Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великую Субботу.

Будетъ съ миромъ погребеніе Его (Исаіи, 57. 2). И будетъ покой Его честь (Исаіи 12, 10).

Евангелистъ ветхаго завѣта, великій провидецъ Исаія, предъизобразивъ пророчески страданія и смерть Искупителя міра, и показавъ, како праведный погибе, и никто же пріемлетъ сердцемъ, потомъ какъ бы въ мирное довершеніе печальной картины, присовокупляетъ: и будетъ съ миромъ погребеніе его! А въ другомъ мѣстѣ своихъ дивныхъ видѣній онъ предсказуетъ еще болѣе, не только миръ при гробѣ Спасителя, но и славу: и будетъ покой его честь!

Трудно было исполниться и первому предсказанію Пророка, тѣмъ труднѣе — послѣднему. Можно ли было ожидать мира окрестъ гроба Іисусова послѣ того, что совершилось у креста Его на Голгоѳѣ? Если дышущихъ злобою первосвященниковъ и книжниковъ не могъ удержать отъ злохуленій и насмѣшекъ взоръ скончавающагося въ мукахъ крестныхъ Страдальца, то тѣмъ менѣе можно бы ожидать великодушія и пощады къ бездыханному тѣлу Его же, уже умершаго. Напротивъ, почти необходимо надлежало предполагать, что ожесточенная злоба враговъ Іисусовыхъ поставитъ за /с. 244/ долгъ себѣ обратить священные останки Божественнаго Страдальца въ предметъ всенароднаго поношенія, приложитъ даже попеченіе о томъ, чтобы истребить всѣ слѣды Его существованія.

О чести же какой-либо при погребеніи Іисусовомъ, казалось, невозможно было и думать. Ибо какая честь Тому, Кто, яко мнимый врагъ Бога и Моисея, осужденъ былъ кончить жизнь Свою на крестѣ среди злодѣевъ? — И кто бы оказалъ ее? Развѣ ученики Іисусовы? Но они еще до смерти Учителя, оставльше Его, вси бѣжаша (Матѳ. 26, 56). При такихъ обстоятельствахъ и то уже было бы пріятною неожиданностію, когда бы пречистое тѣло Іисусово не лишено было хотя того, что закономъ и обычаемъ предоставлялось тѣлу каждаго, понесшаго казнь смертную.

Но, слово святаго Провидца не могло пройти мимо. У гроба Іисусова должны были явиться не только миръ, но и честь, имъ провидѣнныя; — и они явились — сначала миръ, а потомъ и честь.

Въ самомъ дѣлѣ, посмотрите на погребеніе Господа въ вертоградѣ Іосифовомъ: что можетъ быть его мирнѣе? Видя, какъ небольшое число друзей Его воздаетъ Ему теперь послѣдній долгъ, можно подумать, что сему погребенію предшествовали не ужасы Голгоѳы, а кончина совершенно мирная и безмятежная. Вечерній покой вертограда, если прерывался теперь чѣмъ-либо, то развѣ тихими слезами погребающихъ, кои, вмѣстѣ съ драгоцѣннымъ мѵромъ ліются на тѣло возлюбленнаго Учителя, и развѣ нѣкою поспѣшностію въ дѣйствіи, коея неотложно требовалъ наступающій покой субботній. Несравненно больше движенія и больше шума было недавно при погребеніи Лазаря, хотя онъ умеръ на ложѣ своемъ, въ объятіяхъ сестеръ и друзей своихъ.

Откуда и какъ явился у гроба Іисусова этотъ покой неожиданный? Все сдѣлалъ законъ о празднованіи дня субботняго, которое наступило вскорѣ по смерти Господа на крестѣ. Этотъ законъ связалъ собою, иначе ничѣмъ неукротимую, злобу враговъ Іисуса; онъ заставилъ ихъ удалиться немедля домой съ Голгоѳы. Къ тому же самому содѣйствовалъ и другой законъ о пасхѣ, которую надлежало вкушать въ тотъ вечеръ. Агнецъ пасхальный въ семъ случаѣ оказалъ услугу Агнцу Божію, закланному на крестѣ, отвративъ отъ Него /с. 245/ вниманіе враговъ Іисусовыхъ на себя. Мы видѣли, какъ они побоялись войти вчера въ преторію Пилата, дабы не потерять чистоты, требуемой закономъ для вкушенія пасхи. Тѣмъ паче страшно было для нихъ по закону прикосновеніе къ тѣлу умершаго; и вотъ почему нѣтъ никого изъ нихъ при погребеніи Іисуса!

Но какъ же друзья Іисусовы не убоялись сего страха? Развѣ для нихъ не существовалъ законъ о пасхѣ и субботѣ? существовалъ и для нихъ; и они выполняютъ его, сколько можно, ибо о женахъ, бывшихъ при погребеніи, замѣчается, что онѣ не пойдутъ въ субботу, т. е. нынѣ, ко гробу Іисусову для помазанія тѣла Его именно потому, что это противно покою дня субботняго: въ субботу убо умолчаша по заповѣди (Лук. 23, 56). Но съ другой стороны, сіи погребатели пользуются снисхожденіемъ того же закона, или паче обычая народнаго, коимъ позволялось ближайшимъ къ умершему лицамъ погребать его предъ самымъ наступленіемъ субботъ и пасхъ, дабы тѣло не оставалось непогребеннымъ въ продолженіе праздника, чего законъ не терпѣлъ ни подъ какимъ видомъ. Въ силу сего-то права дѣйствуютъ теперь Іосифъ съ Никодимомъ!

Но насъ должно удивить въ семъ случаѣ не столько это обстоятельство, сколько то, откуда и какъ явились эти погребатели въ сіе время. Ибо хотя Іосифъ съ Никодимомъ давно принадлежали къ почитателямъ и ученикамъ Іисусовымъ, но изъ опасенія своихъ собратовъ по синедріону, коего они были членами, никогда не смѣли выказать сего явно. Теперь же, смотрите, какая перемѣна! Доколѣ Іисусъ былъ живъ и пользовался славою великаго чудотворца, когда принадлежать къ числу послѣдователей Его составляло даже не малую честь: Іосифъ, какъ говоритъ Евангеліе, былъ потаенъ — страха ради іудейска (Іоан. 19, 38). А теперь, когда Іисусъ умеръ на крестѣ; когда мнѣніе о Немъ превращено и помрачено въ умѣ большей части народа; когда всякій знакъ любви къ Нему, тѣмъ паче уваженія, отзывался уже измѣною синедріону, и слѣдовательно былъ крайне опасенъ, теперь Іосифъ является всенародно ученикомъ и почитателемъ Іисусовымъ, и не только является такимъ, но и что дѣлаетъ? Входитъ къ игемону римскому съ просьбою взять тѣло Распятаго, и, взявъ его, погребаетъ съ честію. На все /с. 246/ это требовалось много мужества; посему-то Евангелистъ и говоритъ: дерзнувъ, вниде къ Пилату, и проси тѣлесе Іисусова (Марк. 15, 43). Дерзнувъ, т. е. отважившись на все. «Пусть», какъ бы такъ разсуждалъ самъ съ собою Іосифъ, «пусть и Пилатъ и синедріонъ думаютъ о мнѣ, чтó угодно; пусть преслѣдуютъ меня мои собратія, а я сдѣлаю свое дѣло, воздамъ послѣдній долгъ моему Учителю». Любовь къ Нему и уваженіе, столько времени сокрываемыя въ сердцѣ Іосифа, теперь, какъ потокъ, долго удерживаемый, проторглись со всею силою. Почему теперь, когда, повидимому, надлежало ожидать противнаго? Можетъ быть, причиной такой перемѣны въ Іосифѣ были и знаменія чудесныя, происшедшія на Голгоѳѣ, кои убѣдили въ святости Іисуса даже сотника римскаго; но болѣе всего располагало къ тому Іосифа самое сердце его, полное любви и уваженія ко всему святому и возвышенному. Таковыя сердца могутъ до времени таить, что въ нихъ есть добраго, но не могутъ рано или поздно не стать прямо за истину, и любятъ обнаруживать себя именно въ минуту опасности, когда требуется наиболѣе самопожертвованія, что было теперь и съ Іосифомъ.

Уже во всемъ этомъ не мало чести для Погребаемаго. Ибо Тотъ, Кто яко преступникъ закона, распятъ на крестѣ, будетъ погребаемъ съ великимъ усердіемъ, и даже, не смотря на краткость времени и стѣсненность обстоятельствъ, съ немалымъ великолѣпіемъ. Потому что Никодимомъ однихъ благовонныхъ ароматовъ и мастей принесено, яко литръ сто (Іоан. 19, 39), такое, то есть, количество, какое употреблялось при гробѣ людей самыхъ высокихъ и богатыхъ. Но всего этого пророчеству мало. Погребается Царь, какъ провозгласилъ о томъ самъ Пилатъ своею надписью на крестѣ Іисусовѣ, и какъ не могли того сокрыть, при всемъ стараніи, враги Іисусовы, просившіе Пилата перемѣнить надпись. У гроба Царя должна быть почетная стража воинская: гдѣ взять ее? Этого не могутъ доставить никакой Іосифъ съ Никодимомъ. Будьте покойны: эту стражу доставятъ сами враги Іисусовы, и такимъ образомъ, не думая и не вѣдая, воздадутъ Ему честь истинно царскую. Видите ли, ко гробу Іисуса Назарянина уже спѣшатъ воины римскіе, тѣ воины, при имени коихъ трепещетъ весь свѣтъ, побѣжденный ихъ оружіемъ и мужествомъ! Кто послалъ ихъ? Пилатъ. Зачѣмъ /с. 247/ и для чего? Затѣмъ, что первосвященники вспомнили теперь пророчество Іисусово о Его воскресеніи, то пророчество, которое пришло въ забвеніе у самыхъ учениковъ Его. Вы слышали вчера, какъ они ходили къ Пилату съ опасеніемъ, чтобы ученики Іисусовы не похитили тѣла Учителя, какъ Пилатъ, хотя-нехотя, дозволилъ имъ приставить ко гробу Его кустодію, какъ первосвященники, не удовольствовавшись сею стражею, положили еще печать на камнѣ, заграждавшемъ входъ въ погребальную пещеру. Лукавая и злобная мысль съ ихъ стороны была во всемъ этомъ. Но мы должны смотрѣть не на то, что дѣлаютъ по безумію своему люди, а на то, что изъ дѣйствій ихъ выходитъ наконецъ по распоряженію Промысла. Каіафѣ думалось и хотѣлось кустодіею и печатію своею положить конецъ благой памяти о Іисусѣ, а на самомъ дѣлѣ все это послужило къ большей Его чести и прославленію. Ибо не будь при гробѣ Іисусовомъ стражи римской, не лежи на камнѣ печать, тогда воскресеніе Іисусово не было бы такъ достовѣрно и несомнѣнно. И не Каіафа могъ бы сказать тогда: что удивительнаго, если тѣла не нашлось въ гробѣ? — Его взяли ученики ночью, такъ какъ это крайне легко было сдѣлать. Но теперь нельзя уже сказать ничего подобнаго. Сами стерегли, сами печатали: стража и печати цѣлы; а Погребеннаго нѣтъ. Гдѣ же Онъ? Воскресъ, какъ Самъ прорицалъ о томъ, и какъ свидѣтельствуютъ о томъ же бывшіе на стражѣ у гроба воины. Для враговъ Іисуса, какъ справедливо возглашаетъ и святая Церковь, осталось послѣ сего одно изъ двухъ, — или Погребеннаго да дадятъ, или Воскресшему да поклонятся!

И будетъ покой его честь. Одного, повидимому, недоставало къ сей чести теперь — того, что при погребеніи Іисуса не присутствовалъ никто изъ ближайшихъ учениковъ Его. Но самый этотъ недостатокъ служилъ къ полнотѣ, ибо показывалъ, что, безъ чрезвычайнаго тайнаго предраспоряженія свыше, тѣло Господа имѣло остаться вовсе безъ погребенія. Съ другой стороны, присутствіе теперь въ вертоградѣ погребальномъ учениковъ Іисусовыхъ нисколько не придало бы важности дѣйствію. Ибо, что удивительнаго, что ученикъ погребаетъ учителя? Даже могло бы нѣкоторымъ образомъ ослабить будущее дѣйствіе воскресенія и дать поводъ врагамъ Іисусовымъ — въ подкрѣпленіи клеветы — указывать на то, что /с. 248/ Онъ и погребаемъ былъ собственными Его учениками. Но теперь нѣтъ мѣста подозрѣніямъ: изъ учениковъ никого не было при погребеніи, не было впрочемъ не по холодности и недостатку любви къ Учителю, а между прочимъ потому, что Онъ Самъ предварительно запретилъ имъ вдаваться, во время смерти Его, безъ особой нужды, въ опасность. За то они всѣ окажутъ любовь свою другимъ, лучшимъ образомъ, — тѣмъ, то есть, что каждый — въ свое время и въ своемъ мѣстѣ — положитъ за Него душу свою.

Такимъ образомъ, въ часъ погребенія Господня все благорасположилось такъ, что священнодѣйствіе сіе, вопреки всякаго ожиданія, произошло не только въ тишинѣ и мирѣ — и будетъ съ миромъ погребеніе его, — но и съ особенною честію: и будетъ покой его честь! А это все потому, что послѣ смерти на крестѣ, — когда Самимъ Страдальцемъ провозглашено: совершишася! — не было уже нужды ни въ новыхъ ранахъ, ни въ новомъ уваженіи и безчестіи. Къ чему онѣ теперь? Крестомъ и смертію Богочеловѣка окончено и совершено все, что было необходимо для нашего спасенія: рукописаніе грѣховъ человѣческихъ изглаждено; правда и законъ удовлетворены: слава Божія возстановлена; благодать и царство для рода человѣческаго заслужены. Вмѣстѣ съ симъ долженствовало кончиться и уничиженное состояніе нашего Искупителя и уступить мѣсто состоянію славы и величія, которое и началось теперь у самаго Его гроба: и будетъ покой его честь!

Признаемъ убо съ благоговѣніемъ, братіе мои, что гробъ Іисусовъ, подобно кресту Его, окруженъ былъ своего рода знаменіями, кои тѣмъ отраднѣе для сердца, что являются совершенно неожиданно и въ ту пору, которую Самъ Спаситель назвалъ годиною и областію темною (Лук. 22, 53). Возблагоговѣемъ предъ сими знаменіями и почерпнемъ изъ гроба Іисусова духъ вѣры и терпѣнія, духъ мужества и упованія на Промыслъ Божій, никогда не оставляющій вѣрныхъ рабовъ своихъ, и среди самой тьмы страстей человѣческихъ блюдущій ихъ яко зѣницу ока. Если мы вѣрные послѣдователи Іисуса распятаго, и духъ Его живетъ въ насъ, то истина и правда должны быть для насъ дороже всего на свѣтѣ; а кто дорожитъ такимъ образомъ правдою и истиною, тотъ рѣдко не подлежитъ враждѣ и гоненіямъ отъ міра. Но что бы ни дѣлала съ нами злоба человѣческая, хотя бы возно/с. 249/сила на крестъ, хотя бы самый гробъ нашъ печатала печатію Каіафы; доколѣ мы вѣрны Господу, дотолѣ, не смотря на все, мы совершенно безопасны, ибо Господь и Владыка нашъ не подобенъ земнымъ покровителямъ и заступникамъ, коихъ вся сила кончается и исчезаетъ у гроба. Нѣтъ, Онъ обладаетъ и мертвыми такъ же, какъ живыми, или лучше сказать, предъ Нимъ нѣтъ мертвыхъ, всѣ живы; дѣйствіе Его могущества во всей силѣ, можно сказать, и открывается токмо за предѣлами сей жизни, которая сама, во многомъ еще, отдана на произволъ страстей человѣческихъ. Посему, оканчивая слово наше надъ сею плащаницею Спасителя нашего, и мы скажемъ вамъ Его же собственными словами: не убойтеся убо отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити. Убойтеся же могущаго и тѣло, и душу воврещи въ геенну огненную: ей, глаголемъ вамъ, того убойтеся (Матѳ. 10, 28; Лук. 12, 5)! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 243-249.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.