Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА.

Слово въ пятокъ 1-ой недѣли Великаго поста.

Господи и Владыко живота моего, духъ праздности не даждь ми!

Можно было ожидать, что великій подвижникъ Христовъ начнетъ свою молитву прошеніемъ объ удаленіи отъ себя какого-либо другаго порока, а не праздности, потому что праздность, по обыкновенному понятію, не есть что-либо важное и опасное. Нѣкоторые готовы почитать ее даже за состояніе завидное. Но человѣкъ Божій смотритъ на вещи иначе; видитъ въ праздности перваго врага своему спасенію, и потому первѣе всего молитъ Господа объ освобожденіи отъ него.

Но что худаго дѣлаетъ праздный человѣкъ, когда онъ ничего не дѣлаетъ? — То именно, что ничего не дѣлаетъ, ибо человѣку всегда надобно дѣлать что-либо. Въ самомъ дѣлѣ, если Сынъ Божій о Себѣ Самомъ и Отцѣ Своемъ говоритъ: Отецъ Мой доселѣ дѣлаетъ, и Азъ дѣлаю (Іоан. 5, 17), то человѣку ли предаться праздности? Дѣятельность — наше назначеніе: для сего именно даны намъ бытіе и жизнь, для сего снабжены мы силами и способностями. И какъ земная жизнь наша вообще не долговѣчна; а между тѣмъ въ продолженіе ея мы должны заслуживать цѣлую вѣчность, блаженную или злополучную, то праздность, разсматриваемая съ сей стороны, есть уже великое преступленіе противъ насъ самихъ, ибо всякій праздно проведенный часъ ведетъ за собою потерю не только для здѣшней жизни, но и для вѣчности. Неупотребленіе данныхъ отъ Бога силъ на дѣла благія уподобляетъ человѣка рабу, сокрывшему свой талантъ въ землю, и уготовляетъ ему плачевную участь сего раба, то есть: и еже мнится имѣя, взято будетъ отъ него (Матѳ. 25, 29).

Точно будетъ взято! Кѣмъ? — и правосудіемъ Божіимъ — въ свое время, а теперь самою праздностію! Порокъ сей, по самому свойству своему, таковъ, что ослабляетъ, сокращаетъ и, наконецъ, отъемлетъ у насъ наши силы и способности. Въ самомъ дѣлѣ, перестаньте, напримѣръ, ходить и употреблять свои ноги. Если это неупотребленіе продлится долго, то вы потеряете, наконецъ, способность ходить, едва будете въ состояніи встать и стоять на ногахъ. Такъ съ /с. 261/ тѣломъ, такъ и съ душею. Всякая способность души — упражняемая, возрастаетъ и усиливается; оставляемая въ бездѣйствіи, — слабѣетъ и портится. Что, наприм., живѣе по природѣ и не умолкающѣе нашей совѣсти? Но не упражняемая, не хранимая, препятствуемая въ ея дѣятельности, и совѣсть слабѣетъ, умолкаетъ и засыпаетъ: человѣкъ становится безсовѣстнымъ. Тѣмъ скорѣе вянутъ и слабѣютъ отъ неупотребленія другія душевныя способности: напр., для человѣка, долго не молившагося, трудно поставить себя потомъ въ молитвенное состояніе и на нѣсколько минутъ; человѣкъ, не упражнявшійся въ постѣ, не можетъ пробыть безъ пищи и одного дня.

Но праздность опасна не однимъ тѣмъ, чего лишаетъ, но и тѣмъ, что приводитъ за собою. Что же она приводитъ? Порокъ и развращеніе.

Если бы душа наша была подобна безчувственному инструменту, который, когда прекращаютъ на немъ игру, остается спокоенъ, то можно было бы безъ вреда оставлять ее въ бездѣйствіи; но съ душею, по ея духовной природѣ, подобнаго бездѣйствія быть не можетъ, а происходитъ то же, что съ полемъ, оставленнымъ безъ воздѣланія: поле покрывается худыми травами, душа худыми мыслями и чувствами. Посему праздность справедливо можно назвать готовою и самородною почвою для всего худаго и грѣховнаго. Никто такъ не обуревается множествомъ нечистыхъ помысловъ и желаній грѣховныхъ, какъ человѣкъ праздный: мысль его, не утвержденная ни на какомъ предметѣ, носится всюду, и, подобно врану Ноеву, всегда останавливается на томъ, что манитъ чувственность; воображеніе въ такомъ случаѣ обыкновенно рисуетъ предъ собою образы обольстительные, кои случалось когда-либо видѣть; память представляетъ случаи, когда страсти находили себѣ преступное удовлетвореніе; умъ плодитъ — то разные замыслы житейскіе, то сомнѣнія о предметахъ священныхъ; сердце располагаетъ къ разнымъ страстнымъ движеніямъ. Кромѣ сего, праздность имѣетъ то зловредное свойство, что производитъ въ человѣкѣ скуку, заставляющую искать развлеченій и забавъ, кои у празднаго обыкновенно состоятъ изъ того, что вредитъ душѣ, поелику обращаются около предметовъ самыхъ чувственныхъ, если не прямо богопротивныхъ. И здѣсь-то корень и источникъ различныхъ /с. 262/ пристрастій къ забавамъ, отъ коихъ страдаютъ люди праздные, тѣмъ забавамъ, кои губятъ здоровье и честь, разстраиваютъ состояніе, дѣлаютъ самаго значительнаго въ обществѣ человѣка вовсе не тѣмъ, чѣмъ онъ могъ и долженъ быть.

Не забудемъ наконецъ при оцѣнкѣ праздности и того, что для большей части людей порокъ сей влечетъ за собою недостатки и бѣдность, заставляетъ обращаться къ непозволительнымъ средствамъ пріобрѣтенія, и такъ какъ праздный человѣкъ, по привычкѣ къ нѣгѣ, бываетъ обыкновенно наклоннѣе другихъ къ чувственности и удовольствіямъ, то искушеніе пользоваться незаконно трудами другихъ чрезъ то самое для празднаго еще болѣе увеличивается. Пересмотрите людей, заключенныхъ въ темницахъ, вникните въ причину ихъ преступленій, — и увидите, что большая часть ихъ произошла въ началѣ своемъ, такъ или иначе, именно отъ праздности.

Знали все сіе святые Божіи человѣки, и ничего такъ не старались избѣгать, какъ праздности. Казалось, самая жизнь пустынная и созерцательная освобождала ихъ отъ трудовъ, тѣмъ паче тѣлесныхъ, ибо много ли у нихъ оставалось и времени отъ молитвъ общественныхъ и домашнихъ? — Но, зная опасность праздности, они брали съ собою трудъ въ самыя пустыни; не разлучались съ нимъ при совершеніи дѣлъ самыхъ высокихъ. Кто, напр., это сидитъ у холма пустыннаго въ Ѳиваидѣ, поетъ псалмы и въ то же время плететъ корзины? Это — свѣтило Египта, Антоній Великій. Корзины сіи пойдутъ въ Александрію и промѣняются на укруги хлѣба, коими столѣтній старецъ подкрѣпляетъ по временамъ немощь своея плоти. Кто это во мракѣ ночномъ, при свѣтѣ лампады или луны, занимается дѣланіемъ шатровъ и палатокъ? — Это святый Павелъ. Днемъ онъ проповѣдуетъ Евангеліе мудрымъ еллинамъ, а ночь употребляетъ на скинотворство, дабы не быть никому въ тягость скуднымъ содержаніемъ своимъ. Кто это въ малой хижинѣ назаретской стучитъ млатомъ, дѣйствуетъ пилою, трудится съ утра до вечера надъ древодѣліемъ? Это — святый Іосифъ, воспитатель Господа Іисуса и хранитель Его Матери. Труды рукъ его доставляютъ пропитаніе святому семейству. Вообще, у святыхъ людей время раздѣлено было между богомысліемъ и трудолюбіемъ. Первымъ правиломъ ихъ было питаться не /с. 263/ отъ чужихъ, а отъ собственныхъ трудовъ. Труда сего, при всей скудости ихъ внѣшняго состоянія, ставало имъ даже на то, чтобы помогать ближнимъ, питать алчущихъ, одѣвать нагихъ и искупать плѣнныхъ.

Но что же, спросятъ, дѣлать тѣмъ, кои самымъ состояніемъ своимъ удалены отъ трудовъ, тѣмъ паче тѣлесныхъ? — Что дѣлать? — Изобрѣсти себѣ трудъ по своимъ силамъ и обстоятельствамъ. Вѣдь изобрѣтаемъ же мы удовольствія; почему не изобрѣсти и труда? И мало ли чистыхъ и полезныхъ предметовъ для занятія души и сердца, самыхъ членовъ тѣла? Одно необозримое поприще благотворительности можетъ представить каждому для сего все, что нужно. Каковъ бы ни былъ трудъ, только бъ былъ безгрѣшенъ и занималъ силы наши, — и цѣль будетъ достигнута. Ибо праздность уничтожается не однимъ тѣлеснымъ трудомъ, а и всякимъ.

Разсуждая такимъ образомъ о трудѣ и праздности, мы имѣемъ въ виду, братіе, состояніе человѣка вообще, или паче состояніе человѣка, не возрожденнаго еще благодатію Божіею, не начавшаго жить во Христѣ. Для человѣка же облагодатствованнаго, непрестанная дѣятельность духовная есть уже святая необходимость, ибо онъ долженъ непрестанно восходить отъ силы въ силу. Праздность въ семъ случаѣ есть прекращеніе самаго восхода; а прекращеніе восхода — то же, что отступленіе назадъ. Ибо они, какъ испрашивается въ молитвѣ церковной, и среди соннаго безмолвія просвѣщаются зрѣніемъ судебъ Божіихъ.

Имѣя столь высокую цѣль бытія (ибо мы всѣ предназначены къ одному и тому же), да воззоветъ, братіе, и каждый изъ насъ вмѣстѣ съ святымъ Ефремомъ: Господи и Владыко живота моего, духъ праздности не даждь ми! Не даждь, да дни мои, кои такъ малы и кратки, преходятъ въ суетѣ мірской и бездѣйствіи; не даждь, да таланты, мнѣ ввѣренные, погребаются въ землѣ забвенія и лѣности; не даждь, да по недостатку любви къ трудамъ содѣлаюсь въ тягость подобнымъ себѣ и постыжду въ себѣ образъ Твой! Сотвори, да буду бодръ на всякое дѣло благое, да непрестанно труждаюся надъ воздѣлываніемъ существа моего для вѣчности, и да все, что ни дѣлаю, дѣлаю для славы Твоей, Господи, а не изъ угожденія себѣ самому! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 360-363.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.