на нечистоту, а во святостъ (1 Сол. 4, 7). Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, утверждаетъ онъ же, царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9). И поелику таковые люди любятъ обыкновенно обманывать самихъ себя тѣмъ, что ихъ грѣхъ не великъ, что они выполняютъ якобы только требованіе природы, что если вредятъ сколько-нибудь, то себѣ, а не другимъ, притомъ имѣютъ нерѣдко сердце мягкое, сострадательность къ ближнимъ и другія добрыя качества, чѣмъ и успокоиваютъ себя, равно какъ и милосердіемъ Божіимъ, то Апостолъ, имѣя въ виду все сіе, предваряетъ судъ свой на прелюбодѣевъ словомъ: не льститеся! Вы, какъ бы такъ говорилъ онъ, надѣетесь, не смотря на свою плотскую нечистоту, при помощи нѣкоторыхъ добродѣтелей вашихъ, ускользнуть отъ гнѣва небеснаго, быть допущенными въ чистое и святое царствіе Божіе; нѣтъ, это жалкій обманъ и самообольщеніе — не льститеся! ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодѣи царствія Божія не наслѣдятъ. Почему? потому, что въ него не можетъ внити ничтоже скверно. И примѣтьте, гдѣ Апостолъ поставляетъ блудниковъ и прелюбодѣевъ? Вокругъ идолослужителя, какъ бы сіи пороки /с. 282/ были одного и того же свойства. И они точно одинаковаго свойства: какъ идолослужитель есть прелюбодѣй, ибо сердце свое, которое должно быть посвящено одному Богу истинному, для Коего оно и создано, отдаетъ идолу, и такимъ образомъ нарушаетъ союзъ любви и вѣрности; такъ и прелюбодѣй есть идолослужитель, ибо вмѣсто Бога и Творца отдаетъ сердце свое твари, дѣлая изъ ней для себя кумиръ студный.

Будемъ же первѣе всего хранить въ чистотѣ свое сердце, возлюбленные, дабы сохраненное отъ похоти сердце сохранило и плоть отъ нечистоты. Не будемъ полагаться ни на какую твердость свою и чистоту. «Не вѣрь, говоритъ св. Лѣствичникъ, бренной своей плоти во всю свою жизнь и не надѣйся на воздержаніе ея, дондеже не представишися Христу». Тамъ только, гдѣ не будетъ болѣе никакого врага, — на небѣ, у Христа и Господа нашего, можно будетъ предаться совершенному покою; а здѣсь, доколѣ живемъ, посреди сѣтей ходимъ, и потому должны непрестанно бодрствовать.

Что же, вопроситъ кто-либо, дѣлать тому, кто имѣлъ несчастіе поработить себя плотской страсти и связанъ навыкомъ грѣховнымъ? — То же, возлюбленный, что дѣлаемъ мы, будучи повержены въ какую-либо глубокую и крутую пропасть: осмотрѣвши свое положеніе, оградивъ себя крестомъ Христовымъ, призвавъ на помощь Бога и Ангела-хранителя, начать выходить изъ пропасти; — карабкаться, если то нужно, руками и ногами, но восходить; — засыпаться падающею землею и камнями, но восходить; — чувствовать уязвленіе и боль во всѣхъ членахъ тѣла, но восходить; — обрываться по временамъ и падать, но паки восходить. Когда будемъ поступать такимъ образомъ и употребимъ съ своей стороны все, что можно, то будь увѣренъ, въ насъ явятся сила и мужество непреодолимыя; невидимая рука поддержитъ насъ, а вѣроятно явится и видимая помощь, посланная отъ Того, Кто оставляетъ девятьдесять и девять овецъ и ищетъ въ горахъ единой — заблудшей. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 379-382.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.