Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ среду 3-ей недѣли Великаго поста.

Господи и Владыко живота моего, духъ празднословія не даждь ми!

Видно, празднословіе есть порокъ весьма опасный, что противъ него столько молитвъ! Ибо и святый Давидъ, какъ вы сами часто слышите, постоянно молится ко Господу, говоря: /с. 275/ положи, Господи, храненіе устомъ моимъ и дверь огражденія о устнахъ моихъ! И премудрый сынъ Сираховъ восклицаетъ молитвенно: кто дастъ ми во уста моя хранилище, и на устнѣ мои печать разумну (22, 31)!

А у насъ, братіе, напротивъ: ничто такъ мало не хранится, какъ слово; ничто такъ праздно не расточается, какъ слово. Тѣ самые, кои могли бы подавать примѣръ благоразумнаго употребленія слова, то есть, люди, одаренные отличнымъ умомъ и познаніями, не рѣдко первые небрегутъ о семъ и подаютъ примѣръ противнаго.

Хорошо ли это? Весьма худо уже потому, что за всякое праздное, тѣмъ паче худое слово, по свидѣтельству Самого Господа нашего, надобно будетъ нѣкогда дать отвѣтъ (Матѳ. 12, 36). Намъ кажется, что слова наши исчезаютъ въ воздухѣ, а они всѣ, напротивъ, остаются цѣлы, собираются и печатлѣются на день суда и воздаянія. Посему человѣкъ празднословный собственными устами произноситъ будущее осужденіе на самаго себя. Малость ли это? И напрасно бы мы воображали, что когда будутъ судить насъ за слова наши, то такимъ образомъ поступятъ съ нами слишкомъ строго. Нѣтъ, судъ сей правиленъ и необходимъ, ибо намъ только кажется, что слова наши ничего не значатъ, и что расточать ихъ безумно есть вещь не важная; между тѣмъ слово человѣческое очень важно и очень стóитъ того, чтобы въ немъ требовать отчета.

Ибо, что такое наше слово? Явно, отпечатокъ слова Творческаго. Въ Богѣ слово, и въ человѣкѣ слово. Правда, что слово въ Богѣ не то, что наше слово; въ Богѣ оно есть самый отпечатлѣнный образъ существа Его, единородный Сынъ Божій, но и въ насъ слово не праздный звукъ, и въ насъ оно есть отпечатокъ и образъ нашего духа, такъ что если бы собрать всѣ слова наши, то мы увидѣли бы въ нихъ свое собственное изображеніе. Благоразумно ли не дорожить симъ изображеніемъ, обременять его чертами отвратительными и марать безжалостно?

Далѣе, словомъ человѣкъ видимо и преимущественно отличенъ отъ всѣхъ тварей, его окружающихъ. Это главный признакъ и главное средство нашего владычества надъ міромъ, какъ то показано въ самомъ началѣ чрезъ нареченіе именъ отъ прародителя нашего всѣмъ животнымъ. Чего не произ/с. 276/водило слово человѣческое въ чистомъ его видѣ, какъ оно было у святыхъ Божіихъ человѣковъ! Останавливало солнце, заключало и отверзало небо, воскрешало мертвыхъ. Кто послѣ сего не признáетъ въ словѣ скипетра нашего владычества надъ міромъ? Мы не способны еще дѣйствовать симъ скипетромъ; не будемъ по крайней мѣрѣ повергать его въ грязь и ломать безразсудно. У животныхъ малое только и слабое подобіе нашего слова, но посмотрите, какъ они берегутъ его: употребляютъ неиначе, какъ по крайней нуждѣ; придетъ весна, — способные отверзаютъ уста и поютъ со всеусердіемъ хвалу и славу Создателю, а въ прочее время года и они безмолвствуютъ.

Словомъ — далѣе — держится въ силѣ и союзѣ весь родъ человѣческій: это проводникъ нашихъ взаимныхъ мыслей, чувствъ, нуждъ, радостей и печалей, предпріятій и усовершенствованій. Словомъ связуется у насъ таинственно прошедшее съ настоящимъ, настоящее съ будущимъ; приходятъ въ тѣсное сообщеніе тѣ, кои никогда не видали другъ друга. Отнимите слово у людей, и все остановится въ мірѣ человѣческомъ. Какъ же покрывать ржавчиною грѣха или дѣлать ядовитою златую цѣпь, связующую все человѣчество?

Обратите еще вниманіе на послѣдствія слова человѣческаго. Всякое слово, исшедшее изъ устъ вашихъ, никогда уже не возвратится къ вамъ: нѣтъ, оно пойдетъ по умамъ и устамъ, по годамъ и вѣкамъ; произведетъ неисчислимое множество мыслей и чувствъ, дѣяній и поступковъ; и, разросшись въ огромное древо, обремененное всякаго рода плодами по роду и виду его, срѣтится съ тобою, творцемъ его, на судѣ страшномъ. — Какъ же не позаботиться о такомъ плодовитомъ произведеніи и произраждать ихъ цѣлыми тысящами безумно?

И въ настоящемъ времени, на самаго изрекающаго слово, оно не остается безъ дѣйствія. По словамъ нашимъ, во-первыхъ, всѣ судятъ о насъ; уста наши доставляютъ намъ или уваженіе, или вселяютъ къ намъ отвращеніе и презрѣніе. Премудрый, замѣчаетъ древній мудрецъ, въ словеси любезна сотворитъ себе; а умножаяй словеса мерзокъ будетъ (Сир. 20, 8, 13). Празднословіе терпится иногда для развлеченія, какъ держатъ для сей же цѣли нѣкоторыхъ пернатыхъ, но ни/с. 277/когда не заслужитъ уваженія. Если васъ слушаютъ, когда вы говорите пустое, и не показываютъ отвращенія, то будьте увѣрены, что сего отвращенія нѣтъ только на лицѣ слушающихъ, а въ сердцѣ оно y многихъ. Благоразумно ли же недорожить тѣмъ, отъ чего зависятъ наша честь или безчестіе, любовь или нерасположеніе къ намъ всѣхъ и каждаго?

Если бы мы вознебрегли мнѣніемъ о насъ другихъ людей за худое употребленіе нашего языка и слова, то и тогда не уйдемъ отъ наказанія, ибо празднословіе наказываетъ само себя. Человѣкъ празднословный пустѣетъ внутренно: умъ его становится мелкимъ, сужденіе несвязнымъ, виды пустыми, предположенія ничтожными или предосудительными. Предъ взоромъ человѣка наблюдательнаго, онъ бываетъ похожъ на глупое дитя, не умѣющее молчать. Такой человѣкъ не способенъ ни къ чему важному и истинно-полезному, какъ это замѣчено еще въ древности, гдѣ мудрецы не принимали къ себѣ и въ ученики тѣхъ людей, кои продолжительнымъ молчаніемъ не доказали въ себѣ способности къ дѣлу.

Не должно, наконецъ, опустить безъ особеннаго вниманія и того, что происходящія отъ празднословія пустота души и неосновательность ума, не останавливаются на однихъ устахъ, а по закону природы нашей, переходятъ въ самыя наши дѣйствія и жизнь. Премудро замѣтилъ святый Іаковъ, что аще кто въ словѣ не согрѣшаетъ, сей силенъ обуздать и все тѣло (Іак. 3, 2): это естественная награда за обузданіе своего языка. Привыкшій, напротивъ, грѣшить въ словѣ, скоро начнетъ грѣшить и въ жизни. Въ самомъ дѣлѣ, кто худой правитель и судія? Человѣкъ празднословный. Кто худой исполнитель приказаній начальниковъ? Человѣкъ празднословный. Кто худой отецъ, сынъ, другъ? Человѣкъ празднословный. Кто худая мать семейства? Жена празднословная. Гдѣ источникъ пересудъ, клеветъ, ссоръ? Въ устахъ жены празднословной.

По сему этому не дивитесь, братія, что слово Божіе такъ строго преслѣдуетъ празднословіе и угрожаетъ судомъ за слова не только худыя, но и праздныя. Это къ нашей истинной пользѣ, ибо слово наше губитъ насъ.

Какъ же, спросите, должно употреблять слово, чтобы оно не послужило нѣкогда къ нашему осужденію?

Употреблять его, во-первыхъ, съ крайнею бережливо/с. 278/стію, какъ того требуютъ высокое происхожденіе слова, великое назначеніе его въ мірѣ и крайне важныя дѣйствія его на другихъ людей и насъ самихъ.

Употреблять, во-вторыхъ, на предметы того достойные, во славу Божію, на пользу ближнихъ и къ нашему усовершенствованію, и никакъ не употреблять на предметы срамные, на мысли нечестивыя, на чувства зловредныя; не употреблять на ложь и обманъ, на клевету и ябеду, на брань и ссору.

Въ-третьихъ, наблюдать за употребленіемъ своего слова и по временамъ требовать у себя отчета въ немъ, — всего лучше отходя ко сну, ежедневно.

Въ-четвертыхъ, обращаться съ молитвою ко Господу, чтобы Онъ Самъ положилъ храненіе устамъ нашимъ, Самъ ограждалъ насъ Своею благодатію отъ духа празднословія, который съ такою свирѣпостію заражаетъ нынѣ всю вселенную. Ибо, если святые Божіи человѣки, Давиды, Сирахи, Ефремы не видѣли въ себѣ самихъ достаточныхъ силъ на сраженіе съ симъ обольстительнымъ и зловреднымъ духомъ, то намъ ли ожидать побѣды надъ нимъ безъ помощи свыше!

Въ-пятыхъ, должно приносить покаяніе въ словахъ худыхъ и праздныхъ и стараться вознаграждать ихъ — всего ближе — посредствомъ благаго употребленія того же слова, сознаваясь, гдѣ можно, прямо въ прежнемъ безразсудномъ его употребленіи.

Когда мы будемъ поступать такимъ образомъ, то слово наше постепенно освободится отъ всѣхъ недостатковъ и сдѣлается наконецъ тѣмъ, чѣмъ быть должно — живоноснымъ отгласомъ въ насъ слова Творческаго, свѣтлымъ отпечаткомъ чистаго существа нашего, могущественнымъ органомъ нашего владычества надъ тварями, священною цѣпію, связующею насъ со всѣмъ человѣчествомъ, вѣрнымъ посредникомъ къ сообщенію другимъ того, что въ насъ есть добраго, и къ принятію отъ другихъ, чего недостаетъ намъ, — всегдашнимъ орудіемъ и залогомъ нашего преуспѣянія во всякомъ совершенствѣ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 374-378.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.