Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великую Субботу.

Не знаемъ, братіе, куда ваши мысли склоняются отъ сей плащаницы, а наши — къ нашему собственному гробу. И наша жизнь, думается намъ, такъ пройдетъ, какъ прошла теперь Четыредесятница; и для каждаго изъ насъ наступитъ потомъ великій пятокъ смерти; а за симъ великая суббота успокоенія въ нѣдрахъ земли, — великая — по самому продолженію ея для насъ. Ибо Господь нисшелъ во гробъ токмо на три дня, а намъ долго, долго надобно будетъ оставаться подъ землею. Размышленіе о семъ такъ полезно для души нашей, что иные изъ добрыхъ христіанъ почитаютъ за долгъ имѣть у себя на-готовѣ и на виду свои гробы, а мы, по крайней мѣрѣ, въ настоящій день перенесемся мыслію къ нашему гробу, и посмотримъ, что будетъ тогда съ нами.

И на нашу главу, когда мы будемъ лежать во гробѣ, возложатъ вѣнецъ, ибо Церковь не лишаетъ самаго послѣдняго изъ сыновъ своихъ сего знака окончанія подвиговъ земныхъ. Изъ чего бы вы хотѣли, чтобы составился для васъ вѣнецъ сей? Изъ розъ и криновъ райскихъ? Пусть украшаются ими достойные! Что касается до насъ, то лучше, чтобы этотъ вѣнецъ, подобно вѣнцу Спасителя, соплетенъ былъ изъ терновъ, то есть, изъ скорбей и лишеній, кои понесены во имя Его. Доколѣ мы ходимъ во плоти, эти терны противны нашему внѣшнему человѣку, ибо бодутъ главу его, а въ часъ смерти — это наилучшее украшеніе для души! По симъ священнымъ тернамъ на главѣ, Ангелы Божіи всего скорѣе признаютъ насъ за истинныхъ послѣдователей Распятаго, и отверзутъ намъ рай, стяжанный крестомъ Его.

Будутъ, вѣроятно, на насъ во гробѣ нашемъ и язвы. О, если бы онѣ происходили не отъ одной руки врача, и не отъ свирѣпости токмо болѣзни! Если бы между сими ранами нашлось хотя нѣсколько изъ тѣхъ язвъ, коими хвалился нѣкогда святый Павелъ, говоря: азъ язвы Господа Іисуса на тѣлѣ моемъ ношу (Гал. 6, 17)! Увы, и мы носимъ въ продолженіе нашей жизни многія язвы, и душевныя и тѣлесныя, но ихъ нельзя назвать Господними! — Ибо кто ихъ возлагаетъ на насъ? Или собственная наша плоть съ ея страстями и невоздержаніемъ; или міръ за наше раболѣпство его безумнымъ правиламъ и прихотямъ. Не съ такими язвами /с. 252/ являться предъ Господа! Ихъ должно врачевать покаяніемъ, доколѣ есмы на земли живыхъ.

Явятся, вѣроятно, и при нашемъ гробѣ какой-либо Іосифъ съ Никодимомъ для возданія намъ долга послѣдняго. Кто бы ни были они, да покажутъ свое усердіе къ намъ и да почтутъ память нашу не множествомъ ароматовъ, не напрасными издержками на украшеніе гроба и могилы нашей, а усугубленіемъ о грѣхахъ нашихъ молитвъ Церкви и дѣлъ благотворенія. Ибо что пользы для души въ пышности убранствъ надгробныхъ? Предъ престоломъ Судіи всевидящаго для ней нуженъ будетъ не тлѣнный покровъ изъ злата и сребра, коимъ покрываются гробы, а драгоцѣнная риза заслугъ Христовыхъ, единая могущая прикрыть наготу духовную.

Наконецъ и нашъ гробъ, подобно гробу Спасителя нашего, будетъ запечатанъ печатію. Благодареніе Господу, что это уже печать не Каіафы, а матери нашей, святой Церкви! Но чтобы сія священная печать ея имѣла надъ нами всю силу, и могла хранить прахъ нашъ неприступнымъ для духовъ злобы поднебесной, для сего требуется, чтобы мы въ продолженіе жизни сохранили нерушимо ту печать освященія, коею она же, святая Церковь, запечатлѣла насъ при купели Крещенія, и чтобы поступали во всемъ, какъ истинныя и вѣрныя чада ея. А если мы будемъ христіанами только по имени, небрежа о исполненіи святыхъ уставовъ Церкви; если въ насъ не будетъ внутренняго душевнаго союза, родственнаго пособія и единаго духа съ сею нашею Матерію, то святая печать ея не будетъ имѣть силы надъ гробомъ нашимъ; спадетъ съ него, какъ спадаютъ печати съ веществъ, не могущихъ держать ихъ на себѣ.

Таковы, братіе мои, мысли, съ коими стояли мы утромъ надъ сею плащаницею, воспѣвая пѣсни исходныя Зиждителю нашего спасенія. Кто хочетъ, пусть раздѣлитъ ихъ съ нами, и продолжитъ ихъ для себя. У гроба Спасителя, послѣ Его смерти, ни о чемъ такъ ближе и приличнѣе нельзя помышлять, какъ о концѣ собственнаго житія на земли. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 251-252.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.