Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великій Пятокъ.

Вы слушали сейчасъ, братіе мои, страшную повѣсть страданій Богочеловѣка. Се предъ очами вашими самое изображеніе Божественнаго Страдальца, снятаго уже со креста и почивающаго во гробѣ. Послѣ сего и о насъ подобаетъ рещи то же самое, что Апостолъ Павелъ вѣщалъ нѣкогда о христіанахъ церкви Галатійской: имъ же предъ очима Іисусъ Христосъ преднаписанъ бысть, въ васъ распятъ (Галат. 3, 1)!

Для чего убо святая Церковь приближаетъ такимъ образомъ не только къ слуху, но и къ самому зрѣнію каждаго /с. 230/ изъ насъ страданія и крестъ Господа нашего? Для того, безъ сомнѣнія, чтобы каждый изъ насъ, пораженный сею близостію, оставилъ теперь прочія занятія, и обратилъ все вниманіе на Спасителя и Господа своего, — для того, чтобы каждый самъ вступилъ нынѣ въ непосредственную бесѣду съ Нимъ. Да, братіе мои, если когда вы можете обойтись безъ нашего поученія, то въ настоящій день; и если мы взошли теперь на сіе священное мѣсто, то не для обычнаго собесѣдованія съ вами, а чтобы напомнить вамъ о необходимости вашей собственной бесѣды съ Спасителемъ вашимъ.

Скажетъ ли кто-либо, что онъ неспособенъ къ сему? Увы, со всѣми и о всемъ можемъ мы бесѣдовать и бесѣдуемъ сами, а съ Господомъ и Спасителемъ нашимъ, съ Тѣмъ, Кто умеръ за насъ на крестѣ, съ Нимъ однимъ не можемъ!.. Если дѣйствительно есть въ комъ-либо сія жалкая невозможность, то что значитъ она? То, что мы безчувственны и неблагодарны къ нашему Спасителю, что мы никогда не думали, какъ должно о своемъ отношеніи къ Нему, не обращали души и сердца ко кресту Его: — если смотрѣли на Него иногда, то смотрѣли какъ на простое зрѣлище; если поклонялись Ему, то подобно тому, какъ поклоняется язычникъ своимъ рукотвореннымъ изваяніямъ. Нѣтъ, крестъ Христовъ не подобенъ симъ бездушнымъ изваяніямъ; онъ весь облитъ кровію живоносною, которая, по увѣренію Апостола, стократъ лучше глаголетъ, нежели кровь Авеля праведнаго (Евр. 12, 24). Распятый на семъ крестѣ Господь нашъ, хотя почиваетъ теперь яко мертвъ во гробѣ, но Онъ мертвъ для невѣрующихъ іудеевъ, а для тебя, христіанинъ, Онъ и во гробѣ есть Божія сила и Божія премудрость. Премудрость ли Божія не дастъ отвѣта намъ, если только будемъ вопрошать ее съ вѣрою и смиреніемъ?

Итакъ, кто бы ты ни былъ, возлюбленный слушатель, первый мудрецъ или послѣдній невѣжда, самый великій и важный въ мірѣ человѣкъ, или самый незначущій членъ общества человѣческаго, стань у гроба Господа своего, и начни бесѣду съ Нимъ. Спроси, во-первыхъ, откуда этотъ крестъ и гробъ, для чего Сынъ Божій претерпѣлъ столько ужасныхъ страданій, подвергся смерти и погребенію, скажи съ Пророкомъ: кто сей, пришедый отъ Едома, и почто червлены ризы его, яко отъ Восора (Ис. 63, 1-2)? Скажи и /с. 231/ внемли, какъ Онъ гласомъ того же Пророка отвѣчаетъ тебѣ, яко день воздаянія пріиде, лѣто избавленія приспѣ (Исаіи 63, 4); насталъ, то есть, давно предсказанный часъ искупленія рода человѣческаго, пришло время удовлетворить за грѣхи его правдѣ небесной и примирить его съ Богомъ: сего ради — не ходатай, ниже Ангелъ, но Самъ Господь спасе насъ (Исаіи 63, 9), спасе не благовѣстіемъ токмо слова, не поданіемъ токмо примѣра благаго, какъ могли бы служить ко спасенію и подобные намъ человѣки, а содѣлавшись за Насъ умилостивительною жертвою, подъявъ за насъ самую смерть, коей подлежали мы всѣ, яко преступники закона Божія.

Желаешь ли знать, кто требовалъ столь великой жертвы за грѣхи? — И Онъ гласомъ святаго Павла отвѣчаетъ тебѣ (Рим. 3, 22-24), что сего требовала правда Божія, нашими грѣхами раздраженная, что безъ сей очистительной жертвы мы не могли быть терпимы неприступною для грѣшниковъ святостію существа Божія, что безъ сего торжественнаго удовлетворенія закону весь порядокъ міра нравственнаго потерялъ бы свою силу и непреложность.

Вопроси далѣе съ вѣрою и любовію, что должно послѣ сего дѣлать человѣку, искупленному отъ грѣховъ и проклятія столь великою цѣною, — что должно дѣлать тебѣ самому, чтобы страданія и смерть Сына Божія не остались для тебя безплодными? Ибо, не можетъ же быть, чтобы кровь, проліянная на Голгоѳѣ, омывала и освящала каждаго и нехотящаго, противъ нашей, такъ сказать, воли. И Господь гласомъ того же Апостола, скажетъ тебѣ, что для сего необходимы съ нашей стороны, во-первыхъ, живая вѣра въ Божественныя заслуги и ходатайственную смерть Его за насъ (Еф. 2, 8), а во-вторыхъ, — жизнь по сей вѣрѣ, то есть жизнь чистая, праведная и богоугодная (Еф. 4, 20-23), что безъ покаянія во грѣхахъ, безъ исправленія нашего сердца и нравовъ благодатію Духа Святаго, и смерть Спасителя останется безъ всякаго плода для насъ, и не только не спасетъ насъ отъ гнѣва небеснаго, а послужитъ къ вящшему нашему осужденію (Евр. 6, 4-9).

Принявъ съ благоговѣніемъ сіи вѣщанія отъ гроба Господня, обратись потомъ, возлюбленный слушатель, къ своей совѣсти и своей жизни, и разсмотри: есть ли въ тебѣ подоб/с. 232/ная вѣра въ Спасителя, и есть ли жизнь достойная сей вѣры? Такъ ли ты мыслишь, желаешь и дѣйствуешь, какъ прилично христіанину, и какъ предписалъ тебѣ мыслить, желать и дѣйствовать Спаситель твой? И если окажется, что дѣло спасенія въ тебѣ еще и не зачиналось, или началось когда-либо, но потомъ забыто и оставлено, то подумай, что ожидаетъ тебя, за котораго умеръ Сынъ Божій, и который однако же о сей смерти Его не думаешь, какъ бы ея не было, или бы она не касалась тебя, или составляла нѣчто не важное. Если мысль о толикой съ твоей стороны неблагодарности къ Искупителю твоему и представленіе ужасной участи, которая ожидаетъ презрителей крови Сына Божія, тронетъ тебя (а какъ не тронуть, если у тебя есть сердце?), когда ты увидишь, что нельзя болѣе продолжать тебѣ своего преступнаго равнодушія къ смерти Искупителя, за тебя подъятой, что непремѣнно надобно сообразить съ нею жизнь свою, то обратись паки къ своей совѣсти и вопроси самъ себя, что нужно тебѣ сдѣлать и дѣлать отселѣ, какъ вести себя, что оставить, что измѣнить, дабы престать быть христіаниномъ по одному имени. Сообразивъ все это, рѣшившись на жизнь христіанскую, стань у гроба Спасителя твоего, призови на помощь благодать Его, дай обѣтъ быть вѣрнымъ совѣсти и Евангелію; и иди въ домъ твой, иди и, снова размысливъ, снова призвавъ Господа на помощь, немедля начинай дѣло спасенія своего — въ твердой увѣренности, что Господь не оставитъ тебя ни вразумленіемъ, ни утѣшеніемъ, ни успѣхомъ благословеннымъ.

Се, братіе мои, предметъ для собственнаго собесѣдованія каждому изъ насъ съ почивающимъ во гробѣ Господомъ нашимъ! Се текстъ для проповѣди, которую каждый долженъ сказать нынѣ самъ себѣ! Видите, что должно быть и заключеніемъ сея проповѣди! Это заключеніе, не какъ въ нашихъ проповѣдяхъ, должно состоять не изъ словъ, а изъ дѣлъ. Отъ сея проповѣди должна измѣниться вся наша жизнь. Если вы займетесь симъ важнымъ предметомъ сей же часъ, какъ должно, то не будете имѣть нужды въ нашемъ поученіи, сами скоро сдѣлаетесь въ состояніи учить и назидать другихъ, а если не обратите на сіе вниманіе, если ограничитесь, и нынѣ какъ и прежде, обыкновеннымъ слушаніемъ пѣснопѣній и чтеній церковныхъ, нѣсколькими /с. 233/ поклоненіями предъ святою плащаницею и мимолетными воздыханіями, то хотя бы Ангелъ съ неба сшелъ и возглаголалъ къ намъ, мы не получимъ плода отъ его проповѣди; и, при всѣхъ нашихъ благихъ, повидимому, мысляхъ и чувствахъ, при всѣхъ нашихъ поклоненіяхъ и даже слезахъ, останемся тѣми же, что были, грѣшниками, съ прежними страстями въ душѣ и язвами въ совѣсти. Посему собственнымъ спасеніемъ вашимъ умоляемъ васъ, братіе, размыслить у сего гроба о томъ, къ чему мы призывали васъ размыслить, не поверхностно, не мимоходомъ, а такъ, какъ бы дѣло шло о вашей жизни и смерти, ибо точно здѣсь дѣло идетъ о жизни и смерти нашей, — жизни некончаемой, смерти вѣчной. Здѣсь въ семъ гробѣ, или наше вѣчное оправданіе, или наше вѣчное же осужденіе: отсюда путь или въ рай или въ адъ! Выбирай любое, но одно изъ двухъ непремѣнно избрать долженъ.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе мои, если правосудіе земное не оставляетъ безъ отмщенія смерти и обыкновеннаго человѣка, то оставитъ ли безъ возмездія правосудіе небесное кровь Сына Божія, если мы окажемся ея презрителями? — Теперь можно, пожалуй, ограничиваться однимъ преклоненіемъ главы предъ лежащимъ во гробѣ Судіею нашимъ, однимъ хладнымъ лобзаніемъ изображенія язвъ Его; можно, пожалуй, взглянуть на нихъ съ равнодушіемъ и отойти съ надменнымъ видомъ вольнодумца; можно чувствовать, думать и дѣлать у сего гроба, что угодно. Лежащій въ немъ, подобно обыкновеннымъ мертвецамъ, не скажетъ теперь ничего. Но надобно явиться предъ сего Мертвеца и тогда, когда Онъ будетъ уже не во гробѣ, а на престолѣ славы и всемогущества; надобно будетъ предъ Нимъ дать отчетъ тамъ, гдѣ окружатъ Его уже не смиренные служители алтаря, а Херувимы и Серафимы. Имѣяй уши слышати и умъ внимати, да слышитъ и да внимаетъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 229-233.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.