Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великую Субботу.

Есть на нынѣшній день проповѣдь, которую никто на землѣ не слышалъ и слышать не будетъ, никто на землѣ не читалъ и читать не будетъ, которая однакоже достойна того, чтобы предъ нею возблагоговѣли и земля и самое небо. Какая это проповѣдь? Та, о коей свидѣтельствуетъ св. Апостолъ Петръ въ своемъ посланіи. Христосъ, пишетъ онъ (1 Петр. 3, 18-20), единою о грѣсѣхъ нашихъ пострада, праведникъ за неправедники, да приведетъ ны Богови, умерщвленъ убо бывъ плотію, оживъ же духомъ, о немже и сущимъ въ темницѣ духовомъ сошедъ проповѣда, противльшимся иногда, егда ожидаше Божіе долготерпѣніе, во дни Ноевы (1 Петр. 3, 18-20), да судъ убо пріимутъ по человѣку плотію, поживутъ же по Бозѣ духомъ (1 Петр. 4, 6).

Видите теперь, кто говорилъ въ нынѣшній день проповѣдь? Самъ Господь и Спаситель нашъ, умершій за насъ на крестѣ.

Видите, гдѣ говорена она? Во адѣ, когда по разлученіи пречистой души Его отъ тѣла Онъ сошелъ духомъ Своимъ въ это узилище душъ умершихъ.

Видите, кто были слушателями сей проповѣди: — души несчастныхъ современниковъ Ноевыхъ, кои противились Божію долготерпѣнію, когда проповѣдывалъ Ной и угрожалъ отъ лица Божія потопомъ.

Видите, наконецъ, какая цѣль была этой единственной проповѣди, чтобы эти несчастные, понесши судъ и наказаніе и волнами потопными, и заключеніемъ трехтысящелѣтнимъ въ адѣ, воспользовались нисшествіемъ въ него Спасителя и ожили по Богу духомъ.

Будемъ ли ожидать, чтобы и намъ когда-либо, подобно современникамъ Ноевымъ, произнесена была проповѣдь уже не на землѣ, а во адѣ? —

Но возлюбленный Спаситель нашъ, Который единъ имѣетъ ключи ада и смерти, разъ только, по увѣренію слова Божія, сходилъ во адъ со креста, въ день настоящій.

Будемъ ли воображать, что Онъ для насъ паки сойдетъ туда уже не со креста, а съ престола славы Своея? Нѣтъ, Онъ явится всѣмъ уже тогда, какъ предстанетъ предъ Нимъ /с. 254/ на судъ весь родъ человѣческій, въ концѣ міра явится уже не для проповѣди, а для произнесенія суда послѣдняго.

Будемъ убо содѣвать спасеніе свое на земли; будемъ пользоваться тѣми средствами, кои предоставлены намъ ко спасенію въ словѣ Божіемъ и таинствахъ св. Церкви. Кто можетъ сказать, что сихъ средствъ недостаточно? — Посему къ тому, который, живя среди сихъ средствъ, погубитъ нерадѣніемъ душу свою, къ тому со всею силою и справедливостію должны быть обращены слова — къ древнему Израилю: погибель твоя, Израиль, отъ тебе бысть.

Отъ чего да спасетъ всѣхъ насъ умершій для спасенія нашего Господь! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 253-254.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.