Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ пятокъ 2-ой недѣли Великаго поста.

Господи и Владыко живота моего, духъ любоначалія не даждь ми!

Не даждь духа, который, вселившись въ Ангела свѣтоноснаго, омрачилъ его и низринулъ навсегда съ неба, — который, возобладавъ прародителями нашими, изгналъ ихъ не/с. 270/возвратно изъ рая; — того духа, коимъ ослѣпленный Фараонъ вопрошалъ: кто есть Богъ, Егоже послушаю гласа? (Исх. 5, 2), коимъ прельщенные, Даѳанъ и Авиронъ сошли за свое возмущеніе противъ Моисея во адъ живы; — того духа, который заставлялъ еретиковъ идти противъ власти Церкви, возмутителей и крамольниковъ — терзать нѣдра своего отечества, буйныхъ писателей — сѣять плевелы и порчу нравовъ въ цѣлыхъ поколѣніяхъ; — того духа, который, не смотря на чудовищную величину свою, можетъ вселяться въ самаго малаго человѣка, и въ кого ни вселится, дѣлаетъ его недовольнымъ ничѣмъ, тѣмъ паче своимъ состояніемъ.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, отъ духа любоначалія и превозношенія не безопасенъ никто: онъ проникаетъ въ самыя пустыни и заставляетъ иногда людей, отрекшихся всего, искать первенства предъ другими, если не въ другомъ чемъ, то въ самомъ удаленіи отъ власти; онъ появляется въ кругу самыхъ юныхъ дѣтей и дѣлаетъ изъ отрока предводителя себѣ подобныхъ, который гордо раздаетъ приказанія, съ завистію смотритъ на соперника, мучится духомъ, если лишается своего начальства. А что сказать о мірѣ и обществѣ человѣческомъ? Тамъ принято даже за правило, что худой тотъ воинъ, который не хочетъ быть военачальникомъ. Вступая на поприще жизни, рѣдкіе не приносятъ съ собою туда видовъ самыхъ честолюбивыхъ, желаній самыхъ непомѣрныхъ. И какъ многимъ не быть зараженными духомъ любоначалія, когда родители и воспитатели сами почитаютъ нерѣдко за долгъ возбуждать его въ юныхъ питомцахъ, почитая это залогомъ ихъ будущихъ успѣховъ въ жизни?

Въ самомъ дѣлѣ, это бываетъ залогомъ, но чего? Не успѣховъ, а неудачъ, не возвышенія, а паденій самыхъ опасныхъ. Ибо, во-первыхъ, возможно ли всѣмъ достигнуть мѣстъ высокихъ, честей и отличій блистательныхъ? Доля сія по необходимости принадлежитъ немногимъ. А посему для прочихъ покушеніе на нее есть покушеніе почти на невозможное, и, слѣдовательно, вредное. А во-вторыхъ, духъ любоначалія есть вообще самый худой помощникъ въ достиженіи честей и достоинствъ. Ибо человѣкъ, имъ проникнутый, никогда почти не имѣетъ терпѣнія и скромности, толико необходимыхъ для успѣха и въ дѣлахъ земныхъ. Надменный духомъ любоначалія, напротивъ, готовъ бываетъ употре/с. 271/бить всѣ средства, чтобы скорѣе достигнуть цѣли, а употребляя ихъ безразсудно, рѣдко не подвергается тяжкимъ паденіямъ. Въ случаѣ неуспѣха и превратности, съ нимъ бываетъ еще хуже: онъ позволяетъ себѣ наглости и буйства, кои лишаютъ его и того, что онъ имѣлъ. Обыкновенно таковые люди съ обманутымъ честолюбіемъ бросаютъ путь честей и даже служенія общественнаго, и заключаютъ себя преждевременно въ кругѣ жизни домашней. Мирный и благой кругъ сей могъ бы вознаградить ихъ за всѣ лишенія большаго свѣта, но, къ сожалѣнію, и здѣсь честолюбецъ рѣдко находитъ для себя успокоеніе, потому что приноситъ съ собою домой духъ недовольства отъ своихъ неудачъ, духъ ропота и ожесточенія сердечнаго. Кромѣ сего, страсть превозношенія и здѣсь хочетъ находить во всемъ пищу, и по естественному порядку вещей, срѣтая нерѣдко противоборство, бѣснуется и мучитъ себя и другихъ.

Человѣкъ гордый всѣмъ тяжелъ и противенъ даже и тогда, когда обладаетъ отличными способностями, ибо все, чѣмъ отличила и украсила его природа, онъ употребляетъ обыкновенно на униженіе другихъ, а кому пріятно быть унижаемымъ? Посему таковыхъ людей обыкновенно стараются избѣгать. Но духъ любоначалія появляется и въ людяхъ самыхъ посредственныхъ. Таковыхъ уже и не избѣгаютъ, а прямо презираютъ. Сколько отсюда огорченій для презираемаго?

Что же, скажетъ кто-либо, ужели христіанину вовсе не позволено желать высокихъ достоинствъ?

Христіанину не запрещено желать всего добраго. Можно желать, когда чувствуешь способность къ тому, и высокаго достоинства, но какъ желать? — Такъ ли, чтобы почитать себя предназначеннымъ именно къ занятію такого или другаго высокаго званія? Это было бы самомнѣніе и гордость непростительная. Такъ ли, чтобы, не достигнувъ своего желанія, думать, что уже потеряна вся цѣль жизни, и потому сокрушаться и мучить себя? Нѣтъ, это значило бы не пониматъ значенія и цѣли своей жизни. Такъ ли, чтобы всѣ средства къ достиженію отличій и достоинствъ почитать законными и позволительными? Но такого любоначалія и честолюбія не терпитъ самый міръ. Что же позволительно христіанину въ отношеніи къ честямъ и достоинствамъ? По/с. 272/зволительно приготовлять себя къ тому, чтобъ быть ихъ достойнымъ, раскрывать и усовершать въ себѣ всѣ таланты, Богомъ данные, обнаруживать ихъ правильнымъ и общеполезнымъ образомъ, показывать дѣятельность, честность и любовь къ благу общему. Надъ всѣмъ этимъ трудись, сколько угодно: все это похвально не предъ человѣками только, но и предъ Богомъ. А искать усильно высшихъ мѣстъ и достоинствъ, тѣмъ паче употреблять для сего происки и связи, коварство и обманъ, и не достигнувъ желаемаго, поднимать ропотъ, приходить въ малодушіе и отчаяніе, все это совершенно дѣло нехристіанское. Христіанинъ спокойно ожидаетъ званія свыше: приходитъ его чреда, онъ со смиреніемъ исходитъ на поприще, предъ нимъ открывшееся; не приходитъ — онъ употребляетъ свои способности и познанія въ томъ кругѣ, въ коемъ находится, не пререкая вышнему распоряженію, не упрекая никого въ невниманіи къ себѣ. И будьте увѣрены, Провидѣніе Божіе, даруя кому-либо отличныя способности, всегда само заботится о томъ, чтобы онѣ не остались втунѣ, само открываетъ поприще для употребленія ихъ въ дѣло. Намъ можетъ казаться, что это поприще мало, не по насъ, но если мы, вступивъ на него, дѣлаемъ, какъ должно, свое дѣло, то все благое, въ насъ находящееся, найдетъ сродное себѣ употребленіе и принесетъ плодъ. А съ другой стороны, этотъ кругъ часто бываетъ тѣсенъ только вначалѣ — для искушенія нашего терпѣнія и смиренія, а потомъ невидимою рукою, смотря по нашей вѣрности, расширяется; и тотъ, кто думалъ навсегда оставаться долу, видитъ себя на высотѣ, ему приличной. Но и безъ сей высоты можно всегда сдѣлать много истинно полезнаго, даже, если угодно, быть первымъ и вождемъ для другихъ. Сколько вокругъ каждаго стезей добра, еще не проложенныхъ, благихъ подвиговъ, еще не начатыхъ! Осмотрись и, не теряя духа отъ своего невысокаго положенія въ свѣтѣ, начни дѣлать, хотя понемногу и въ маломъ видѣ то, чего не дѣлано никѣмъ: — ты будешь такимъ образомъ первымъ, создашь новое для себя поприще и отличіе, подашь примѣръ самимъ начальникамъ, цѣлому обществу. Не такъ ли именно начиналась дѣятельность многихъ друзей человѣчества, коихъ имена потерялись бы между множествомъ другихъ именъ, если бы они пошли общимъ и обыкновеннымъ путемъ честей и от/с. 273/личій, и кои теперь блистаютъ въ свиткѣ бытописаній, можетъ быть, именно потому, что имъ не надо было идти симъ путемъ, а предоставлено для блага человѣчества открыть новое поприще, свое собственное?

Но говоря такимъ образомъ, мы вмѣсто угашенія духа любоначалія, можемъ еще возбудить его въ тѣхъ, кои имѣютъ предрасположеніе къ тому. Поспѣшимъ же въ предупрежденіе сего показать, что требуется отъ христіанина при вступленіи на высокое мѣсто. Иже въ васъ хощетъ вящшій быти, да будетъ всѣмъ слуга (Матѳ. 26, 26): вотъ законъ, изреченный Тѣмъ, Кто Самъ во всѣхъ отношеніяхъ есть первый и послѣдній (Апок. 1, 17)! Христіанинъ, чѣмъ выше, тѣмъ долженъ быть смиреннѣе, трудолюбивѣе и самоотверженнѣе. Начальство приноситъ ему трудъ и бдѣніе, заботу и печаль обо всемъ, что подъ его рукою. Кто будетъ твердо имѣть сіе въ виду, у того духъ любоначалія упадетъ самъ собою, ибо для труда ли и блага общаго гонитъ сей духъ любимцевъ своихъ на высоту честей? Нѣтъ, онъ указуетъ имъ на сей высотѣ одну роскошь и довольство, одно величаніе и похвалы отъ всѣхъ. Уничтожьте въ умѣ своемъ все это, и приманка исчезнетъ. Смотрите въ высокомъ достоинствѣ на неразлучную отъ него тяжкую отвѣтственность, и предъ людьми, и паче предъ совѣстію и Богомъ: и вы, вмѣсто честолюбивыхъ желаній, ощутите страхъ отъ высокихъ мѣстъ, и будете смотрѣть на нихъ, какъ смотрятъ на верхъ высокихъ зданій, гдѣ страшно поставить себя даже и въ мысляхъ.

Но въ человѣческой природѣ, скажетъ кто-либо, есть естественное стремленіе къ высокому и великому: не должно ли его питать и поддерживать? Безъ сомнѣнія должно; и если бы мы сохранили и питали его надлежащимъ образомъ въ душѣ своей, то не прельщались бы никакими высотами человѣческими и не останавливались бы на нихъ, какъ на верху всѣхъ желаній, ибо врожденное намъ стремленіе къ высокому и великому превыше не только всея земли, но и всего міра. Оно-то именно, хранимое въ чистотѣ и силѣ, и спасало бы насъ отъ всѣхъ мелкихъ видовъ земнаго честолюбія. А чтобы ему самому не оставаться празднымъ, — для сего всѣмъ людямъ безъ исключенія указана Творцемъ цѣль самая высокая. Какая? Та, на которую указываетъ и къ /с. 274/ коей всѣхъ призываетъ Евангеліе. Что можетъ быть выше тѣхъ обѣтованій, кои въ немъ содержатся? По ученію его, всѣ мы предназначены къ царству со Христомъ, къ владычеству надъ цѣлымъ міромъ, къ высотѣ ангельской. Се достоинства для всѣхъ и каждаго! Стремись всякій: сего не только никто не запрещаетъ, а напротивъ все къ тому побуждаетъ. Между тѣмъ, кто идетъ къ симъ высотамъ и восходитъ на нихъ? Худородныя вѣка сего, отребіе міра, какъ выражается Апостолъ, то есть, люди, удаленные отъ всѣхъ честей и достоинствъ мірскихъ. А люди, находящіеся на высотѣ земнаго величія? Увы! они, прельщенные высотою своею, рѣдко обращаютъ на сей предметъ и вниманіе! Съ ними, къ сожалѣнію, бываетъ то же, что съ вершинами высокихъ горъ, кои, бывъ покрыты снѣгомъ и льдомъ, блещутъ при каждомъ восхожденіи и захожденіи солнца радужными лучами и восхищаютъ взоръ, но постоянно остаются голы и безплодны, безъ всякаго признака жизни.

Имѣя въ виду сіи опыты, если рука Провидѣнія поставитъ насъ на высотѣ земныхъ достоинствъ, будемъ стоять со страхомъ Божіимъ, не забывая своего недостоинства и великихъ обязанностей, на насъ лежащихъ, не прельщаясь своею высотою, и устремляя взоръ ума и сердца постоянно къ почестямъ высшаго званія, къ тѣмъ престоламъ и вѣнцамъ, кои раздаетъ достойнымъ не произволъ человѣческій, а всесвятая и праведная воля Вседержителя. А если Провидѣніе судило намъ оставаться въ низкой долѣ, будемъ стоять въ ней съ благодушіемъ и преданностію, памятуя, что Господь нашъ есть Господь горъ и юдолей (3 Цар. 20, 23), что стояніе долу есть стояніе токмо на время, и что всѣ мы предназначены къ такой высотѣ, предъ коей все высокое и великое на землѣ есть одинъ призракъ и тѣнь. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 369-374.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.