Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великую Субботу.

Нынѣ, возлюбленные, день погребенія Господа, день великій и священнотайный. Важенъ былъ седьмый день творенія, ибо въ него, какъ повѣдаетъ Моисей, почи Богъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ, яже сотвори въ предшествующіе шесть дней. Настоящая суббота еще важнѣе, ибо въ нее почилъ отъ Своихъ дѣлъ Сынъ Божій, по совершеніи всѣхъ дѣлъ посольства Своего на земли, послѣ втораго творенія. Первое твореніе было дѣломъ одного всемогущества: рече и быша, повелѣ и создашася. Второе твореніе было уже дѣломъ не одного всемогущества, а всѣхъ совершенствъ Божіихъ, преимущественно свободы и любви. Первое твореніе не стоило никакого усилія Творцу, второе стоило великихъ усилій Сыну Божію, и что я говорю: усилій — стоило мученій — самыхъ ужасныхъ, смерти — самой лютой. Великъ убо настоящій день покоя, священнотайно пребываніе Его во гробѣ.

Дѣятельность Сына Божія, повидимому, вся прекратилась съ Его смертію на крестѣ: тѣло Его, подобно прочимъ мертвецамъ, содѣлалось бездушнымъ, недвижнымъ, ничего нечувствующимъ; такъ Онъ снятъ со креста, такъ помазанъ мастями благовонными, такъ погребенъ, такъ запечатанъ въ Своемъ гробѣ. Но когда видимо все прекратилось, невидимо /с. 250/ въ ту же пору все началось. Послушайте, какъ изображаетъ святая Церковь эту новую, незримую, великую дѣятельность, почивающаго во гробѣ, Господа: во гробѣ плотски, во адѣ же съ душею, яко Богъ, въ раи же съ разбойникомъ, и на престолѣ былъ еси со Отцемъ и Духомъ, вся исполняяй, неописанный!

Вотъ, что дѣлалъ и гдѣ былъ почившій въ маломъ вертоградѣ и еще въ меньшемъ гробѣ Іосифовѣ! Настоящій день былъ для него днемъ покоя по плоти, но величайшей дѣятельности по духу и Божеству. Измученная плоть осталась во гробѣ, не разлучаясь съ Божествомъ, ее проникавшимъ. Пресвятая душа, такъ же не разлучаясь Божества, сошла во адъ, для возведенія оттуда всего, способнаго взойти горѣ. Духъ, исполненный Божествомъ, явился въ раю, куда вошелъ едва ли не первый, благоразумный разбойникъ. Наконецъ, Божество Сына пребывало, какъ и всегда на престолѣ со Отцемъ и Духомъ. Подлинно, исполнено дѣятельностію и присутствіемъ Богочеловѣка все и вся.

Но, наполнено ли, возлюбленный, Господомъ наше съ тобою сердце? что тамъ: рай или адъ? Безъ Господа и Его благодати и рай — не рай, а съ Господомъ и Его благодатію и адъ будетъ не адъ. Если внутрь тебя, въ душѣ твоей, произрастаютъ древа райскія, — добродѣтели и вѣра, то благодари Почивающаго во гробѣ: это Его насажденіе, — благодари и пріими Его въ своемъ раѣ, какъ Іосифъ въ вертоградѣ, представь Ему твое сердце вмѣсто ложа погребальнаго. Если же ты, по несчастію, допустилъ въ душу свою пламень страстей, неумирающій червь самолюбія и похотей, хладъ и тартаръ сребролюбія и безчувствія, то будь увѣренъ, что Онъ посѣтитъ нынѣ и твой внутренній адъ, ты услышишь отъ Него — въ совѣсти твоей — слово жизни, воззывающее тебя изъ бездны, въ коей находишься. Не пренебреги, возлюбленный, ея гласомъ, въ какомъ бы видѣ ты ни услышалъ слово спасенія. Если когда благовременно выходить чрезъ покаяніе изъ внутренняго ада, то въ нынѣшній день, когда Спаситель изводитъ изъ ада даже и тѣхъ, нераскаянныхъ въ свое время, грѣшниковъ, кои противились проповѣди Ноя, егда ожидаше ихъ Божіе долготерпѣніе предъ потопомъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 249-250.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.